Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Практическая психология 6 страница




 

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1S63) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и.у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятель­ностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, по­ступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вы­рвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравне­нии с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-истори­ческих факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадле­жит Г.И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в созда­нии в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов ис­следования развивал В. М. Бехтерев (1857— 1927). Усилия И. П. Павлова (1849—1936) были направлены на изучение условнорефлекторных свя­зей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на по­нимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И. П. Павлов не создал.

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назови три начала человеческой души н истолковании Платона. Как мыслит Платон связь души с голом?

2. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)?

3. Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено за­дачам богословия? Кто и когда ввел термин «психология»?

4. В чем состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле?

5. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?

6. Кто первым ввел понятие о бессознательном для характеристики психики человека?

7. Чем известен в истории психологии английский врач и священник Д. Гартли?

8. В чем состоит основная идея ассоциативной психики?

9. Раскрой принцип структурной психологии. Кто был ее основателем и лидером?

10. В чем суть интроспекции как психологического метода?

11. Назови и оцени заслуги русских исследователей конца XIX — начала XX веков в области психических явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Идан А. П. История психологии. От античности до наших дней. — М., 1990.

2. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1, разд. 4, гл. 24. — М., 1994.

3. Психология. Словарь. — М, 1990.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия; диа­логи 1—С —М., 1994.

5. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.

 

Основные направления в психологии XX века

 

В начале XX в. в психологии|возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специ­фику психической реальности, решить проблему связи психических яв­лений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлении) в психологической науке.

 

Бихевиоризм

 

Основоположником данного направления является американский уче­ный Д. Уотсон (1878—1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихеви­оризма (от англ. behaviour — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было ска­зать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситу­ацию (стимул). Поведение является или результатом научения — инди­видуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер — последователи Уотсона, — пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» — знаниями, контролирующим ме­ханизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, т.е. непсихологически.

Гештальтпсихология

 

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, тракто­вавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. «фор­ма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощу­щения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мыш­ление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответству­ют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои по­ложения гештальтпсйхология противопоставила также бихевиориз­му, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психи­ческим явлениям.

Глубинная психология

 

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологи­ей. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропа­толог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психи ке недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое пер­вичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эро­са, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составля­ет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основ­ная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосо­хранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» —внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоог­раничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характери­зуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессоз­нательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осо­знать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сек­суальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллектив­ное бессознательное (архетипы), вобравшее d себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бес­сознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

 

 

Когнитивная психология

 

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них цент­ральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в про­цессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки ин формации об объектах и событиях! Восприятие, память, мышление i другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

 

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

 

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований счи­тают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а са­моосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характе­ризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии при отсутствии или потере интереса к • жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерны ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, он обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

 

Отечественная психологическая мысль в XX веке

 

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши учены, Л. С. Выготский (1896—1934), А.Н. Леонтьев (1903—1979), А. Р. Лурия (1902—1977) и П.Я. Гальперин (1902—1988). Л. С.Выготский ввел поня­тие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разум­ная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфиче­ски человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психическое развития человека. Названные функции первоначально существую как формы внешней деятельности, и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихический) ПРОЦЕСС.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функЦий как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из со­здателей новой области психологической науки — нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от воспри­ятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого обра­за. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умст­венных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

 

1. Назови (перечисли) наиболее значительные школы (направления) пси­хологической науки в XX веке и имена их виднейших представителей.

2. В чем состоит основной метод бихевиоризма (выбери правильный, на твой взгляд, ответ): >

а) интроспекция, т. е. целенаправленное самонаблюдение за психичес­кими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в от­вет на воздействие окружающей среды.

Отметь недостатки бихевиоризма и его достоинства.

3. Охарактеризуй понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) по­служили основой для введения этого понятия?

Каково значение слова «инсайт»? В чем заключается несомненная заслуга гештальтпсихологии?

4. Как называется система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом?

Охарактеризуй общую структуру психики человека, как она пред­ставлена в психоанализе.

5. Какова, по мнению Фрейда, роль «Оно», «Я» и «Сворх-Я» в психике человека?

Как 3. Фрейд мыслил отношения между сознанием и бессознательным содержанием психики?

6. Какие положения психоанализа не устраивали учеников Фрейда — А. Адлера и К. Юнга? Что они предложили «взамен»?

7. Что такое неофрейдизм? Назови его важнейших представителей и кратко охарактеризуй их взгляды.

8. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии? Охарактеризуй ее основное понятие «схема». -'

9. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая психология? Сравни ее в этом плане с глубинной психологией.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

3. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. —М.,1990.

4. Краткий психологический словарь. — М., 1985.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.

6, Лурия А. Р Язык и сознание. — М., 1979.

7. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. разд. IV, гл.24. — М.,1994. 54

8. Ничипоров В. В. Введение в христианскую психологию. — М.,1994.

9. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994 10. 10. 10.Психология: Словарь.—М.,1990..

11. Франкл В. Человеке поиске смысла.—М.,1990.

12. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989.,

13. Фромм Э. Душа человека.—М., 1992.

 

14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М., 1980.

15. Ярошевский М. Г. История психологии.—М., 1985.

 

Методы психологического исследования

Общие положения

 

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обра­ботки и

Объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный ме­тоды; к эмпирическим способам добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т, п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т..д.); к приемам обработки данных— количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологичес­кой казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражаю­щих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам — различные ва­рианты генетического (анализ материала в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структур­ного (установление структурных связей между всеми характеристи­ками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

 

Организационные методы

 

Сравнительный метод — (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, де-, Стельности и общению. Например, две большие группы людей, одина­ковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и по­лученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении дли­тельного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет ус­танавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, на­пример, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

 

Эмпирические методы

Обсервационные методы

 

Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

.

Экспериментальные методы

 

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со - строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент — метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

 

Психодиагностические методы

 

Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений — одна из методик психодиагностики, поз­воляющая выявить степень владения испытуемым конкретными зна­ниями, умениями, навыками..

Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявле­ния умственного потенциала индивида.

Тесты креативности —совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные — методика психодиагностики для изме­рения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) — совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влия­нием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета — методическое средство для получения первичной со­циально-психологической информации на основе вербальной (словес­ной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия — метод психологического исследования меж­личностных отношений в группе с целью определения структуры вза­имоотношений и психологической совместимости.

Интервью — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа — метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

 

1. На какие группы можно разделить методы психологического исследо­вания?

2. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

3. В чем особенности комплексного метода?

4. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?

5. В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом, лабораторным и формирующим экспериментом?

6. Какие психодиагностические методы ты знаешь?

7. Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические методы в психологическом исследовании?

 

— Использование метода (И) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

— В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его исполь­зовании испытуемые знают, что являются таковыми.

10. Определи, к какому из ниженазванных методов психологии относит­ся положение:

— Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковре­менное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемо­го определенных качеств — 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социомет­рия; 5) беседа.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — Педагогика-Пресс, 1992.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.

— М., 1977. — С.289—302.

3. Асеев В. Г. Возрастная психология. — Иркутск, 1989. — С. 9—31.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике.— Киев, 1989.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов».

— М., 1986. —С.24—12.

6. Гигшенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1988.

7. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992.

8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М., 1994. — С. 15—24.

9. Общая психология. — М., 1986. — С. 30—G2.

10. Предчувствие портрета: Сб. тестов. — Екатеринбург, 1992.

11. Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.

12. Психология. Словарь/Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. —М., 1990. — С.22, 28, 37,40,55,77,89, 145, 14G, 149, 160, 166, 184, 197,210—212,214, 21G, 227, 259, 275, 285, 295, 302, 309, 338, 340, 351, 352, 375,378,396,449,457,458.

13. Сборник тестов по отбору кандидатов при приеме на работу (мето­дика США) — Воронеж, 1992.

14. Тесты для делового человека и для всех. — Пермь, 1995.

15. Тесты, тесты, тесты. — М., 1990.

 

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

 

Аналитическая психология — одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К. Юнгом, учеником 3. Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуацию — творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запе­чатлен опыт предшествующих поколений.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, создатель пер­вой психологической системы, изложенной им в трактате «О душе».

Ассоциативная психология — одно из направлений психологической мысли, - согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой наличие. одного из них влечет за собой появление другого.

Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком (субъектом).

Вытеснение (в психоанализе) — один из видов психологической защиты.

Гештальт —устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.

Гешталытпсихология — направление в психологии, согласно которому струкурная (системная) организация сложных психических образований

- определяет свойства и функции образующих его частей.

Глубинная психология —ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком по­буждениям и установкам.

Гомеостаз —подвижное равновесное состояние какой-либо системы.

Гуманистическая психология — направление в психологии, признающее сво­им главным предметом личность как уникальное, открытое возможнос­тям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.

Духовность —индивидуальная способность к миро- и самопознанию, ориенти­рованность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов.

Душа — нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутрен­ний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

Защита психологическая (в психоанализе) — устранение травм, напряжений, возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внут­ренней «цензурой» индивида, его сознанием.

Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходст­во над другими.

Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризаиия — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроспекция — самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним пла­ном собственной психической жизни.

Когнитивная психология —направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека

Коллективное бессознательное —термин, введенный К. Юнгом для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечат­лен исторический опыт человечества.

Либидо (в психоанализе) — сексуальное влечение, в более широком смысле — влечение к жизни (Эрос).

Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной дея­тельности.

Логотерапия —разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В. Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смыс­ла своей жизни.

Нейропсихология —отрасль психологической науки, изучающая мозговые процессы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Неофрейдизм — направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.

Обитая психология — теоретические и экспериментальные исследования, вы-.. являющие наиболее общие и фундаментальные психологические закономерности, принципы и методы психологии.

Оно (Ид) — один из компонентов структуры личности в психоанализе. Преставляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем инстинктивпых побуждений (сексуальных либо агрессивных).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.