Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 15 страница




--------------------------------

<1> См.: ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 "Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях", утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 21 августа 2007 г. N 60 // БНА ФОИВ. 2007. N 41.

 

Защита человека от неблагоприятного влияния магнитных полей частотой 50 Гц осуществляется посредством снижения действующих на него уровней магнитных полей, создаваемых постоянно действующими источниками, размещенными как внутри, так и вне жилых и общественных зданий, в том числе на селитебной территории. Обеспечение защиты населения от неблагоприятного влияния магнитных полей частотой 50 Гц достигается: удалением источников магнитных полей от мест проживания; разработкой специальных инженерно-технических решений, позволяющих снизить уровни магнитных полей от уже имеющихся источников до значений ПДУ, соответствующих установленным. Снижение уровней магнитных полей частотой 50 Гц локальных источников может обеспечиваться применением экранов, изготовленных из материалов с высокой магнитной проницаемостью, либо применением средств активной компенсации магнитных полей частотой 50 Гц.

Снижение уровней магнитных полей частотой 50 Гц на селитебных территориях и внутри жилых и общественных зданий от протяженных источников (включая воздушные и кабельные линии электропередачи) обеспечивается посредством применения контурных экранов либо путем оптимального (с точки зрения само- и/или взаимокомпенсации) расположения источников магнитных полей.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду.

Основной мерой защиты окружающей среды от негативного физического воздействия является установление санитарно-защитных зон (СЗЗ). Они применяются для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека.

Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов <1> устанавливаются следующие размеры: для предприятий первого класса - 1000 м; для предприятий второго класса - 500 м; для предприятий третьего класса - 300 м; для предприятий четвертого класса - 100 м; для предприятий пятого класса - 50 м.

--------------------------------

<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (в ред. от 10.04.2008) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // Российская газета. N 28. 2008. 9 февраля.

 

Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: объективном доказательстве достижения уровня физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств 3, 4, 5 классов опасности - по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.).

Размеры СЗЗ устанавливаются для промышленных, коммунальных, энергетических предприятий и предприятий по обслуживанию средств транспорта, станций и других объектов автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также метро, трамвайных путей, тоннелей, являющихся источниками неблагоприятных физических факторов, расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов. Обоснованность расчетов для установления СЗЗ должна быть подтверждена натурными замерами при приемке в эксплуатацию новых объектов.

5. В соответствии со статьей при планировании и застройке городских и сельских населенных пунктов, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. Так, при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, осуществляется строительный надзор (ст. 54 - 55 ГрадК РФ). При проведении оценки соответствия законченных строительством объектов на соответствие требованиям технических регламентов, проектной документации, другим нормативным, действующим санитарным правилам и нормам, кроме визуального и документального контроля, предъявляются требования по подтверждению проектных параметров зданий объективными методами лабораторных исследований. Объем исследований определяется для каждого объекта индивидуально.

В задание на проведение лабораторных исследований обязательно входят исследования физических факторов: радиометрическое обследование строительных конструкций, исключающее наличие участков строительных конструкций с повышенными уровнями гамма-излучения; измерение объемной активности радона в воздухе помещений; измерение нормируемых уровней шума, ультразвука, инфразвука и вибрации; измерение электромагнитного излучения (при наличии источников) и т.д. Необходимость радиологических исследований при оценке выстроенных объектов предусмотрена ст. 15 Закона о радиационной безопасности, порядок проведения измерений регламентируется Методическими указаниями "Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий" и другими санитарными правилами и нормами. Например, по результатам работы Испытательного лабораторного центра "Тест-Эксперт" в Свердловской области за 2007 - 2009 годы установлено: радон в воздухе с превышением установленных норм был обнаружен на двух объектах; по уровням шума превышения ПДУ были выявлены на 10% объектов; по звукоизоляции конструкций - на 8% объектов. Основная причина выявленных отступлений от норм - низкое качество строительства и реже - неправильные проектные решения <1>.

--------------------------------

<1> Соблюдение санитарных правил и норм на объектах строительства. Лабораторные исследования при вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов // Уралстройинфо. http:// www.uralstroyinfo.ru/?id= 62&topic= 22&doc= 429.

 

6. Для каждого источника физических воздействий на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий устанавливаются нормативы допустимых физических воздействий. Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий (о нормативах физического воздействия см. комментарий к ст. 25).

