КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие земельных отношений
Формы собственности в Республике Казахстан. Основой современной рыночной экономики Казахстана, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
3.1.Классификация предприятий по формам собственности:
Земельные ресурсы – это сложный экономический, социально-экологический и политический объект управления. Республика Казахстан расположена на Евразийском континенте с территорией в 272,5 млн. га. По площади земель она занимает девятое место в мире и при этом обладает огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов. Мировой опыт показывает, что в современных условиях рыночной экономики требуется оптимальное сочетание жесткого государственного контроля за использованием и охраной земель и координация действий со стороны государственных органов субъектов земельных правоотношений с их экономической самостоятельностью и свободой их хозяйствования на земле. Важность земельных преобразований для развития общества определяется тем, что земля как уникальное природное тело является основой жизни и деятельности народа, пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском хозяйстве и естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов. Невосполнимость и ограниченность земельных ресурсов ставят в большинстве случаев земельные вопросы во главу угла государственной политики страны. И не случайно в стратегических документах – «Казахстан - 2030», послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 1997 года данный вопрос является одним из семи долгосрочных приоритетов Казахстана, то есть «государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор». При этом имеется в виду завершение создания правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования. Институты частной собственности будут укрепляться за счет собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного законодательства и укрепление законности в сфере земельных отношений становятся все более актуальными. За годы независимости проведены структурные экономические преобразования, достигнуты определенные успехи в реализации экономических реформ, в том числе земельной реформы. К настоящему времени в Казахстане сформированы правовые и нормативные основы современной экономики, созданы национальные финансовые институты. Земельная реформа является составной частью общей политики государства по разгосударствлению и приватизации в экономике нашей страны. Практическое проведение земельной реформы в республике базировалось на ряде важнейших принципов, соблюдение требований которых было направлено на обогащение глубины реформ, что способствовало успешному их проведению в жизнь. Частная собственность на землю – это одно из обязательных условий функционирования рыночной экономики, а также гарантия привлечения инвестиций в ее реальный сектор. При законодательном признании и гарантировании защиты и государственной собственности на землю, и частной, как показывает практика большинства стран мира, эффективность использования земельных ресурсов государства значительно выше. Данный факт вполне объективен в силу более рационального отношения к объекту частной собственности. Глава государства неоднократно отмечал, что определение статуса собственности на землю предполагает учет не только экономической эффективности, но и соблюдение традиций, интересов казахстанского народа, судеб людей и высокую степень ответственности перед будущими поколениями. Поэтому для принятия окончательного решения необходимо было выслушать мнение и учитывать интересы каждого казахстанца. Необходимо учитывать, что не считаться с требованиями рыночной экономики, которую мы строим, также нельзя. Идеи о введении частной собственности на землю в Казахстане высказывались практически с первых дней независимости. Но законодательно закреплять право частной собственности на землю в первые годы реформирования было нельзя по многим причинам. Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложатся серьезные проблемы – самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей. Новые собственники земли должны быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов. Государство, в свою очередь, для введения частной собственности на землю должно было создать соответствующие институты (службы регистрации земельных собственников, организация и методика определения цены земельных участков и др.). Вполне объективно, что до 1995 года земля находилась исключительно в государственной собственности. В 1995 году, когда большая часть населения уже адаптировалась к рыночным преобразованиям экономики, был проведен референдум и конституционно закреплено право частной собственности на землю. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта. В декабре 1995 года Президент Казахстана издал Указ, имеющий силу Закона, «О земле», в котором законодательно были определены рамки введения частной собственности на землю, то есть определены основания, пределы и условия передачи земельных участков в частную собственность. Этот Указ стал первым и важным законодательным актом в сфере земельных отношений независимого Казахстана, открывающим путь к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома. Кроме того, также была признана возможность передачи в частную собственность земельных участков негосударственным юридическим лицам, в том числе, иностранцам, для целей строительства. Согласно данному указу, земли сельскохозяйственного назначения, как и земли оборонного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемые территории, земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, рекреационное и лечебно-оздоровительное назначение, общего пользования в населенных пунктах, не могли находиться в частном владении. Следует признать, что некоторые критики частной собственности на землю придавали вопросу излишнюю политизированность, утверждая, что введение частной собственности на землю в Казахстане противоречит историческим устоям и традициям казахского народа и может привести к социальному взрыву. По их мнению, неизбежны переделы собственности, которые могут стать причиной земельных конфликтов. Однако время доказало несостоятельность этих опасений и были продолжены работы по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства. Временное пользование землей хозяйствующими субъектами, не имеющими фиксированные и защищенные законом границы земель, не может обеспечить привлечения долгосрочных инвестиций, особенно в сельскохозяйственный сектор. Кроме того, необходимо было стимулировать привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. При частной собственности на землю экономика приобретает недостающий механизм ипотечного кредитования. При проведении государством соответствующего контроля над целевым использованием частных земель, ликвидацией возможности осуществления спекулятивных операций с землей, стимулирующем налогообложении частная собственность на землю будет обладать рядом существенных преимуществ в землепользовании по сравнению с государственной собственностью на данный ресурс. Частная собственность на землю будет способствовать более быстрому формированию рынка земли в Казахстане. Практика большинство стран с рыночной экономикой показала целесообразность передачи земельных участков в частную собственность. «Реальная собственность» на землю означала нахождение земельного участка во владении, пользовании и распоряжении одного лица или нескольких лиц. Она давала возможность собственнику производить гражданско-правовую сделку с земельным участком, т.е. куплю-продажу, передачу другому лицу, мену и залог без государственных ограничений. Этот принцип распоряжения был заложен еще в Гражданском кодексе Наполеона от 1804 года, где было сказано о собственности, как праве пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом. Здесь, во все времена и во всех случаях государственного строительства, государству отводится роль «регулятора», который был в праве ограничивать, запрещать и приостанавливать деятельность собственников земли для обеспечения государственной и общественной безопасности с целью охраны и рационального использования земельных ресурсов. Государственное регулирование земельных отношений с правом частной собственности во многих странах Западной Европы осуществляется путем зонирования категорий землепользования. Зонирование – определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. Сельскохозяйственное зонирование в Соединенных Штатах Америки учитывает также факторы, плотности населения и промышленности. Развитие этих факторов весьма ограничивается для сохранения высокоплодородных земель сельскохозяйственного назначения. На них заранее определяется допустимая плотность населения, строительство односемейных домов и ограничивается строительство промышленных предприятий, пагубно отражающихся на росте и развитии сельскохозяйственных культур. В Италии на густонаселенных территориях, с целью социальной справедливости ограничивается частная собственность на землю. В связи с чем, устанавливается максимальная площадь земельных участков по административным делениям и сельскохозяйственным зонам. Вполне объективно, что до 1995 года земля находилась исключительно в государственной собственности. В 1995 году, когда большая часть населения уже адаптировалась к рыночным преобразованиям экономики, был проведен референдум и конституционно закреплено право частной собственности на землю. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта. Дальнейшее развитие рыночной экономики и появление новых аспектов в земельных отношениях требовало принятия нового земельного законодательства, более проработанного с учетом сложившейся ситуации и перспективного функционирования рыночной экономики. После почти пятилетних дебатов по введению частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения 20 июня 2003 г. принят новый Земельный кодекс РК, который предусматривает возможность передачи этих земель в частную собственность. Для обеспечения его реализации Правительством принято около двух десятков постановлений в развитие отдельных положений Кодекса. Кодексом закреплено право граждан на частную собственность в отношении земли. Это неизбежно должно привести к капитализации экономических отношений не только на селе, но и в других сферах экономики страны. Был дан серьезный толчок к формированию класса собственников земли, который впоследствии станет главной силой развития сельского хозяйства республики, что, в свою очередь, также окажет влияние на развитие нефтегазового сектора страны. Такие возможности в Казахстане имеются. Однако следует отметить, что ни один нормативно-правовой акт в своем первозданном виде не в силах регулировать весь спектр земельных правоотношений. Законодатель не успевает за бурным развитием социальных и экономических взаимоотношений в обществе. В следствие чего является закономерностью внесение изменений в кодексы и законы. Не является исключением и Земельный кодекс, в который с момента его принятия были внесены существенные изменения, в том числе и последние от 13 февраля 2009 года, продиктованные сложной мировой экономической обстановкой и мировым кризисом. В целях разъяснения судебной практики Верховным Судом РК было принято Нормативное постановление от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства», в котором определяются особенности подготовки и рассмотрения гражданских дел, связанных с земельными спорами, вопросы полномочий местных исполнительных органов и других государственных органов и т.д. Переход от социалистической системы государственного строительства к рыночной требует всемерного расширения и развития различных форм собственности, в т.ч. частной, на различные объекты общественных отношений. Но такой цивилизованный процесс демократизации должен быть эволюционным и регулироваться государством. Лишь государство может всецело организовать охрану и рациональное использование земельного фонда страны, с учетом конституционных принципов национальной безопасности. За годы осуществления земельной реформы в республике по существу создан новый земельный строй, основанный на разных формах собственности на землю, многообразных видов права землепользования, на вовлечении земельных участков и права землепользования в рыночные отношения, на платности землепользования. Результатом реформирования земельных отношений в республике стала отмена исключительной монопольной государственной собственности на землю. Поэтому, рассматривая землю как естественную кладовую минерально-сырьевых ресурсов, необходимо отметить, что вопросы недропользования непосредственно связаны с земельным законодательством. Осуществление операции по недропользованию, в соответствии с законодательством, возможно только после оформления земельных участков. При этом создание условий для устойчивого землепользования при недропользовании является одним из важнейших моментов для стабильной работы недропользователей. Основным законодательным актом в сфере недропользования является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О недрах и недропользовании», которым практически не установлены какие-либо особенности по предоставлению земель для этих целей, а также особенности использования их. В этой связи имеются некоторые разночтения норм земельного законодательства и законодательства о недрах. Так, в соответствии с Указом о недрах все виды операции по недропользованию, за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постоянного землепользования, осуществляются на основе временного и возмездного недропользования. В этой связи, как правило, земельные участки для указанных целей предоставляются на праве временного возмездного землепользования на срок действия соответствующего контракта, хотя такое ограничение по срокам землепользования не установлено ни земельным законодательством, ни законодательством о недропользовании. Согласно данному законодательному акту о недрах, областные исполнительные органы предоставляют недропользователю земельный участок в размере, определенном контрактом, при котором пространственные параметры оформляемые земельного участка должны ограничиваться территорией, фактически используемой им с нарушением земной поверхности, в пределах сроков фактического использования его. Кроме того, Законом Республики Казахстан от 11 августа 1999 года Указ о недрах был дополнен двумя статьями, которые посвящены вопросам сервитута при недропользовании. До этого момента в Указе о недрах данный вопрос не рассматривался. Сервитут – это право физических и юридических лиц на ограниченное целевое пользование частью участка недр, предоставленного другим лицам для проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей в случаях, предусмотренным законодательством. При этом сервитут может быть предоставлен заинтересованному лицу только в случае, если правомерное осуществление деятельности таким лицом невозможно без его предоставления, либо приводит к чрезмерным затратам. Предоставление сервитута на часть участка недр, который ранее был предоставлен другому лицу для проведения операции по недропользованию, осуществляется путем оформления горного отвода государственным органом по использованию и охране недр по согласованию с компетентным органом. В то же время вопросы совместного использования недр регулируются Указом о недрах, и данный вид деятельности не может рассматриваться как разновидность сервитута. Регулирование отношений, связанных с предоставлением права на добычу общераспространенных полезных ископаемых, соответственно осуществляется специальным законодательством, то есть законодательством о недропользовании. Полный перечень общераспространенных полезных ископаемых определен постановлением Правительства РК от 17 мая 1996 года № 64. Следует отметить, что Указом о недрах регламентируется понятие двух возможных видов недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Добыча общераспространенных полезных ископаемых для общественных нужд, осуществляемые на земельном участке, находящемся в собственности, либо на праве постоянного или временного недропользования без намерения последующего совершения сделок в отношении добытых общепринятых полезных ископаемых, либо подземных вод, и добыча общераспространенных ископаемых в коммерческих целях. Рассматриваемые вопросы землепользования и недропользования позволяют сделать вывод, что урегулирование этих двух сфер отношений еще не полностью скорреспондированы друг с другом. В этой связи следует отметить опыт работы ТОО «Тенгизшевройл» в части правового регулирования земельных отношений при недропользовании, в результате чего были выявлены значительные издержки существующего законодательства в этой сфере. Опыт работы этой компании заслуживает внимания и может быть использован другими недропользователями. Несмотря на «видимый» конституционный суверенитет бывших Союзных республик, они не имели независимую национальную правовую базу, регулирующую земельные отношения с учетом местных природно – социально – экономических условий. Принятие 13 декабря 1968 года «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» закрепило единую правовую базу распределения, владения и использования земельных ресурсов по всему пространству Союза. Земля, являясь исключительной собственностью государства, может находиться в его распоряжении через уполномоченные органы власти и управления. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» от 28 февраля 1990 года несколько изменили положение о государственном суверенитете Республики Казахстан на право землепользования. Но этот закон не дал возможности развития различных форм собственности на землю. Обретение Казахстаном государственной независимости привело к разработке самостоятельных правовых основ регулирования земельных отношений с учетом менталитета, национального признака и природно-экономических условий. Введение и функционирование институтов частной собственности обеспечивалось, в первую очередь, за счет развития института частной собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного законодательства и укрепление законности в сфере земельных отношений становились все более актуальными. Нормы национального земельного законодательства были направлены на охрану и рациональное использование земельных ресурсов. Земля, являясь объектом естественной природы, служила основным средством жизни граждан и фактором национальной безопасности. Земельная реформа и перестройка государственного социально-экономического управления происходила на основе развития независимости и демократизации земельных отношений, расширения прав собственников земли и землепользователей, устранения командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Развитие национального земельного законодательства дало возможность реализации различных форм собственности и хозяйствования на земле. Изменился весь спектр распределения, владения, использования и аренды земли. Так, например, согласно ст. 3 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года земельное пространство республики перешло в исключительную собственность Республики Казахстан. Это положение было закреплено в ст. 6 пункт 3 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Но земля, в отличие от недр, воды, растительного и животного мира могла быть предметом частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательством.
Заключение
Список использованной литературы. 1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан ( сизменениями и дополнениямипо состоянию на 07.08.2007 г .) Источник: справочная правовая система ЮРИСТ, 23.08.2007
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |