Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная судебная процедура рассмотрения споров. 2 страница




одностороннее заявление: государства - участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о признании юрис­дикции Суда обязательной в отношении любого другого государст­ва, взявшего на себя такое же обязательство. Благодаря этой так называемой системе «факультативной оговорки» сформировалась группа государств, которые на взаимной основе наделили Суд юрисдикцией решать споры между ними, которые могут возник­нуть в будущем. Каждое государство, принадлежащее к этой груп­пе, имеет в принципе право возбуждать в Суде дело против любого Другого государства, входящего в эту группу. Заявления могут быть ограниченными по времени и содержать оговорки или исклю­чать определенные категории споров. Они передаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Следует отметить, что из пяти по­стоянных членов Совета Безопасности лишь один (Соединенное Королевство) сделал такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее это сделали Франция и Соединенные Штаты, од­нако они отозвали его, в то время как Китай и Россия никогда не делали таких заявлений.

 

Приблизительно треть государств — членов ООН (62) сделали действующие в настоящее время односторонние заявления о при­знании юрисдикции Суда обязательной.

Государство, которое признало юрисдикцию Суда, может, по­сле того как его вызвало в Суд другое государство, счесть, что та­кая юрисдикция не является применимой, поскольку, по его мне­нию, спор с этим другим государством отсутствует или поскольку спор не носит правового характера, или поскольку его согласие признать юрисдикцию Суда не применимо к рассматриваемому спору.

Если одна из сторон возражает против юрисдикции Суда в от­ношении этого спора или его приемлемости к производству, Суд ре­шает этот вопрос в предварительном решении.

Разбирательство возбуждается одним из двух следующих спо­собов:

посредством уведомления о специальном соглашении: специ­альное соглашение является двусторонним по своему характеру, за­ключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих го­сударств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

посредством заявления: заявление, которое является односто­ронним по своему характеру, подается государством против друго­го государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы «факультативной оговорки». В доку­ментах, сопровождаемых письмом министра иностранных дел соот­ветствующего государства или его посла в Гааге, должен указы­ваться точный предмет спора и названия сторон.

Заявление должно быть более подробным, чем специальное со­глашение: помимо вышеупомянутых элементов, государство-заяви­тель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции. Оно должно также указать точный характер претен­зии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежа­щих в основе этой претензии.

75 процентов споров были переданы на рассмотрение Суда по­средством одностороннего заявления.

Секретарь немедленно препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному сек­ретарю ООН и всем государствам-членам, имеющим право обра­щаться в Суд. Он включает дело в общий список Суда и информи­рует прессу.

 

Слайд 27

Государство, которое представляет заявление, называется зая­вителем, а другое государство — ответчиком. В официальном на­звании дела названия сторон отделяются словом «против» (напри­мер, Камерун против Нигерии).

В случае специального соглашения ни «заявителя», ни «ответ­чика» нет. Поэтому названия сторон разделяются знаком «дробь» (например, Индонезия / Малайзия).

Государства не имеют постоянных представителей, аккредито­ванных при Суде. Когда их дело передается на рассмотрение Суда, их представляют назначенные представители.

 

Слайд 28

Представитель правительства может быть послом в Нидерлан­дах или старшим гражданским служащим, например юрисконсуль­том министерства иностранных дел. Представитель получает сооб­щения от секретаря Суда, касающиеся дела, и направляет состяза­тельные бумаги секретарю. На открытых слушаниях он выдвигает аргументы и делает представления. Он выступает от имени своего правительства и может брать на себя обязательства от его имени.

Представителю порой оказывает помощь сопредставитель и за­меститель представителя, и у него всегда есть поверенные или адво­каты для оказания ему помощи в подготовке состязательных бумаг или представлении устных аргументов. Представители, поверенные и адвокаты пользуются привилегиями и иммунитетами, необходи­мыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

 

Слайд 29

Право выступать в Суде. Поскольку коллегии адвокатов МС не существует, нет никаких требований, которым должны отве­чать поверенные или адвокаты для того, чтобы выступать в Суде, за исключением того, что они должны быть назначены государст­вом-участником для участия в деле.

От поверенных не требуется, чтобы они имели (и часто они не имеют) гражданство государства, от имени которого они выступа­ют. Они избираются из числа практикующих юристов, профессо­ров международного права и правоведов, которые, по мнению тя­жущихся государств, являются наиболее квалифицированными.

Слайд 30

Процедура разбирательств в Суде. В Статуте Суда предусмат­ривается, что Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Сначала судопроизводство явля­ется письменным, а затем - устным.

Письменное производство состоит из представления Суду со­стязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Каждая состязательная бумага, предъявляемая одной стороной, должна быть препровождена другой.

Продолжительность этапа письменного производства варьиру­ется от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности дела, количества и размера состязательных бумаг и сро­ков их представления, испрошенными сторонами.

Поскольку официальными языками Суда являются француз­ский и английский, все состязательные бумаги, поданные на одном из них, должны переводиться на другой Секретариатом.

Как правило, состязательные бумаги не предаются гласности до открытия устных слушаний. Это происходит по прошествии не­скольких месяцев после представления последней состязательной бумаги и означает начало устного судопроизводства.

Видами состязательных бумаг, представляемых сторонами в спорах для государства-заявителя является меморандум, а для го­сударства-ответчика - контрмеморандум. Если стороны требуют или Суд считает необходимым, может быть назначен второй этап представления состязательных бумаг. Государство-заявитель затем представляет ответ, на который государство-ответчик представляет реплику на ответ.

В делах, переданных на рассмотрение Суда посредством специ­ального соглашения, где нет ни заявителя, ни ответчика, каждая из сторон представляет меморандум и контрмеморандум и, в случае необходимости, ответ и реплику на ответ.

Слайд 31

Слайд 32

Слушания в Суде. Если стороны не просят о том, чтобы слуша­ния были закрытыми, или Суд не принимает соответствующего ре­шения, слушания проходят в Большом зале правосудия Дворца ми­ра в присутствии представителей прессы, дипломатического корпу­са, юристов и других лиц, интересующихся деятельностью Суда. Пропуск можно получить в день слушаний у ворот Дворца по пре­доставлении удостоверения личности.

Слайд 33

Судьи носят черную мантию с белым кружевным жабо, а секре­тарь, который сидит вместе с судьями, — черную мантию с белым плоским воротником. Лицом к судьям сидят представители сторон, одетые в соответствии с обычаями их стран.

Слайд 34

Во время разбирательства, возбужденного посредством заявле­ния, государство-заявитель располагается слева от председателя, а государство-ответчик — справа. В случае разбирательства, возбужденного посредством специального соглашения, стороны распола­гаются в алфавитном порядке слева.

Стороны обращаются к Суду в порядке, в котором они подава­ли свои состязательные бумаги, или, в случае возбуждения дела по­средством специального соглашения, — в порядке, установленном Судом. Устные аргументы нацелены на вопросы, которые являют­ся предметом спора. Обычно каждая сторона выступает дважды.

Выступающие могут говорить на французском или английском языке, при этом обеспечивается синхронный перевод.

Как правило, слушания длятся от двух до шести недель.

В ходе рассмотрения Судом дел может возникать необходи­мость в проведении побочных разбирательств, как и во внутригосу­дарственных Судах.

Наиболее обычными побочными разбирательствами являются разбирательства, посвященные предварительным возражениям и временным мерам.

От сторон в деле, рассматриваемом Судом, не требуется оплата гонораров или покрытие расходов на административное или пере­водческое обслуживание, поскольку их несет Организация Объеди­ненных Наций. Единственные расходы, которые несут государст­ва — участники разбирательств в МС, — это гонорары их поверен­ным и адвокатам.

Однако государства, которые испытывают финансовые трудно­сти, могут представлять заявки в Целевой фонд, учрежденный в 1989 г. Генеральным секретарем ООН. Цель этого фонда, попол­няемого за счет пожертвований государств — членов ООН, заклю­чается в оказании бедным странам помощи в покрытии расходов, которые они несут в связи со спором, рассматриваемым в Суде со­гласно специальному соглашению, или выполнением решения Суда в результате такого соглашения.

Ресурсы фонда использовались, например, при демаркации ус­тановленной решением Суда границы в деле между Буркина-Фасо и Мали в 80-х годах.

 

Процедура вызова свидетелей. При заслушивании свидете­лей, вызванных одной из сторон, Суд обычно следует процедуре, используемой в странах обычного права: первоначальный допрос свидетеля выставившей стороной, затем перекрестный допрос дру­гой стороной, повторный допрос первой стороной и ответы на лю­бые вопросы, поставленные Судом.

Сам Суд также может вызывать свидетелей.

Понятие предварительного возражения. Предварительные возражения выдвигаются для того, чтобы оспорить компетенцию Суда выносить решение по существу дела. Государство может, на­пример, выдвигать аргумент о том, что:

Суд не обладает юрисдикцией: государство-ответчик может ут­верждать, что договор или заявление, на котором государство-зая­витель основывает свое заявление, является ничтожным и не имею­щим юридической силы или более не действует; что спор предшест­вует времени, к которому применяется договор или заявление, или что оговорка к договору или заявлению исключает рассматривае­мый спор;

заявление не является приемлемым: государство-ответчик мо­жет утверждать, что не были соблюдены существенно важные поло­жения Статута или Регламента; что спор отсутствует или что он не носит юридического характера; что не были исчерпаны местные средства правовой защиты, или что государство-заявитель не обла­дает правоспособностью для возбуждения разбирательства. Когда одна из сторон выдвигает предварительное возражение, разбира­тельство по существу дела приостанавливается и открывается от­дельный этап разбирательства дела, который также включает в се­бя письменное и устное судопроизводство.

Суд выносит решение, которое оглашается на открытом заседа­нии. Он может либо поддержать возражение (тогда производство по делу прекращается), отвергнуть его (в этом случае разбиратель­ство по существу дела возобновляется со стадии, с которой оно бы­ло приостановлено), либо объявить, что решение в отношении воз­ражения должно быть вынесено во время разбирательства дела по существу.

Понятие «указывать временные меры». Суд может указывать временные меры защиты по просьбе одной из сторон или по своей собственной инициативе, если он считает, что права, составляющие предмет решения, которое он должен впоследствии вынести, нахо­дятся под непосредственной угрозой.

Цель временных мер -- своего рода временный судебный за­прет — обычно заключается в замораживании развития ситуации до того, как Суд вынесет окончательное решение по спору.

Если Суд считает необходимым, в срочном порядке проводятся слушания. Суд выносит свое решение в форме постановления, ог­лашаемого на открытом заседании, в течение периода времени от одного дня до четырех недель.

Виды разбирательств. Существуют еще четыре случая, когда возможно проведение побочных разбирательств:

неявка: неявка одной стороны в Суд не препятствует продолже­нию разбирательства по делу. Другая сторона может обратиться к Суду с просьбой вынести решение в ее пользу. До этого Суд дол­жен убедиться, что он обладает юрисдикцией рассматривать дело и что заявление государства-заявителя является обоснованным;

вступление в дело: то или иное третье государство может обра­титься с просьбой разрешить вступить в дело, если оно считает, что оно имеет интерес правового характера в этом деле. Решение по та­кой просьбе принадлежит Суду. Если спор касается толкования до­говора, в котором кроме заинтересованных в деле сторон участвуют и другие государства, эти государства имеют право вступить в дело;

встречное требование: встречное требование может быть заяв­лено государством-ответчиком в его контрмеморандуме. Оно должно находиться в прямой связи с предметом требования другой стороны и подлежать юрисдикции Суда. Как правило, цель встреч­ного требования заключается в расширении первоначального пред­мета спора (например, государство, обвиняемое другим государст­вом в нарушении договора, может утверждать, что это другое госу­дарство действовало аналогичным образом);

объединение дел: если Суд сочтет, что стороны отдельных раз­бирательств выдвигают одни и те же аргументы и представления в отношении общего ответчика по одному и тому же вопросу, Суд мо­жет вынести постановление об объединении дел. Это означает, что этим сторонам будет разрешено назначить лишь одного специаль­ного Судью (ad hoc) и что они будут представлять совместные со­стязательные бумаги и устные аргументы. Выносится лишь одно решение.

 

Слайд 35

Процедура обсуждения в Суде. По завершении слушаний Суд приступает к рассмотрению своего решения. Такое рассмотрение проходит на закрытых заседаниях.

Сначала судьи проводят предварительный обмен мнениями, в ходе которого председатель в общем виде определяет вопросы, ко­торые, по его мнению, требуют обсуждения и решения Суда.

Затем каждый судья готовит письменную записку с изложением своего мнения по делу, своего рода предварительное мини-реше­ние. Эта записка переводится и распространяется среди других судей, что дает им возможность получить представление о возможном мнении большинства.

Через несколько недель проводится второе расширенное обсуждение, по завершении которого на основе мнений, выраженных все­ми судьями, Суд учреждает Редакционный комитет в составе двух судей, мнение которых наиболее полно отражает мнение очевидно­го большинства, и председателя, если только, как представляется, его мнение не относится к мнению меньшинства. Этот комитет гото­вит проект решения, распространяемый среди судей, которые могут представить в письменном виде предлагаемые поправки.

Рассмотрев эти поправки, редакционный комитет готовит но­вый проект. Суд проводит первое чтение этого проекта, после чего в текст могут вноситься дополнительные изменения. Затем следует второе чтение.

Окончательное голосование проводится после принятия окон­чательного текста во втором чтении. Судьи голосуют устно «за» или «против» в обратном порядке старшинства. Воздерживаться нельзя. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Если решение касается не связанных между собой во­просов, по каждому из них может проводиться отдельное голосова­ние. По своему желанию судьи могут прилагать к решению заявле­ния с изложением позиции или отдельное или особое мнение с разъ­яснением мотивов их голосования.

Обсуждения в Суде являются закрытыми, однако решение ог­лашается на открытом заседании.

Процесс принятия Судом решения призван отвечать требовани­ям согласованности и скоординированности с акцентом на его кол­лективный характер. В соответствии с этим подходом судьи, прила­гающие отдельные или особые мнения, продолжают в полной мере участвовать в обсуждениях и оказывать влияние на содержание ре­шений Суда, с тем чтобы оно во всех отношениях было решением Суда в целом.

Время, необходимое Суду, для принятия окончательного ре­шения. Как правило, окончательное решение выносится по проше­ствии трех-шести месяцев после окончания слушаний, в зависимо­сти от сложности дела или наличия более срочной работы.

Решение оглашается председателем (или вице-председателем, когда он действует в качестве председателя) на открытом заседании в Большом зале правосудия Дворца мира в присутствии всех чле­нов Суда.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде состав­ляет четыре года.

Суд по самой своей природе не может действовать быстро — за исключением случаев, когда принимается постановление о времен­ных мерах или необходимо срочно вынести консультативное за­ключение. Судебные разбирательства, во время которых использу­ются различные методы систем общего и континентального права, были задуманы таким образом, чтобы Суд мог рассматривать дела на самом высоком профессиональном уровне, при этом следует учитывать и то, что в разбирательствах участвуют 15 или более су­дей. Существуют объективные пределы скорости разбирательств в Суде, поскольку стороны в спорных делах являются суверенными государствами.

Одной из главных причин удлинения временных параметров судебного разбирательства является увеличение числа и объема со­стязательных бумаг. Кроме того, Суду все чаще приходится рас­сматривать «дела в рамках дел», т. е. дела, сопряженные с побоч­ными разбирательствами.

Возникающие в этой связи задержки усугубляются бюджетными ограничениями, при этом ресурсы Секретариата — правовые, лингвистические и административные -- являются очень ограни­ченными.

Вместе с тем Суд принял меры для ускорения темпов работы и повышения результативности.

Внешние параметры Суда. Решение издается в качестве дву­язычного документа с французским и английским вариантами на противоположных страницах и, как правило, составляет 50 стра­ниц на каждом языке.

Слайд 36

Каждое решение подписывается председателем Суда (или ви­це-председателем, когда он выполняет функции председателя) и секретарем и скрепляется печатью Суда. На открытом заседании, на котором оглашается решение, представителям сторон вручаются копии текста. Третья копия хранится в архивах Суда.

