Трагедии Расина всегда признавались более психологичными, чем трагедии Корнеля, в них гораздо более сложно и тонко показана внутренняя борьба человека, они считаются и более трагичными. Традиционный конфликт в трагедиях Расина решается в пользу страстей (даже не чувств), но они же губят человека, либо физически, либо нравственно. Таким образом, Расин доказывает справедливость утверждения классицистов о главенстве разума от обратного. Герои Расина – люди несовершенные, далекие от идеала, тем самым более близкие к реальности.
Расин был сторонником концепции предопределения. Концепция свободы воли была больше распространена, а вот концепция предопределения проявлялась меньше. У Расина эта концепция проявляется в нескольких мотивов, проходящих во всех его конфликтов. Первый из них – мотив неразделенной любви, потому что его герои, как правило, испытывают любовь безответную, и добиться ответа на своё чувство они не могут никакими силами: ни добром, ни насилием. Любовь – это проявление предопределения, проявление судьбы. Другое проявление предопределения – идея о том, что настоящее и будущее обусловлены прошлым, причем очень жестко, зависимы от прошлого. И эта идея очень ярко проявляется в одной из его ранних трагедий – «Андромаха».
События этой трагедии происходят после окончания троянской войны. Андромаха находится в плену у Пирра, сына Ахилла. Пирр любит Андромаху и хочет, чтобы она вышла за него замуж, но она не может это сделать, ведь Ахилл – убийца Гектора. К тому же, Андромаха по-прежнему верна памяти своего мужа. У Пирра есть невеста, Гермиона, дочь Елены и Менелая. Гермиона очень любит Пирра, но при этом и ненавидит его за его пренебрежение. А в Гермиону влюблен Орест, сын Агамемнона и двоюродный брат Гермионы. Все эти любовные линии безответны. Мотив обусловленности прошлого виден ярко, ведь у всех героев в прошлом Троянская война. Их отношения во многом определяются этим прошлым, оно по-прежнему влияет на их жизни, и они всё время к нему обращаются. Расин всегда четко соблюдал три единства, в том числе в особенности сложное единство времени. Все события у него происходят в тот день, когда должна настать кульминация и развязка, потому и даётся большая предыстория. Действие начинается с того, что приезжает Орест как посланник греческих царей, чтобы забрать сына Андромахи и Гектора, которого боятся греки. Пирр пользуется этим, чтобы поставить Андромахе условие: либо она выходит за него замуж, либо он отдаёт её сына грекам. У Андромахи внутреннего конфликта нет, она не выбирает между долгом и чувством, они у неё в согласии: долг перед сыном и мужем и любовь к ним; выбор её навязан извне, поэтому выбор изначально ложный. Поразительно то, что от её выбора зависит судьба всех персонажей. Это связано с концепцией предопределения, ибо все люди зависят от высших сил. Андромаха соглашается выйти замуж за Пирра, но при этом решает покончить с собой сразу после свадьбы: её сын останется жив, но она не станет женой Пирра. Запускается цепь событий. Гермиона приходит в ярость, требует от Ореста убийства Пирра, тот этого не хочет, но соглашается. Гермиона, узнав о смерти любимого Пирра, обвиняет Пирра во всех смертных грехах и совершает самоубийство, Орест от шока сходит с ума. Единственной живой и здоровой остаётся Андромаха, но она остаётся вдовой Пирра и должна теперь мстить грекам не за Гектора, а за Пирра, человека, которого она не любила.
«Британик» - следующая трагедия Расина. Сюжет взят из римской истории во времена правления Нерона, который и является центральным персонажем этой трагедии, известный своей жестокостью. За основу взят эпизод из первых лет правления Нерона, когда он воспринимался Нероном как вполне разумный и добрый правитель и до конца себя не проявил. Расин объяснял, что ему интересен Нерон как пример «чудовища в зачатке». Расин определил для себя, что Нерона испортила неограниченная власть, которой тот обладал. Здесь нужно оценить два аспекта, во-первых, идею показать в трагедии формирование, а верней, искажение характера под влиянием неограниченной власти; а во-вторых, что за эту тему влияния неограниченной власти на личность он берется в то время, когда во Франции установилась неограниченная монархия Людовига XIV, что указывает на смелость Расина как писателя. Расин показывает момент, когда Нерон совершает своё первое самостоятельное преступление и убивает Британика, благородного героя и своего сводного брата. В этой трагедии важен разговор между Нероном и Агриппиной, которая некогда привела его к власти всеми правдами и неправдами, из-за того, что сама хотела получить эту власть, и теперь недовольна тем, что сын становится самостоятельным, и пытается вернуть свою власть. Она рассказывает, какие преступления она совершила, чтобы его привести к власти, надеясь на благодарность и подчинение. Но Нерону это даёт понимание, что ради власти можно пойти на всё. В своих трагедиях Расин персонифицирует конфликт долга и чувства, у него есть персонажи, воплощающие голос разума, и в данном случае это наставник Нерона по имени Бурр. С другой стороны, придворный Нарцисс воплощает страсти и низменные желания императора. В финале Нарцисс погибает, его убивает разъяренный народ, считая, что разобрался с главным злодеем, не понимая, что зло кроется в Нероне. Финал этой трагедии открыт в будущее, ведь все знают, каким путем пошел Нерон дальше.
«Федра» Действие, в отличие от «Ипполита» Еврипида, боги не показаны, но над людьми есть внеличностная судьба, которая ими управляет. Расин внес некоторые изменения в сюжет. Ипполит отвергает любовь своей мачехи не потому, что он женоненавистник. Ипполит влюблен в другую девушку, Арикию – дочь прежних правителей Афин, последняя представительница царского рода, свергнутого Тесеем. Чтобы этот род не восстановился, Арикии запрещено выходить замуж, она живет в Афинах пленницей. Федра испытывает к своему пасынку преступную любовь, но и Ипполит преступно любит Арикию, нарушая этой любовью запрет царя-отца. Таким образом, Ипполит тоже небезгрешен. Здесь появляется мотив родового проклятия, присутствовавший в мифах, но не использованный Еврипидом. Федра не единожды говорит о том, что её род проклят. Здесь Расин имеет в виду не древнее проклятие рода Федры, а проклятие рода человеческого вообще из-за первородного греха, и потому Федра, не совершившая преступление – ведь Ипполита оклеветала служанка – погибает, и принимает эту смерть как наказание справедливое. Таким образом, здесь воплощена идея предопределения: все грешны изначально, так что любое наказание будет справедливо. В трагедиях Расина мы видим расцвет жанра классицистической трагедии, но довольно неожиданные повороты традиционных мотивов и конфликтов, поэтому сравнивать Корнеля и Расина довольно-таки сложно, ведь они руководствуются разными художественными принципами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление