КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, структура, специфика формирования бюджета РФБюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве страны. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Бюджетный кодекс Российской федерации дает следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»[1]. Другими словами можно сказать, что бюджетная система представляет собой главное звено финансовой системы государства. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: · первый уровень — федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; · второй уровень — бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ «в бюджетную систему входят — 83 бюджета, их них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджета автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга»[2]) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; · третий уровень — местные бюджеты. Подробная структура наглядно представлена в Рис. 1 Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ «Бюджетная система функционирует на основе следующих принципов: 1. единства бюджетной системы РФ. Означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, составление бюджетной отчетности и т.д.; 2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Данный принцип означает закрепление в соответствии с законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) т др.; 3. самостоятельности бюджетов. Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс; 4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Принцип говорит об определении бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и др. в соответствии с едиными требованиями и принципами»[3]; 5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах; 6. сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета; 7. результативности и эффективности использования бюджетных средств(участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств); 8. прозрачности или открытости (обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, доступность иных сведений о бюджете); 9. достоверности бюджета (означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета). «Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ».[4] Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период показателей свободного финансового баланса РФ осуществляется комиссией, создаваемой правительством РФ. Внесением министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченном органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительстве РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную думу. «Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов РФ и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями». [5] В законе о бюджете должны содержаться основными характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ. Законом о бюджете устанавливаются: · перечень главных администраторов дохода бюджета; · распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год; · общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; · источники финансирования дефицита бюджета; · верхний предел государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и др. Одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган представляются: · основные направления бюджетной налоговой политики; · предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год; · прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; · методики и расчеты распределения межбюджетных трансферов и т.д. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах, для выполнения основной части возложенных на него функций. «Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности»6. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. «Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль организаций и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.)»7. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления. Налоговые доходыфедерального бюджета поступают от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: · налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, –по нормативу 100 процентов; · налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов; · акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 процентов; · акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, – по нормативу 100 процентов; · акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов; · акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100 процентов. «Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств»8. Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.: 1.рост ВВП и продукции промышленного производства; 2.прекращение спада сельскохозяйственного производства; 4.снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов; 5.рост реальных располагаемых денежных доходов населения; 6.поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных. 1) введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета; 2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов; 4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля; 6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам; 8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг. Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |