КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые идеологии гос-ва ВизантияВизантийцы называли свое государство «империей ромеев», всегда подчеркивая преемство со «Священной Римской Империей», первым правителем которой был Октавиан Август, во время правления которого родился Христос. Однако Византия была империей христианской, а потому в ней неизбежно должен был возникнуть иной взгляд на императора и его власть, нежели в Римской империи, где император почитался за земного бога и требовал себе поклонения как Богу. Учение о власти императора было сформулировано уже при жизни первого христианского императора — св. Константина Великого, — Евсевием Памфилом и в своей основ сохранялось в таком виде на всем протяжении существования Византийской империи, будучи развито и дополнено особенно св. императором Юстинианом Великим в VI в. и св. патриархом Фотием Великим в IX в. В чем состояло это учение и как теория отражалась в реальной жизни государства? — Эти вопросы я попытаюсь рассмотреть в данной работе.По словам С. Аверинцева, «две силы, внутренне чуждые миру классической древности и в своем двуединстве составляющие формообразующий принцип “византинизма”, — императорская власть и христианская вера — возникают почти одновременно. Византийские авторы любили отмечать, что рождение Христа совпала с царствованием Августа». Однако первоначально, когда христианство еще не утвердилось в качестве государственной религии, взгляд на императора был существенно иным, нежели в христианской империи. Император был земным богом, которому все позволено, слово которого — закон для подданных; он сам был источником закона и не подлежал никакому земному суду; он был «верховным жрецом и абсолютным владыкой». Отчасти такой взгляд на императора вошел и в христианское законодательство. А. Муравьев заметил, что «византийские государи (…) рассматривали свое царство не как продолжение традиций древнеримских или даже эллинистических (хотя титулатура византийских императоров, такая как “благочестивейший”, “правдолюбивый” и др., имела чисто эллинистическое происхождение), но как прямую проекцию ветхозаветной монархии»; «в Библии никогда и нигде не подвергается сомнению сам монархический принцип (…) Хотя здесь надо заметить, что Церковь, как ветхозаветная, так и новозаветная, четко различала принцип монархической власти от ее содержания. Так, тому же Навуходоносору (или Августу) подчиняться надо, коли он царь. Но он не водитель народа Божия, а язычник, а потому не обладает священническим достоинством, не помазанник Божий, но царь “народов иных”. Для того чтобы он стал истинным царем, необходимо личное (и, разумеется, публичное) исповедание веры в Бога». [7] В доконстантиновскую эпоху православная империя существовала лишь на небе, а на земле ее проекции не было: «В древних мученических деяниях часто встречается такая фраза: “на земле царствующу нечестивому царю такому-то, на небесах же царствующу Христу, Ему же слава во веки”. Ответ на вопрос, где было православное царство до Константина: рождение Христа совпадает с воцарением Октавиана Августа в Риме и основанием Римской империи — оно существовало в царстве Христа». Когда император стал христианином и земное царство стало христианским, и понадобилось как-то сформулировать учение о взаимоотношении Церкви и светской власти в связи с новыми историческими условиями. Появилась новая, «придворная» концепция, сформулированная Евсевием Памфилом: царство земное стало рассматриваться как образ Царства Небесного, а царь земной — как образ Царя Небесного. «Монарх, в котором видят попросту властного человека (каков греческий полисный “тиран”) или “попросту” земного бога (каков Александр Великий), может позволить вести себя более или менее непринужденно. В обоих случаях предполагается, что между его бытием и его значением нет противоречия. Совсем иное дело — теократическая идея средневекового христианства. С точки зрения этой идеи монарх сам по себе есть только человек (недаром же христианские мученики проливали кровь за отказ поклониться божественному цезарю); но, с другой стороны, власть над людьми в принципе не может принадлежать человеку и принадлежит только Богу (…). При таких условиях небожественный монарх может лишь “участвовать” в божественной власти, (…) может быть только живой иконой и эмблемой этой власти».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |