Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизика всеединства




Исходные принципы метафизики всеединства были сформулирова-
ны философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым
(1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о бо-
гочеловечестве», «Оправдание добра», «Духовные основы жизни» и др.
Опираясь на традиции академической философии, философско-тео-
логаческие воззрения Платона (427 — 347 до н. э.) и Августина (354
— 430), кантовскую антропологию и славянофильские представления
об общественной солидарности, В. С. Соловьев предпринял попытку
создать всеобъемлющее христианское мировоззрение на базе обновлен-
ной религии.

Исходным принципом философской концепции В. С. Соловьева
являлось учение о всеединстве. В онтологаческом аспекте всеединство
выступает как трехипостасный Бог, определяющий начало всякого
бытия. Абсолютной формой всеединства становится вечная божествен-
ная идея, или София, содержащаяся в божественном Логосе. В ка-
честве универсального божественного элемента всеединство

 

734К.538 193

 


проявляется в неотделимости творца и промыслителя от бессмертной
души человека. Всеединство — это единство творца и творения.

В гносеологическом аспекте всеединство выступает как цельное
знание, представляющее собой неразрывную взаимосвязь эмпириче-
ского (научного), рационального (философского) и мистического (со-
зерцательно-религиозного). Цельное знание мыслится Соловьевым как
истина, включающая сущее, единое, все. В качестве такового оно вы-
текает не из результатов познавательной деятельности человека, а из
проявления абсолютного начала в человеке, или, по-иному, веры,
интуиции, созерцательности.

Определяющим началом действительности В. С. Соловьев считал
сверхъестественное царство божественной идеи, отражением которой
является мир. Материальный мир не представляет законченной
статической картины и развивается благодаря божественной воле. Он
эволюционирует от низших форм бытия к высшим. Минеральное цар-
ство как начало творческого процесса является основанием рождения
растительного царства; в свою очередь, растительное царство служит
условием животного царства, затем природного и, наконец, духовного
человечества. Переход от низших к высшим формам бытия у
В. С. Соловьева — это целесообразное воссоединение утраченного в
результате грехопадения единства мира.

У В. С. Соловьева история мирового процесса предстает в виде
мистического эсхатологазма. Однако в отличие от ортодоксальных бо-
гословов В. С. Соловьев пытался создать концепцию оптимистической
эсхатологии, в соответствии с которой спасение человечества обес-
печивается его приобщением к идее богочеловека. Религиозная
философия освобождает сознание людей от внешней авторитарности
и приобщает их к осознанному усвоению христианских ценностей.

Совокупность христианских ценностей, и в первую очередь боже-
ственной сферы истины, добра и красоты, составляет у В. С. Соловьева
положительное всеединство, постигаемое на основе цельного знания.
Цельное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в
безусловное существование абсолютного начала. Абсолютное, как все-
единство, придает миру характер завершенной системы. Его сущность
не может быть познана на основе суждений или выводов познающего
субъекта, а постигается посредством приобщения к всеединству. Цель-
ное знание, по мнению В. С. Соловьева, не может быть получено
эмпирическими или рациональными средствами. Эмпирическое знание
способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, рациональное
— особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана че-
ловеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина
достигается в конечном счете мистическим путем. Что же касается
эмпирического и рационального познания, то они у В. С. Соловьева
выполняют вспомогательную роль. Утверждение об истинном знании
как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания


194

 


является основанием для общего вывода о безусловной необходимости
единства науки, философии и религии. Подобное единство, именуемое
свободной теософией, позволяет рассматривать мир как завершенную
систему, обусловленную всеединством или Богом. А это, в свою оче-
редь, способствует формированию целостного христианского мировоз-
зрения, сердцевиной которого должен стать догмат о богочеловечестве.

В общественной жизни принцип положительного всеединства
реализуется в приобщении к идее богочеловечества. Природный че-
ловек, т. е. не просветленный божественной истиной, противостоит, по
утверждению В. С. Соловьева, другим людям как чуждая и враждеб-
ная сила. В борьбе за существование он противопоставляет себя
другим, узурпируя тем самым принцип свободы и равенства и про-
возглашая политику социальных и национальных антагонизмов. Толь-
ко в том случае всемирная история придет к торжеству мира и
справедливости, правды и добродетели, если объединяющим общест-
венным началом станет воплощенный в человеке Бог, пере-
местившийся из центра вечности в центр исторического процесса.
Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения
В. С. Соловьева, единство вселенской церкви и монархического госу-
дарства, слияние которых должно привести к образованию свободной
теократии.

В этической концепции В. С. Соловьев исходит из представления
о том, что своей победой над нравственным и физическим злом
Христос раскрыл человеку единственно правильный путь усвоения все-
общих моральных ценностей. Кроме неба нравственное совершенст-
вование человека поддерживают его природные чувства — стыд,
жалость и благоговение. Но эти природные чувства служат индивиду-
альному проявлению высоких, нравственных принципов. Между тем
совершенное добро может выступать только в универсальном прояв-
лении, т. е. не для отдельной личности, а для всего человечества. Все-
объемлющее утверждение совершенного добра осуществляется
посредством приобщения как личности, так и общества к нравствен-
ным принципам, принесенным на землю Иисусом Христом.

В. С. Соловьеву принадлежит значительная роль в определении
перспектив обновления православия, в разработке принципов эку-
менизма, в пересмотре устаревших ортодоксально-традиционных поло-
жений христианства. Известно, что ведущие иерархи церкви вместе
с синодом запрещали В. С. Соловьеву выступать по церковным воп-
росам. Но он значительно глубже, чем иерархи и синодальные власти,
понимал объективные тенденции в русском православии и наметил
программу теологического обновления христианства.

