Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к методам обучения




1. Научная обоснованность (с точки зрения познания).

2. Соответствие поставленной задачи обучения.

3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.

4. Соответствие методов всей системе принципов обучения.

5. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.

6. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.

7. Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.

8. Соответствие условиям занятий.

9. Разнообразие методов.

21. Двигательные умения и навыки (определение и общая характеристика, примеры)

Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.

Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности. Навыки делятся на: 1. Умственные (сенсорные) – это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показания приборов) 2. Волевые навыки – это навыки дисциплины, подавления эмоций 3. Двигательные (моторные). Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека подвлиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретатьразличный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условияхрационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования исовершенствования двигательного действия в таких условиях принятосхематически представлять как последовательный переход от знаний ипредставлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения кнавыку.Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью ихосвоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующихпредпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличиядвигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; притворческом мышлении в процессе построения новой системы движений.Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способавыполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями.Это и составляет сущность двигательного умения.Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В однихслучаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенноговладения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умениявырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае ониявляются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материалшкольной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровнеумения.[1]Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главнымв них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтездвижений.В результате формирования двигательного действия возникает первоначальноедвигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие«двигательный навык», относится преимущественно к технической сторонеспособности совершать двигательные действия и вместе с тем отражаетопределенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умениепредставля­ет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностейчеловека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действиена основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степениавтоматизации) целенаправленных операций.[2] К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:- постоянная концентрация внимания в процессе действия насоставляющих его частных операциях, минимальная или относи­тельно невысокаястепень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;- относительная нестандартность параметров и результатадей­ствия при его воспроизведении, избыточная (не заданная програм­мойдействия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особеннопод влиянием сбивающих факторов;- расчлененность или мало выраженная слитность операций,обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всегопрочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны.Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательныеступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократномповторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умениепереходит в навык (таб. 1). Это достига­ется постоянным уточнением икоррекцией движения. В результа­те появляется слитность, устойчивостьдвижения, а главное – автоматизированный характер управления движением. Двигательный навык пред­ставляет собой такую форму реализации двигательныхвозможнос­тей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. К числу таковых, в отличие от признаков двига­тельного умения, относятся:- повышенная степень участия двигательныхавтоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, исвязей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на егодетали, сколько на реализацию общей цели;- выраженная стереотипность частных операцийи параметров действия (если не возникает объективных условий, требующихварьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению ксбивающим факторам;- выраженная слитность операций и сокращениевремени выполнения действия.Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владениятех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. приминимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокойпрочностью и надежностью исполнения.

22. Общая физическая подготовка в физическом воспитании (определение, задачи, критерии)

Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

* приобрести общую выносливость;

*повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

*улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

*научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика содействует более успешному выполнению требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

23. Специальная Физическая подготовка (определение, содержание и краткая характеристика)

Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

* спортивная подготовка;

* профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) -- это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, -- массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта -- укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений -- добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

*устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

*кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

*способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

*способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

*способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

*всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;

*преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

*формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

*подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

* воспитание специфических волевых качеств.

* содействовать повышению производительности труда работающих;

*способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду;

*создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.

ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся ВУЗов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.