 

Текст состоит из трех главных частей:

введение: в нем указываются фамилии судей и представителей сторон, содержатся краткая история разбирательства и документы, представленные сторонами;

основания решения Суда: в них резюмируются значимые факты в деле и излагаются причины, лежащие в основе решения Суда;

постановляющая часть: в ней излагается решение Суда и ука­зывается, как голосовали судьи. Этот пункт может быть разделен на несколько подпунктов.

Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Этот принцип применяется по отношению ко всем решени­ям, независимо от того, вынесены ли они судом полного состава или камерой.

В ст. 94 Устава ООН предусматривается, что «каждый член Организации обязуется выполнить решение (суда) по тому делу, в котором он является стороной».

Все решения окончательны и не подлежат обжалованию. Если одна из сторон оспаривает его смысл или объем, единственная воз­можность, которая у нее имеется, состоит в том, что она должна об­ратиться с просьбой о толковании или изменении решения.

Однако в последнем случае вопрос должен касаться обстоятель­ств, которые Суду или стороне, обращающейся с просьбой о пере­смотре решения, не были ранее известны и которые, кроме того, оказали бы решающее влияние на исход дела.

В принципе решения принимаются Судом по самым важным во­просам: решения но вопросу о юрисдикции и по существу дела, просьбы о возмещении, просьбы о пересмотре или толковании пре­дыдущих решений. Некоторые просьбы о вступлении в дело также решаются с помощью решения.

Решение выносится Судом или одной из его камер.

Постановления обычно издаются для регулирования порядка разбирательств (например, установление или продление сроков для подачи состязательных бумаг).

Некоторые постановления более предметного характера ис­пользуются для регулирования побочных разбирательств (напри­мер, временные меры) или для прекращения производства по делу (исключение дела из общего списка).

Постановления могут выноситься Судом в целом или, в некото­рых случаях (например, в случае простых процессуальных вопро­сов), одним председателем.

 

Слайд 37

Юридические последствия невыполнения решения Суда. В соответствии со ст. 94 Устава ООН любое государство, независи­мо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решения Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или выне­сти решение о принятии мер для приведения решения в исполне­ние.

Право выигравшей стороны требовать возмещения. В резуль­тате этого может возникать дополнительная стадия рассмотрения спора, которая, как и производство по существу, включает в себя письменное и устное судопроизводство.

Итоги рассмотрения спорных дел. Иногда во время разбира­тельства стороны достигают соглашения об урегулировании спора.

Это может также произойти, если государство-заявитель ин­формирует Суд о том, что оно отказывается от иска, или когда обе стороны заявили о том, что они достигли согласия относительно от­зыва иска.

В обоих случаях Суд или его председатель выносит постановле­ние об исключении дела из списка Суда.

Процедура вынесения консультативных заключений. Проце­дурой вынесения консультативных заключений могут воспользо­ваться некоторые публичные международные организации (а имен­но органы и специализированные учреждения ООН), и она позво­ляет им запрашивать консультативные заключения у Суда по тому или иному юридическому вопросу.

 

Слайд 38

Органы и специализированные учреждения ООН, уполномо­ченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консульта­тивного заключения. Правом запрашивать консультативное за­ключение Суда обладают пять органов ООН и 16 специализирован­ных учреждений системы ООН.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН унаследо­вали в отношении Международного Суда право, которым Статут Лиги Наций ранее наделял Ассамблею и Совет Лиги в отношении Постоянной палаты международного правосудия. Три других орга­на ООН, включая Экономический и Социальный Совет, получили право запрашивать консультативные заключения по решению Гене­ральной Ассамблеи.

Шестнадцать специализированных учреждений получили на это право от Генеральной Ассамблеи в соответствии с соглашения­ми, регулирующими их отношения с ООН.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запраши­вать консультативные заключения «по любому юридическому во­просу»; другие органы и специализированные учреждения ООН - «по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности».

Связанные с вынесением консультативных заключений дела представляют собой примерно одну пятую от общей численности дел, рассматриваемых Судом.

Отличие процедуры вынесения консультативных заключений от разбирательства спорных дел. Процедура вынесения консультативных заключений имеет отличительные характеристики, свя­занные с особым характером и объектом консультативных функций суда, однако она основывается на правилах, применимых к разби­рательству спорных дел.

Получив просьбу о вынесении консультативного заключения, Суд составляет список тех государств и организаций, которые мо­гут представить имеющую отношение к делу информацию. Однако включенные в этот список государства не находятся в одном и том же положении, что и стороны спора, и любое их участие в процессе вынесения Судом консультативного заключения не делает его обя­зательным для них.

Эта процедура осуществляется быстрее, чем при рассмотрении спора между государствами. Письменные заявления представляют­ся запрашивающим органом или специализированным учреждени­ем ООН и любыми государствами, желающими сделать это, и им всем предлагается представить свои комментарии в отношении этих заявлений. Затем проводятся открытые слушания.

Организация или государство, с которыми не были проведены консультации, могут обратиться с просьбой об их проведении, и Суд выносит решение в отношении такой просьбы. Неправительст­венным организациям редко давалось разрешение представлять их мнения.

Организации, обладающие правом запрашивать консульта­тивные заключения. Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Экономический и Социальный Совет; Совет по опе­ке; Межсессионный комитет Генеральной Ассамблеи.

 

Слайд 39

Специализированные учреждения системы Организации Объе­диненных Наций: Международная организация труда (МОТ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объеди­ненных Наций (ФАО); Организация Объединенных Наций по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международный банк ре­конструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); Международный валютный фонд (МВФ); Международ­ная организация гражданской авиации (ИКАО); Международный союз электросвязи (МСЭ); Всемирная метеорологическая органи­зация (ВМО); Международная морская организация (ИМО); Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИСЛ Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФС1 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

 

Право Суда отказать в вынесении консультативного заклю­чения. Суд может отказать в вынесении консультативного заключе­ния, если оно будет противоречить природе Суда как главного Су­дебного органа ООН или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа.

Несколько раз Суду приходилось, по своей собственной ини­циативе или по просьбе государства, рассматривать вопрос о том, обладает ли он юрисдикцией, является ли переданный на его рас­смотрение вопрос юридическим или же некоторые особенности пре­дыдущего рассмотрения какого-либо вопроса делают его нежела­тельным для того, чтобы Суд высказывался по нему.

Суд лишь один раз отклонял просьбу о вынесении консульта­тивного заключения.

Около 60 процентов консультативных заключений, вынесен­ных Судом, были запрошены Генеральной Ассамблеей ООН.

 

Содержание и форма консультативного заключения. Кон­сультативное заключение составляется в ходе таких же закрытых обсуждений, что и обсуждения при рассмотрении споров, и делится на такие же части: резюме хода обсуждений, аргументация Суда и пункт постановляющей части.

В среднем они несколько короче (примерно 30 страниц на каж­дом языке). К ним могут прилагаться заявления и отдельные или особые мнения. Консультативное заключение оглашается на откры­том заседании в Большом зале правосудия во Дворце мира.

Одна подписанная и скрепленная печатью копия каждого за­ключения хранится в архивах Суда, а вторая направляется Гене­ральному секретарю ООН; если просьба исходит от какого-либо иного органа, третья подписанная и скрепленная печатью копия на­правляется его директору или генеральному секретарю.

Юридические последствия вынесения консультативного за­ключения. В отличие от решения консультативные заключения Су­да обязательной силы не имеют. Запрашивающий орган или спе­циализированное учреждение ООН вольны выполнить или не вы­полнить положения заключения.

В некоторых особых случаях предусматривается, что консуль­тативное заключение имеет обязательную силу (например, заклю­чения, которые касаются Общей конвенции о привилегиях и имму­нитетах Объединенных Наций или Соглашения о Центральных учреждениях ООН, заключенного между ООН и Соединенными Штатами).

В то же время за консультативными заключениями и выводами Суда, содержащимися в этих заключениях, стоит авторитет Суда. Тот факт, что консультативные заключения Суда принимаются во внимание международными организациями и государствами, на практике способствует развитию международного права. Хотя консультативные заключения и не имеют обязательной си­лы, они способствуют разъяснению и развитию международного права.

Слайд 40

Международный суд в действии. За время, прошедшее с мо­мента начала своей работы в 1946 г., Суд рассмотрел более 120 дел, 80 процентов из которых — это споры между государствами, а 20 процентов – просьбы о вынесении консультативных заключений, представленные органами или специализированными учреждения­ми ООН.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.