Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И форм косвенных падежей имен существительных




Синонимия имен прилагательных

Вопросы для повторения

Употребление притяжательных прилагательных

 

1. В.В. Виноградов писал: «Судьба притяжательных (прилагательных) лишена перспективы». Согласны ли вы с мнением лингвиста? Аргументируйте свой ответ.

2. Почему притяжательные прилагательные не могут образовываться от существительных среднего рода? Докажите.

3. Почему склонение фамилий лиц женского пола с основами -ов, -ин, ближе к именам прилагательным, чем склонение фамилий женского рода?

Упражнение 100. Укажите стилистическую окраску выделенных притяжательных прилагательных. Возможна ли их синонимическая замена притяжательными прилагательными с другими суффиксами или словосочетаниями? Все ли выделенные формы являются нормативными для современного русского литературного языка?

1. – Ты как думаешь, придет волшебниковый корабль за мной или нет? (А. Грин). 2. Наума взял к себе матернин дядя его, дьякон Гремячев (А.Н. Толстой). 3. Нина Капитоновна все интересовалась, высоко ли я летаю, – и это напомнило мне тети Дашино письмо (В. Каверин). 4. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовникá, она... мелкой иноходью подплыла к духовникý (Л.Н. Толстой). 5. Отец Федор запустил руку на самое дно сундучка и вытащил старый, обтерханный женин капор (И. Ильф и Е. Петров). 6. Я ребенком любил большие, медом пахнущие луга, перелески, травы сухие и меж трав бычачьи рога (Н. Гумилев). 7. Знаю, в этом городке – человечья жизнь настоящая (Н. Гумилев). 8. Губернаторский дворец пышет светом в часы вечерние, предводителев жеребец – удивление всей губернии (Н. Гумилев). 9. У золотых ворот Царьграда забыт Олегов медный щит? (Н. Гумилев). 10. Шла [Алька], опустив голову, искала материны следы (Ф. Абрамов). 11. Вот Азия, мир праотца Адама, вот юная Колумбова земля (В. Бенедиктов). 12. Гневно кровью налилися атамановы глаза (Д. Садовников). 13. – Ты, Ваня, кузнец, а повадка у тебя баринова (И.В. Евдокимов).

 

Упражнение 101. Выделенные словосочетания замените, где возможно, сочетаниями двух существительных (с предлогами или без предлогов). Охарактеризуйте смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

 

1. А направо было не облако, а ледяная гора (В.Г. Короленко). 2. Мой дом везде, где есть небесный свод (М.Ю. Лермонтов). 3. Вдруг хрипло, оборванной линией замолкла барабанная дробь (Л. Андреев). 4. Он принялся восхищаться рафаэлевскими фресками (М. Алданов). 5. Крылов взошел на кафедру, раскрыл кожаную папку (Д. Гранин). 6. «Присылаемого Рылеева содержать на мой счет», – писал государь крепостному коменданту (Д. Мережковский). 7. У матери Печорина Татьяны Петровны бывали детские вечера для маленькой дочери (М.Ю. Лермонтов). 8. Но островерхие сосны на мысу все так же спокойно качали кронами (В. Вахман). 9. Городские женщины, они ведь ой-ой-ой! (М. Горький). 10. Ее материнское сердце сжалось (М.Ю. Лермонтов). 11. С лукавой старческой усмешкой поглядывал [он] на книги городских поэтов (Н. Гумилев). 12. Сергей Иванович, умевший, как никто, для окончания отвлеченного и серьезного спора, неожиданно подсыпать аттической соли и этим изменять настроения собеседников, сделал это и теперь (Л. Н. Толстой). 13. Ничего не упомяну... о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара (Н. В. Гоголь). 14. Платов взял стальную блоху (Н. Лесков).

Упражнение 102. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые беспредложными и предложными сочетаниями существительных с существительными. Возможна ли их синонимическая замена сочетаниями с прилагательными-определениями? Укажите стилистическую окраску тех и других сочетаний.

 

1. Журналы для детей делали великое дело: они становились наиболее активными посредниками между писателем и ребенком (Е.О. Путилова). 2. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором (К. Паустовский). 3. На одном краю этого поля дымилась труба завода (В.Г. Короленко). 4. И в бурсе появлялась каша из тыкв (Н.В. Гоголь). 5. Влажный зной леса веял дремотою (А. Грин). 6. Первое, что ощутил Гнор, была тупая боль сердца, позыв рассмеяться и гнев (А. Грин). 7. К нему подошла женщина с черными волосами (С. Писарев). 8. Старый метр был знаменит и, точно, никто не превзошел его в дивном искусстве музыки (Н. Гумилев). 9. Янтарь на трубках Цареграда (А.С. Пушкин). 10. Попоны из ценной парчи мерцают на спинах коней (Н. Гумилев). 11. Вчера прибыл ко двору посланник из Голландии (В. Вахман). 12. Здесь же стояли в один ряд лафеты от пушек (Ю. Герман).

