Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологические направления в мире: фашизм и националистические теории. Фашизм




Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировав­шихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальни­ком фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. шикльгрубера. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррациона­лизма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом, использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и полити­ческих прав некоего мифического народа - «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культу-росозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд север­ных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «под­держивающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и пред­полагала политику экспансионизма, дискриминации и террора. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Са-лазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определен­ного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования вла­сти, таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма явля­лись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского пере­рождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, со­храняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса. Понимая таким образом фашизм, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед ка­кой социальной ценой для достижения поставленных целей, и хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, националь­ного милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой раз­рушением цивилизованного облика общества, национальные идеологии В странах, где идет процесс становления национальных общностей, осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политиче­скую роль играют национальные идеологии. Так, например, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX - первой трети хх в. ив настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Ев-ропарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное - особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге - преобладание евроцентризма над национальны­ми пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают домини­ровать в политической жизни общества. В целом идеологии этого типа выражают поли­тические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью, концептуально-теоретические основы этих идеологических течений прежде всего выражают то или иное понимание при-роды национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, склады­вающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры (марксистская традиция); либо культурной общ­ности, интегрируемой политическими событиями и институтами (м. ве-бер); либо во­площения «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд); либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция), и т.д.

В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населе­ния политические силы могут выдвигать требования либо защиты культурной самобыт­ности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государствен­ности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации или, напро­тив, - защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних пося­гательств; либо создания привилегий для лиц «коренной национальности» или же - ин­тенсивного расширения интернациональных контактов и т.д.

таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). в других, создавая очаги сепаратизма и этниче­ского гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабиль­ность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т.д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных от­ношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных инте­ресов не связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут созда­вать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением поли­тики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (на­пример, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией).

В ряде случаев национальные идеологии используются в качестве прикрытия для реше­ния проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса, напри­мер в конце 80 - начале 90-х гг. Прибалтийские республики под флагом защиты интере­сов коренных национальностей пытались решить весь комплекс проблем с бывшим со­юзным государством (в частности вопросы хозяйственных взаимоотношений, усиления экономической самостоятельности, обеспечения оптимальных условий роста уровня жизни граждан и т.д.).

конечно, ни разнообразие национальных идеологий, ни перечисленные выше идейные течения не исчерпывают всего духовного богатства политической жизни современного мира. Перестроить политическую вселенную на собственных принципах, повлиять на умонастроения людей хотят и доктрины, строящие свои требования на основании рели­гиозных постулатов и ценностей (в том числе и те, что увязывают собственную картину мира с демократическими идеалами - как, например, христианско-демократическая

идеология, а также те, которые исповедуют фундаменталистские воззрения: ортодок­сальный иудаизм, сикхизм, исламский фундаментализм и др.), различные лево- и право­радикальные идеологии (например, соответственно, неотроцкизм и «новые правые»). Существенное политическое влияние в отдельных странах оказывает идеология «комь-юнити» (проповедующая «новый стиль жизни» путем создания различных соседских, профессиональных и прочих общин, построенных в духе братства и локальной солидар­ности граждан, стремящихся к «немедленному счастью»), феминизм (борющийся за полное равноправие женщин в обществе), различные экологические («зеленые») идео­логии (например «комплюралистическое» учение, стремящееся предотвратить само­уничтожение человечества путем сохранения окружающей среды, развития коллектив­ного капитала и прекращения роста населения), многочисленные футурологические концепции и т.д.

причем, если в социально стабильных странах влияние политических идеологии на об­щественное сознание по преимуществу снижается, то в государствах, переживающих процесс модернизации, выбора путей дальнейшего развития, эти орудия духовной мо­билизации играют все возрастающую роль в борьбе за захват и использование власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.