Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Газетно-публицистический стиль. Основные жанры газетно-публицистического стиля




Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля. Его примеры мы можем видеть на страницах журналов, газет; и слышать на телевидении и на лекциях.

Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга. Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.

Отличительными чертами публицистики являются ее многожанровость и большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоположны друг другу, что ведет к поляризации жанров. Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Чаще всего телевидение и радио ограничены темой передач и целиком зависят от их характера. Существует два типа передач: первый основан на книжной письменной речи, а второй представляет книжно-разговорный вариант литературного языка. Такие жанры публицистики разграничивает форма речи, а именно монологи и диалоги.

Отсюда и отбор языковых средств. Он зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т. е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

Вообще исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную и воздействующую. Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность и политичность. Для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, доходчивость и последовательность изложения при большой информативности.

 

19.Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.

 

В толковых словарях «риторика» – это наука и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официально-научного и делового до бытового, обиходного.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова, речи актуальной, эмоциональной, логичной и ясной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике и ораторстве.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни: они порождают мотивы и цели; даже говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателей и их реакцию. Выбор средств определяет тип культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивации, структуры содержания, выбор слов, грамматику.

Существует ряд проблем, которые пытается решить риторика, например поиск оптимальных формул общения, наследование механизмов речи, формирование языковой речи и т. д.


Риторика – одна из древнейших наук. Она возникла около 5 тысяч лет назад в античной Греции. Она в то время лежала в основе многих других наук и сфер общественной жизни. В Греции правила демократия, и умение словами убедить оппонента в правоте считалось очень важным. Именно в этот период появляется понятие «оратор». Это люди, умение говорить для которых было профессией. Ораторы в совершенстве овладевали своим мастерством. Как тогда, так и сейчас главное умение оратора – это умение овладеть вниманием аудитории. Существует ряд приемов, способствующих этому.

Точный выбор слова, построение фразы, использование фигур и тропов, логика и ее точность построения текста характерны как для ораторской речи, так и для научных трудов.Риторика не может признать речь хорошей, если она плохо ориентирована композиционно, неточно выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, если у него плохая дикция и, начав фразу, он не может ее закончить, неуместно жестикулирует.


Важнейшим аспектом в риторике является логика. Она может быть формальной, диалектической или материалистической. Важно то, что логика должна присутствовать не только в научных трудах, но и в простой разговорной речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Исключением могут быть общая образованность и культура субъекта, собственный жизненный опыт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.