Упражнение 103. К приведенным ниже сочетаниям двух существительных подберите соответствующие им сочетания с прилагательным-определением. С теми и другими вариантами составьте предложения. Укажите смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

Велосипед для детей, стихи Надсона, джем из черники, апельсины из Марокко, косточка от персика, девушка со светлыми волосами, песни итальянцев, шуба из енота, мужчина двадцати восьми лет, должность директора, любовь матери, отара овец, помощь друга, забота брата, платье из шелка, шелк из Японии.

Упражнение 104. Заключенные в скобки сочетания двух существительных замените сочетаниями с притяжательными прилагательными. Охарактеризуйте стилистические особенности последних.

 

1. Отец уже сидел, переодетый, вымытый и свежий возле (кресла матушки) (И.С. Тургенев). 2. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьем, две-три (биржи извозчиков) и, наконец, длинные заборы (Н.В. Гоголь). 3. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в (лачужку пасечника) (Н.В. Гоголь). 4. Безусловно, влияние на него оказала («Логика» Гегеля) (научный). 5. И в заключение из (груди матери) вырвался поистине трагический вопль (М.Е. Салтыков-Щедрин). 6. Я поднимаюсь и иду к (кабинету бабушки) (А. Криницына). 7. На крыльце сидела Лариска, (сестра Валерия), и вышивала крестиками по канве (В. Панова). 8. Мать не потерпела бы, чтобы чьи-нибудь руки прикасались к (гармони отца) (В. Панова). 9. Становясь взрослей и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать (правила и наказы деда) (М. Горький). 10. (Земляк дяди Феди) сказал – видения бывают только у психических, но что действительно бывает, это предчувствия (В. Панова). 11. – Да ведь (начальник Петруши) – князь (А.С. Пушкин).

Упражнение 105. Сделайте стилистическую правку предложений. Определите характер ошибки.

1. Вид моего собеседника был очень таинственен. 2. По вечерам они усаживались перед самоваром и с удовольствием пили настоящий чай из Индии. 3. Второй колокол гудел звонче, чем первый. 4. Проезд узкий для такой большой машины. 5. Вошедший был невысок, сутуловатый и чрезвычайно лыс. 6. Первый мальчик был более моложе второго. 7. Доклад был весьма посредственен, хотя и произвел на слушателей некоторое впечатление. 8. После посещения Кремля все туристы были полные впечатлений. 9. Токарь сделал сегодня заготовок больше вчерашнего. 10. Когда я к нему пришел, он уже был готовый к отъезду. 11. В книжном магазине была объявлена подписка на Платоновы сочинения в четырех томах. 12. Девочка была несколько повыше своей сестры. 13. Мы с тетиным Валиным сыном учились в одном классе. 14. Он – самый прекраснейший знаток древних языков. 15. Но Николай Павлович и сам не был склонный к демократии.

Упражнение 106 [обобщающее]. Прочитайте текст. Раскрывая скобки, выберите нужный, с вашей точки зрения, вариант. Аргументируйте выбор.

 

Я очень торопился, и поэтому от вокзала решил ехать (самой короткой – самой кратчайшей – кратчайшей) дорогой, хотя и помнил (дедовы слова – слова деда): «Тише едешь – дальше будешь».

Через четверть часа мы подъехали к воротам невысокого (двухэтажного дома – дома в два этажа), окна которого были задернуты (ситцевыми занавесками – занавесками из ситца). Несмотря на небольшие размеры, дом был (величествен – величественен) и производил самое благоприятное впечатление.

Швейцар, который был (ответствен – ответственен) за вход и выход, видимо, был (глух – глухой), так как нам долго пришлось стучаться. Наконец, кряхтя, он открыл нам створки ворот, которые, однако, оказались (узки – узкими) для экипажа. Пришлось сойти и следовать дальше пешком.

Я взялся за (дверную ручку, – ручку двери) и оказался в просторной гостиной, где царил полумрак, который не рассеивали даже горящие свечи в (бронзовой люстре – люстре из бронзы). Пройдя через гостиную, я оказался,- как видимо, в (детской комнате – комнате для детей), на что указывали разбросанные всюду игрушки. Следующей комнатой оказался кабинет хозяина дома. У окна стоял добротный (рабочий стол – стол для работы), на котором стояла изящной работы (хрустальная чернильница – чернильница из хрусталя), лежали очиненные (гусиные перья – перья гуся) и целая груда (писчей бумаги – бумаги для письма). Вдоль стен кабинета стояли огромные стеллажи с книгами. На самом почетном месте находились (труды философов – философские труды); (Гегелева «Логика» – «Логика» Гегеля), (Платоновы сочинения – сочинения Платона) и проч.

Но вот появился и сам хозяин кабинета – мой бывший (командир роты – ротный командир) Николай Петрович Черкасов.

Задания к текстам

 

1. Из приведенных в скобках вариантов выделите те варианты, в которых наблюдаются нарушения современных грамматических норм.

2. Сопоставьте синонимичные конструкции предложно-именных сочетаний и сочетаний существительных с прилагательным. В чем их семантические и стилистические различия? Какие из этих вариантов являются более употребительными в современном русском языке?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.