Исходные принципы метафизики всеединства были сформулирова- ны философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым (1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о бо- гочеловечестве», «Оправдание добра», «Духовные основы жизни» и др. Опираясь на традиции академической философии, философско-тео- логаческие воззрения Платона (427 — 347 до н. э.) и Августина (354 — 430), кантовскую антропологию и славянофильские представления об общественной солидарности, В. С. Соловьев предпринял попытку создать всеобъемлющее христианское мировоззрение на базе обновлен- ной религии.
Исходным принципом философской концепции В. С. Соловьева являлось учение о всеединстве. В онтологаческом аспекте всеединство выступает как трехипостасный Бог, определяющий начало всякого бытия. Абсолютной формой всеединства становится вечная божествен- ная идея, или София, содержащаяся в божественном Логосе. В ка- честве универсального божественного элемента всеединство
734К.538 193
проявляется в неотделимости творца и промыслителя от бессмертной души человека. Всеединство — это единство творца и творения.
В гносеологическом аспекте всеединство выступает как цельное знание, представляющее собой неразрывную взаимосвязь эмпириче- ского (научного), рационального (философского) и мистического (со- зерцательно-религиозного). Цельное знание мыслится Соловьевым как истина, включающая сущее, единое, все. В качестве такового оно вы- текает не из результатов познавательной деятельности человека, а из проявления абсолютного начала в человеке, или, по-иному, веры, интуиции, созерцательности.
Определяющим началом действительности В. С. Соловьев считал сверхъестественное царство божественной идеи, отражением которой является мир. Материальный мир не представляет законченной статической картины и развивается благодаря божественной воле. Он эволюционирует от низших форм бытия к высшим. Минеральное цар- ство как начало творческого процесса является основанием рождения растительного царства; в свою очередь, растительное царство служит условием животного царства, затем природного и, наконец, духовного человечества. Переход от низших к высшим формам бытия у В. С. Соловьева — это целесообразное воссоединение утраченного в результате грехопадения единства мира.
У В. С. Соловьева история мирового процесса предстает в виде мистического эсхатологазма. Однако в отличие от ортодоксальных бо- гословов В. С. Соловьев пытался создать концепцию оптимистической эсхатологии, в соответствии с которой спасение человечества обес- печивается его приобщением к идее богочеловека. Религиозная философия освобождает сознание людей от внешней авторитарности и приобщает их к осознанному усвоению христианских ценностей.
Совокупность христианских ценностей, и в первую очередь боже- ственной сферы истины, добра и красоты, составляет у В. С. Соловьева положительное всеединство, постигаемое на основе цельного знания. Цельное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала. Абсолютное, как все- единство, придает миру характер завершенной системы. Его сущность не может быть познана на основе суждений или выводов познающего субъекта, а постигается посредством приобщения к всеединству. Цель- ное знание, по мнению В. С. Соловьева, не может быть получено эмпирическими или рациональными средствами. Эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, рациональное — особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана че- ловеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается в конечном счете мистическим путем. Что же касается эмпирического и рационального познания, то они у В. С. Соловьева выполняют вспомогательную роль. Утверждение об истинном знании как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания
194
является основанием для общего вывода о безусловной необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, именуемое свободной теософией, позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом. А это, в свою оче- редь, способствует формированию целостного христианского мировоз- зрения, сердцевиной которого должен стать догмат о богочеловечестве.
В общественной жизни принцип положительного всеединства реализуется в приобщении к идее богочеловечества. Природный че- ловек, т. е. не просветленный божественной истиной, противостоит, по утверждению В. С. Соловьева, другим людям как чуждая и враждеб- ная сила. В борьбе за существование он противопоставляет себя другим, узурпируя тем самым принцип свободы и равенства и про- возглашая политику социальных и национальных антагонизмов. Толь- ко в том случае всемирная история придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, если объединяющим общест- венным началом станет воплощенный в человеке Бог, пере- местившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В. С. Соловьева, единство вселенской церкви и монархического госу- дарства, слияние которых должно привести к образованию свободной теократии.
В этической концепции В. С. Соловьев исходит из представления о том, что своей победой над нравственным и физическим злом Христос раскрыл человеку единственно правильный путь усвоения все- общих моральных ценностей. Кроме неба нравственное совершенст- вование человека поддерживают его природные чувства — стыд, жалость и благоговение. Но эти природные чувства служат индивиду- альному проявлению высоких, нравственных принципов. Между тем совершенное добро может выступать только в универсальном прояв- лении, т. е. не для отдельной личности, а для всего человечества. Все- объемлющее утверждение совершенного добра осуществляется посредством приобщения как личности, так и общества к нравствен- ным принципам, принесенным на землю Иисусом Христом.
В. С. Соловьеву принадлежит значительная роль в определении перспектив обновления православия, в разработке принципов эку- менизма, в пересмотре устаревших ортодоксально-традиционных поло- жений христианства. Известно, что ведущие иерархи церкви вместе с синодом запрещали В. С. Соловьеву выступать по церковным воп- росам. Но он значительно глубже, чем иерархи и синодальные власти, понимал объективные тенденции в русском православии и наметил программу теологического обновления христианства.
Представители метафизики всеединства — священник П. А. Фло- ренский (1882—1937), философы С. Н. Трубецкой (1862—1905) и Е. Н. Трубецкой (1863 — 1920), С. Л. Франк (1877 — 1950),
7* 195
Л. П. Карсавин (1882 — 1952) и др., опираясь на учение В. С. Соловье- ва, сформулировали новые варианты православной онтологии, гно- сеологии, социологии, эсхатологии.
Наиболее видным представителем метафизики всеединства был православный священник, богослов, ученый и философ П. А. Фло- ренский. Свои философские воззрения он изложил в ряде работ, и прежде всего в основной — «Столп и утверждение Истины». П. А. Флоренского интересует в основном мистика В. С. Соловьева. Для не- го истина — это сверхрациональная целостность. Она как «живая реальность» не может быть познана на основе законов логики, спо- собных только омертвить ее, придать ей статическую неподвижность. Познание истины становится возможным на основе разумной интуиции, тождественной религиозному переживанию, — это процесс движения от высшего к низшему, от целостности к бесконечной мно- жественности. Истина непостижима, что же касается множества раз- дробленных истин («осколков истин»), то они для разума представляются противоречием, например, единосущности и трехипос- тасности, свободы воли и предопределения. Истина оказывается антиномичной не как отражение антиномичности догмата, а как следствие антиномичности рассудка.
Как и И. Кант, П. А. Флоренский считал антиномией не сам объект познания, а представления человека о нем. Разум не может найти в себе точку опоры, ему недоступны глубины догматических определений. Поэтому разрешение подобных противоречий возможно только на основе безусловного признания истинности догматов. П. А. Флоренский ограничивает познавательные возможности человеческого разума, с тем чтобы повысить авторитет веры. Только в том случае, если будет признано, что «Истина есть единая сущность в трех ипос- тасях», т. е. что Бог и есть истина, станет возможным совмещение противоречивых суждений. В таком случае кажущаяся рассудочная не- лепость тринитарного догмата может быть преодолена и ниспровер- гнута подвигом веры. Познание истины у П. А. Флоренского в конечном счете становится возможным только на основе реального вхождения в недра божественного триединства.
Своеобразие философско-богословских конструкций П. А. Флорен- ского состояло в том, что, в отличие от общепринятой системы обос- нования вероучительных принципов с помощью тех или иных научных данных, он главным образом известные научные положения подкреп- лял и иллюстрировал религиозно-философскими и богословскими посылками. Он широко использовал рационалистические доказатель- ства для обоснования истинности богословских выводов. Антиномии рассудка служат у П. А. Флоренского не только доказательством реальности абсолютного трехипостасного Бога, но и средством осоз- нания сущности тварного бытия как божественного творчества.
Антропологические воззрения П. А. Флоренского основываются на
принципе божественной любви. Без этого может наступить только психическое и нравственное разрушение личности. Разрыв человека с полюсом святости и выражение своей «самости» тождеством «я — я» ведут его к утрате богоподобия и превращению в дьяволоподобие. Подобное разрушение личности П. А. Флоренский называет второй смертью — отделением души от духа, в отличие от естественной смерти, разделяющей душу и тело. Вне богоподобия человек лишается собственной субстанциальной основы, утрачивает свои созидательные качества, оказывается вне идеи жизни.
Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С. Н. Булгаков (1871 — 1944). В работах «Два града», «Свет невечерний» и других С. Н. Булгаков изложил сущность своих религиозно-философских взглядов. Исходным в религиозном сознании является ощущение божественного мира. Истины веры раскрываются в мистическом переживании, воплощенном в словесных символах. Центральной онтологической проблемой религиозной философии С. Н. Булгакова в соответствии с апофатической традицией стало божест- венное ничто. Из ничто сотворен мир. Акт творения — это превра- щение небытия (укон) в бытие (мэон), или, иначе, самораздвоение абсолютного. Ничто в отличие от библейского «ничего» становится ак- туальным бытием, из которого божественным словом создаются не- бесные тела, растительный и животный мир. Основное назначение категории «ничто» — обосновать трансцендентность Бога посредством последовательного утверждения того, чем Бог не является.
Одной из центральных проблем метафизики всеединства С. Н. Булгакова является учение о софийности мира. Учением о Софии решается философский и богословский вопрос об отношении творца к своему творению, объясняется и оправдывается неадекватность сот- воренного мира представлению о сущности божества. Понятие Софии у С. Н. Булгакова означает и идеальную основу мира, и «небесный прообраз сотворенного человечества», это и душа мира, и его объединя- ющая сила, и вечная женственность в Боге», и премудрость Божия. Слияние Софии и ничто —это сотворение мира. Благодаря божест- венной премудрости, реализуемой в обществе, все разрозненное и единичное приобретает целостность, богочеловеческий характер. Мировая душа проявляется в сознании и воле каждого отдельного че- ловека и выступает в качестве синтезирующего начала всего много- образия социальной деятельности.
Булгаковская софиология в применении к историческому процессу выражается в эсхатологизации общественного прогресса, включении в сознательную деятельность людей провиденциальной цели. София обусловливает и характер общественного развития «как провидение, как объективная закономерность, как закон прогресса», она обес- печивает реализацию христианского идеала. С. Н. Булгаков под- черкивал, что только христианское мировоззрение позволит утвердить
справедливые принципы производства и распределения, свободы и равенства, лучшей социальной организации общества и подлинной культуры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление