Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даведачна-бібліяграфічнае абслугоўванне карыстальнікаў дзіцячай і юнацкай літаратуры




Паказальнікі бібліяграфічнай прадукцыі ў складзе бібліяграфічных рэсурсаў у галіне літаратуры для дзяцей і юнацтва

 

 

Детские и юношеские библиотеки осуществляют справочно-библиографическое обслуживание (СБО) как юных читателей, так и руководителей чтения в соответствии с ГОСТ 7.0-99.

СБО читателей - детей, подростков и юношества имеет свою специфику, которая заключается прежде всего в его педагогическом характере. В условиях детских и юношеских библиотек СБО – это не только выдача читателям справок по их запросам в режиме “запрос - ответ”, но и неотъемлемая часть всей рабрты библиотеки по формированию у детей и юношества знаний, умений, навыков самостоятельного поиска библиографической информации, наобходимой в процессе обучения, самообразования, самовоспитания.

Содержание и характер библиографических запросов в значительной степени связаны с возрастом детей, содержанием обучения школьников разных возрастов.

Рекомендательный характер проявляется на всех этапах справочно-библиографического обслуживания детей и юношества, начиная с уточнения темы запроса. Содержание выдаваемой юному читателю библиографической информации всегда должно иметь рекомендательный характер, сущность которого заключается главным образом в отборе лучших в научном и художественном отношении произведений печати и аудиовизуальных материалов.

Все библиографические запросы и выдаваемые читателю справки делятся на библиографические и фактографические.

В ГОСТ 7.0-99 даются следующие определения: “Библиографический запрос: Информационный запрос на библиографическую информацию”, а “Библиографическая справка: Ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и местонахождении документа, о содержании библиографической информации по определённой теме; об отсутствующих или искажённых в запросе элементах библиографического описания”, “Фактографическая справка: Ответ на запрос, содержащий фактические сведения”.

Важно правильно организовать выполнение запросов. Запросы юных читателей должны удовлетворяться в библиотеках любого типа, в том числе на кафедрах обслуживания юных читателей в крупных библиотеках для взрослых. Библилографические запросы выполняются чаще всего в отделах обслуживания: на абонементе, в читальном зале. Чем оперативнее они выполняются, тем лучше, особенно в тех случаях, когда запрос обусловлен личностным интересом, так как интересы, например, младших школьников быстро возникают и нередко так же быстро гаснут.

Что касается сложных запросов, требующих длительного поиска, то они передаются библиографу и, следовательно, на их выполнение отводится определённое время.

Многообразные библиографические и фактографические запросы юных читателей можно разделить на две основные группы: учебные и самообразовательные.

Анализ содержания запросов читателей детских и юношеских библиотек свидетельствует о том, что в большинстве случаев преобладают учебные цели.

Библиографические запросы учащихся 1-4-х классов тесно связаны прежде всего с изучением учебных дисциплин. Детей знакомят с историей Отечества. Ставится цель: подготовить детей к работе с книгой, к самостоятельному выбору литературы, самообразованию. Чтение детей обогащается за счёт научно-познавательной литературы, рекомендуемой на уроках природопведения, математики и др.

Характер библиографических запросов младших школьников очень неонороден и прямо зависит не только от изучаемых предметов, но и от той цели, которую ставит учитель в процессе подготовки детей к работе с книгой.

Библиографические запросы учащихся 5-6-х, 7-9-х, 10-11-х классов указывают на значительное усложнение по сравнению с предыдущей группой. Содержание потребностей и запросов читателей этого возраста обусловлено характером обучения в общеобразовательных, воскресных школах, лицеях, колледжах.

Например, учащихся 5-6-х классов интересует литература о русских святых, о крестовых походах, рыцарстве, о нравах и обычаях и т. д.

Учащиеся 7-9-х классов хотят знать о духовных исканиях русских прозаиков и поэтов, о героях Первой мировой войны и т. д.

Библиографические потребности и запросы учащихся 10-11-х классов в значительной степени связаны со школьными заданиями. Поэтому их интересуют в глубоком иеоретическом аспекте вопросы истории России, политологии, ВОВ, мифологии, бизнеса и т. д.

Приведенные примеры свидетельствуют о гуманитарной направленности запросов читателей – учащихся разных возрастов. Этот факт подтверждает и исследование РГБ “Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков различных возрастных групп”, проведённое в начале 90-х гг.

По данным исследования РГБ, наибольший интерес (свыше 90%) подростки разных возрастных групп и обоего пола проявляют к литературе о тайнах Вселенной, происхождении жизни на Земле, необъяснимых явлениях в природе, технике, о животном мире.

Тематическая библиографическая справка рекомендует доступную и соответствющую запросу юного читателя библиографическую информацию по конкретной теме. В детских и юношеских библиотеках тематические справки составляют от 40 до 80% справок, выдаваемых читателям.

На формирование тематических запросов подростков и юношества оказывают влияние внеклассная, внешкольная работа, в значительной степени СМК, общение со сверстниками и т. д.

Для учащихся среднего и старшего школьного возраста оформляются постоянна действующие стенды “Спрашивайте - отвечаем”, а для младших школьников – “Почемучка” или “Что такое? Кто такой?”. Такие стенды организуются обычно на базе фонда выполненных справок. Материал на них представлен в виде вопросов, ответов и списков рекомендуемой литературы.

Всем этапам выполнения тематической справки свойствен педагогический характер библиографической деятельности: приём запроса и беседа с юным читателем о цели, границах запроса; поиск информации по теме запроса; оформление справки; регистрация её в тетради выданных справок; выдача справки читателю.

Выполнение уточняющей библиографической справки, направленной на конкретизацию, дополнение библиографического описания произведений или адресной библиографической справки о наличии и местонахождении издания в фондах библиотек, не может ограничиваться кратким ответом на запрос.

Оперативность выполнения уточняющей или адресной справки значительно возросло в условиях использования электронных технологий. Но при этом следует учитывать, что не всегда признаки документа могут совпадать с границами базы данных ЭВМ: тематическими, языковыми, хронологическими и т. д. и тогда следует использовать библиографический поиск в ручном режиме. Таким образом, эти два вида поиска взаимно дополняют друг друга.

Большое значение имеют систематический учёт, анализ поступающих в библиотеку запросов и учёт выданных читателям библиографических справок.

Для регистрации, например, тематических библиографических запросов в областных, краевых детских и юношеских библиотеках, а также в ряде ЦДБ ЦБС имеется “Бланк запроса на тематическую справку” или “Листок запроса”.

Заполненные бланки систематизируют по отраслям знания, темам, а с течением времени дополняют новой литературой и таким образом составляют основу фонда выполненных справок, которым располагает крупная библиотека.

В небольших библиотеках – филиалах ЦБС, школьных библиотеках выданные читателю библиографические справки обычно учитывают в “Тетради выполненных справок”, где отмечают, от кого поступил запрос, тему и цель запроса, тип справки, библиографические источники выполнения, дату принятия запроса и ответа читателю. Если в библиотеках несколько работников, то указывается фамилия исполнителя.

Эффективность СБО во многом определяется хорошо налаженным планированием, осуществление которого возможно лишь при условии систематического учёта всех библиографических запросов, выданных справок, своевременного анализа справочно-библиографической работы библиотеки. Планово-отчётная документация, как правило, унифицирована.

СБАпарат- это совокупность справочных и б/г/ф-их изданий, библиотечных каталогов и картотек, 'предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

Функции СБА:

1. поисковая 2. коммуникативная (информация, о документах и их содержании)3. оценочная (информация о документе в соответствии с требованиями группы пользователей)

Значение СБА в работе библ. является очень важным, т.к. СБА - основа для всех направлений деят. б-ки. СтруктСБА: Справ.б\гр фонд, система катал. и картотек, фонд неопуб б\гр пособий или Ф.выполн.справок

СБО – деят. библ по удовлетворению разнообразных запросов и потребностей в библиограф.инфор СБО - предлагает наличие конкретных (разовых) запрос. С которыми в библиотеку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетво рить запрос Обращение в библиотеку в режиме СБО принято назыв ать запросом. Все запросы и" справки подраздел. на библиографические и фактографические.

Библ.запрос- требование на библиогр. информацию. Библиоер. справка - ответ на разовый запрос, содержащий библиогр. информа. На фактогр. запрос библиограф обязан сообщить конкретные данные, факты сведения. Фактограф. справка содержит фактические данные,

Центром СО является информ-библиограф отдел. Хотя выполнением запросов занимаются все структурные подразделения библ. запросы подразделяются на: • Библиограф. (в ответе содержится библиограф.информ. • Фактограф. (нет библиограф.информ.)

Библиографические справки делятся на: • Тематические • уточняющие • адресные

Тематические запросы выполняются в следующей последовательности:

1. прием запроса 2.установл. круга источников 3. выявление, подбор и группир. литер.4. оформление справки регистр, выдача.

Круг источников при выполнении тематической справки:

• СК, • Характеристика местных период. изданий • Библиограф. указатели (отрасл, темат, персонал.)

Разнообразие читательских запросов требует от библиотеки координации справочной работы как в пределах библиотеки, так и с другими научными и специальными библиотеками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.