 

Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований

 

Комментарий к статье 56

 

Положения данной статьи следует рассматривать в контексте положений ст. 80 комментируемого Закона. В указанных статьях фактически идет речь о законодательном закреплении специальных санкций - ограничении, приостановлении и прекращении экологически опасной деятельности. При этом остается открытым имеющий важное теоретическое и практическое значение вопрос: ограничение, приостановление или прекращение экологически опасной деятельности имеет гражданско-правовую или административно-правовую природу (см. подробнее практику применения гражданско-правового и административно-правового запрета в комментарии ст. 80). Примером существования норм экологического законодательства, ограничивающих или запрещающих осуществление экологически опасных видов деятельности, может служить Положение о порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847. Данное Положение было принято во исполнение положений Закона об охране атмосферного воздуха, в частности ст. 17, запрещающей производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Несмотря на некоторые выявленные специфические черты, отношения в сфере ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух имеют административно-правовую природу и должны быть включены в КоАП.

Основное содержание Положения сводится к определению порядка ограничения, приостановления или прекращения вредных воздействий на атмосферный воздух в случае нарушения требований воздухоохранного и санитарного законодательства. В пункте 6 Положения устанавливаются субъекты, уполномоченные издавать акты об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, связанной со сверхнормативным воздействием на атмосферный воздух, которыми являются государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие экологический контроль. Ограничение, приостановление или прекращение выбросов в соответствии с Положением может устанавливаться как в отношении транспортных средств или иных передвижных источников, так и в отношении стационарных источников выбросов. В первом случае возможно запрещение эксплуатации транспортных средств, если в ходе проведения проверки на соответствие осуществляемых выбросов техническим нормативам установлено превышение технических нормативов выбросов.

При превышении стационарными источниками установленных нормативов воздействия на атмосферный воздух либо при отсутствии разрешений на выбросы и совершении иных противоправных действий возможны три варианта реагирования со стороны уполномоченных должностных лиц:

а) ограничение выбросов и вредных физических воздействий до уровня, установленного разрешениями, возможно при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий;

б) приостановление выбросов и вредных физических воздействий допускается при невыполнении предписаний об ограничении выбросов и вредных физических воздействий; при невыполнении плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий; при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия;

в) прекращение выбросов и вредных физических воздействий осуществляется при систематическом превышении предельно допустимых или временно согласованных выбросов, а также нормативов вредных физических воздействий, приводящем к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий (п. 5 Положения).

Документом, на основании которого согласно Положению возможно ограничение, приостановление или прекращение выбросов вредных веществ в атмосферу или вредные физических воздействий на нее, является предписание государственного инспектора федеральной службы, осуществляющей экологический контроль (в настоящее время такой службой является Росприроднадзор). Основанием для вынесения предписания служит протокол, фиксирующий нарушения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, составленный в установленном порядке. Предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий обязательны для исполнения и могут быть обжалованы в суд.

Рассматриваемые нормы по своему характеру несомненно имеют административно-правовую природу. Тем не менее ограничение, приостановление или прекращение выбросов вредных веществ в атмосферу нельзя считать административным приостановлением деятельности по формальным признакам. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административно-правовой запрет как вид административного наказания может быть назначен только по решению суда на общий срок до 90 суток и только в том случае, если такое наказание предусмотрено статьями особенной части КоАП РФ (см. подробно комм. к ст. 80). В рассматриваемом Положении правом приостанавливать и прекращать деятельность наделены должностные лица - государственные инспекторы, осуществляющие экологический контроль.

Рассматривая практику применения Положения о порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, можно сделать вывод о том, что предписания государственных инспекторов являются действенным средством в том случае, когда необходимо решать проблему оперативно: при проверке, осуществляемой в процессе выполнения государственных функций по экологическому контролю, должностными лицами составляется протокол о правонарушении, выносится предписание, которое фактически приостанавливает действие выданного разрешения на выбросы в атмосферный воздух и служит основанием для постоянного или временного прекращения вредного воздействия на атмосферу. Цель привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов в данном случае видится в предотвращении вреда окружающей среде в результате сверхнормативных загрязнений.

Из буквального понимания норм КоАП РФ и Положения можно выявить следующее отличие между административно-правовым запретом и приостановлением деятельности по Положению: если в КоАП РФ говорится об ограничении (приостановлении) хозяйственной деятельности в целом, то Положение распространяется лишь на ограничение, приостановление, запрещение деятельности по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредному физическому воздействию на атмосферу. Такой довод неоднократно приводился участниками процесса при обжаловании решений в апелляционной и кассационной инстанциях, но был отклонен судами.

Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при кассационном обжаловании оставил в силе решение арбитражного суда первой инстанции и признал подобные доводы заявителя - ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" несостоятельными (см. Постановление кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 21 июля 2004 г. по делу N А79-1663/2003-СК1-1619).

 

Глава VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.