Представители метафизики всеединства — священник П. А. Фло-
ренский (1882—1937), философы С. Н. Трубецкой (1862—1905) и
Е. Н. Трубецкой (1863 — 1920), С. Л. Франк (1877 — 1950),

 

7* 195


Л. П. Карсавин (1882 — 1952) и др., опираясь на учение В. С. Соловье-
ва, сформулировали новые варианты православной онтологии, гно-
сеологии, социологии, эсхатологии.

Наиболее видным представителем метафизики всеединства был
православный священник, богослов, ученый и философ П. А. Фло-
ренский. Свои философские воззрения он изложил в ряде работ, и
прежде всего в основной — «Столп и утверждение Истины». П. А.
Флоренского интересует в основном мистика В. С. Соловьева. Для не-
го истина — это сверхрациональная целостность. Она как «живая
реальность» не может быть познана на основе законов логики, спо-
собных только омертвить ее, придать ей статическую неподвижность.
Познание истины становится возможным на основе разумной
интуиции, тождественной религиозному переживанию, — это процесс
движения от высшего к низшему, от целостности к бесконечной мно-
жественности. Истина непостижима, что же касается множества раз-
дробленных истин («осколков истин»), то они для разума
представляются противоречием, например, единосущности и трехипос-
тасности, свободы воли и предопределения. Истина оказывается
антиномичной не как отражение антиномичности догмата, а как
следствие антиномичности рассудка.

Как и И. Кант, П. А. Флоренский считал антиномией не сам
объект познания, а представления человека о нем. Разум не может
найти в себе точку опоры, ему недоступны глубины догматических
определений. Поэтому разрешение подобных противоречий возможно
только на основе безусловного признания истинности догматов. П. А.
Флоренский ограничивает познавательные возможности человеческого
разума, с тем чтобы повысить авторитет веры. Только в том случае,
если будет признано, что «Истина есть единая сущность в трех ипос-
тасях», т. е. что Бог и есть истина, станет возможным совмещение
противоречивых суждений. В таком случае кажущаяся рассудочная не-
лепость тринитарного догмата может быть преодолена и ниспровер-
гнута подвигом веры. Познание истины у П. А. Флоренского в
конечном счете становится возможным только на основе реального
вхождения в недра божественного триединства.

Своеобразие философско-богословских конструкций П. А. Флорен-
ского состояло в том, что, в отличие от общепринятой системы обос-
нования вероучительных принципов с помощью тех или иных научных
данных, он главным образом известные научные положения подкреп-
лял и иллюстрировал религиозно-философскими и богословскими
посылками. Он широко использовал рационалистические доказатель-
ства для обоснования истинности богословских выводов. Антиномии
рассудка служат у П. А. Флоренского не только доказательством
реальности абсолютного трехипостасного Бога, но и средством осоз-
нания сущности тварного бытия как божественного творчества.

Антропологические воззрения П. А. Флоренского основываются на

 

 


принципе божественной любви. Без этого может наступить только
психическое и нравственное разрушение личности. Разрыв человека
с полюсом святости и выражение своей «самости» тождеством «я —
я» ведут его к утрате богоподобия и превращению в дьяволоподобие.
Подобное разрушение личности П. А. Флоренский называет второй
смертью — отделением души от духа, в отличие от естественной
смерти, разделяющей душу и тело. Вне богоподобия человек лишается
собственной субстанциальной основы, утрачивает свои созидательные
качества, оказывается вне идеи жизни.

Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной
философии был С. Н. Булгаков (1871 — 1944). В работах «Два града»,
«Свет невечерний» и других С. Н. Булгаков изложил сущность своих
религиозно-философских взглядов. Исходным в религиозном сознании
является ощущение божественного мира. Истины веры раскрываются
в мистическом переживании, воплощенном в словесных символах.
Центральной онтологической проблемой религиозной философии С. Н.
Булгакова в соответствии с апофатической традицией стало божест-
венное ничто. Из ничто сотворен мир. Акт творения — это превра-
щение небытия (укон) в бытие (мэон), или, иначе, самораздвоение
абсолютного. Ничто в отличие от библейского «ничего» становится ак-
туальным бытием, из которого божественным словом создаются не-
бесные тела, растительный и животный мир. Основное назначение
категории «ничто» — обосновать трансцендентность Бога посредством
последовательного утверждения того, чем Бог не является.

Одной из центральных проблем метафизики всеединства С. Н.
Булгакова является учение о софийности мира. Учением о Софии
решается философский и богословский вопрос об отношении творца
к своему творению, объясняется и оправдывается неадекватность сот-
воренного мира представлению о сущности божества. Понятие Софии
у С. Н. Булгакова означает и идеальную основу мира, и «небесный
прообраз сотворенного человечества», это и душа мира, и его объединя-
ющая сила, и вечная женственность в Боге», и премудрость Божия.
Слияние Софии и ничто —это сотворение мира. Благодаря божест-
венной премудрости, реализуемой в обществе, все разрозненное и
единичное приобретает целостность, богочеловеческий характер.
Мировая душа проявляется в сознании и воле каждого отдельного че-
ловека и выступает в качестве синтезирующего начала всего много-
образия социальной деятельности.

Булгаковская софиология в применении к историческому процессу
выражается в эсхатологизации общественного прогресса, включении в
сознательную деятельность людей провиденциальной цели. София
обусловливает и характер общественного развития «как провидение,
как объективная закономерность, как закон прогресса», она обес-
печивает реализацию христианского идеала. С. Н. Булгаков под-
черкивал, что только христианское мировоззрение позволит утвердить

 


справедливые принципы производства и распределения, свободы и
равенства, лучшей социальной организации общества и подлинной
культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.