Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфологические нормы в современном русском языке




План практического занятия № 6 - 7

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Нормы употребления имени существительного:

· Каково значение рода у неизменяемых существительных? Каковы правила определения рода несклоняемых имен существительных?

  • Окончания Р.п. ед.ч. существительных м.р. – а (- я) / - у (- ю).
  • Формы В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных.
  • Варианты окончаний П.п. ед.ч. существительных м. р. (-е / -у).
  • Окончания И.п. мн. ч. существительных м.р. – ы (-и) / -а (-я).
  • Окончания Р.п. мн.ч. существительных.
  • Окончания Т.п. ед. и мн. числа.

2. Нормы употребления имени прилагательного.

· Образование кратких форм прилагательных. Синонимия полных и кратких прилагательных, употребление их в речи.

· Образование форм степеней сравнения прилагательных. Употребление в речи форм степеней сравнения имен прилагательных.

3. Нормы употребления имени числительного.

  • Варианты сочетаний количественных числительных с существительными.
  • Склонение простых, сложных и составных числительных.
  • Употребление собирательных числительных.

4. Нормы употребления русского глагола.

  • Особенности образования личных форм глагола.
  • Синонимия личных форм глагола.
  • Варианты видовых форм.

 

Выполните следующие упражнения.

1. Определите род и лексическое значение приведенных ниже слов. Составьте с ними словосочетания (прилагательное и существительное). Образец: типичный буржуа. Значение незнакомых слов уточните по словарю.

Домино (ср), кенгуру (м), фламинго (м), кашне (ср), миледи (ж), купе, сопрано, банджо, арго, бюро, боржоми, бренди, импресарио, кабальеро, пони, салями, кольраби, хинди, контральто, мадам, протеже, мадемуазель, конферансье, шимпанзе, интервью, жалюзи, драже, досье, денди, пани, кабаре, кимоно, коммюнике, кюре, пенальти, попурри, рагу, резюме, реноме, табу, фиаско, харчо, безе, алиби, авеню, иваси.

НИИ, ЖЭК, ВТЭК, МПС, ЛЭП, ВТО, ЦРУ, ЭКГ, СПС, СБСЕ, ОНН, АСУ, НАТО, ЮНЕСКО, НТВ, МЧС, ЗАГС.

2. Вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

Прохожий купил пачку табака. В компот положили много изюма и чернослива. Хозяйка протянула гостю чашку горячего чаю. Больной принял таблетку валидола и выпил ложку брома. Столько этого крику и визгу было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники скрылись из виду. Отбою нет от разных предложений. Возьмите на складе побольше цемента и немного алебастры. Во все магазины завезли превосходного винограда. Уступите ему смеха ради. К обеду хотите щей или борща? За ночь навалило снега. Он не показал вида, что огорчен.

 

3. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже.

Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандаринов, вьетнамских дынь, африканских бананов доставляют в рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагает целым набором кочерег. На фестивале можно было видеть национальные одежды таджиков, киргизов, якутов, узбеков, монголов, мордвинов, осетин, башкир, бурятов, туркменов. В универмаге был богатый ассортимент изящных туфель, чулок, безразмерных носок, дамских сапог. В общежитие поступили комплекты новых наволочек, простыней, одеял. Мне в детстве не повезло, у меня сменилось много нянь. Нам подарили на память несколько брелок. Возможно, критериев истины не существует. Корабль проплывал мимо живописных побережий. Спруту не хватило всех его щупалец – и жертве удалось вырваться.

 

4. Допишите окончания, мотивируйте выбор вариантного окончания.

В этот зной день можно было свободно дышать только в прохладном уголке сада. Утки плавали в пруду. Воробьи искали корм в снегу. Дожди размыли дорогу и теперь сапоги вязнут в грунте. В цеху поражали порядок и чистота. Специалисты нашли много целебных свойств в мёде. Я был этим летом в отпуске только две недели. Большая люстра висела посередине потолка на толстом крюку. Рыбаки переночевали на мысе, а на рассвете ушли в море. Не отыщешь иголки в стоге сена. На большом кругу начались скачки. В дыме, вылетавшем из трубы, временами сверкали искры.

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, благонамеренный, отсталый, сине-зеленый, маленький, геройский, чистейший.

 

6. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование только краткой формы, только полной формы, обеих форм.

Я сыт. Сегодня он сердит. Профессор доволен успехами своих студентов. Больной еще слаб. Вода в реке была темная и холодная. Константин Сергеевич очень умен. Эти многоугольники симметричны. Он слишком застенчив. Эти ошибки легко исправимы. Мясо уже почти готово. Стены в этой крепости высокие). Наш город красив в любое время года. Он был способен выполнить самую трудную задачу. Белые соцветия каштана были подобны свечам на праздничных елках.

 

7. Со следующими словами, если это возможно, составьте предметно-количественные словосочетания (числительное + существительное).

Три кенгуру, один мальчик, один ребенок, одни джинсы, один дом, одни ножницы, один ябеда, шесть человек, одна подруга, сливки, одиннадцать человек, отъезжающий, одна булочная, одна дискотека, сюрреализм, один плакса, одни сутки, волокита, родня, смелость, возможность, песок, один персик, один командующий.

 

8. Выберите нужную форму, свой выбор мотивируйте.

Два друга встретились после долгой разлуки. Больная боролась за свою жизнь, страшась оставить без помощи четверых сирот. В семье старого якута было трое сыновей. Все трое прекрасные охотники. При барине находились два слуги. Их четверо, все они ученицы балетной школы. Так и обманули злого волка три поросенка. Занятия вели два доцента. По обеим сторонам улицы посажены деревья. На кафедре работают три профессора. Я крикнул – двое прохожих обернулись.

9. Раскройте скобки, употребляя глаголы в нужной форме.

Лодки не стоят неподвижно, они колышутся на воде. Дует ветер, дождь брызжет в лицо. Собрание выбирает комиссию и уполномочивает ее составить проект резолюции. Провожающие стоят на перроне, машут вслед уезжающему поезду. Наступила весна, текут ручьи, с крыш капает. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же померкла. Несколько дней волк рыскал по лесу. В тот же день неприятельский отряд вторгся в район расположения наших войск. Женщины стоят у берега и полощут белье. Жюри уже заканчивает свою работу и в данное время уже подытоживает свою работу. Мы были довольны тем, что избегли неприятной встречи. Я обессилю, если дальше буду работать с таким напряжением. Врачи сказали, что я скоро выздоровею. Я колешу по городу уже целый час. Купив «Комбат», я победил тараканов. Когда же я тебя смогу убедить? Она так и сыпала деньгами на каждом углу, желая приобрести все безделушки мира. Сказав правду, я ему сразу опротивел и прощай моя карьера. Единственный фонарь, освещавший дорогу к морю погаснул. Свет померкнул в его глазах. В результате несчастного случая он ослеп и оглох. Как всегда он влип в историю.

 

Литература для подготовки к занятию

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М., 2009.

3. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.: Астрель: АСТ, 2004.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2011.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. - М., 2006.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - М., 1988.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

8. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. - М., 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 6843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.