Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание волевых качеств средствами и методами физической культуры и спорта




воля эмоциональный спорт воспитание

Физкультурно-спортивная деятельность имеет свои специфические особенности, определенным образом влияющие на психику спортсмена, его эмоциональные переживания и состояния, которые возникают в связи с участием в соревнованиях, с большими, часто максимальными предельными напряжениями. Все это заставляет рассматривать волевую подготовку спортсмена как важную неотъемлемую часть спортивной тренировки и всего учебно-воспитательного процесса в спорте.

Большая заслуга в разработке проблемы воли в психологии спорта принадлежит П.А. Рудику (1967), известному отечественному ученому в области психологии физического воспитания и спорта.

Он показывает, что первоочередной задачей является изучение, систематизация и классификация трудностей в спорте, и критикует традиционное деление трудностей на внутренние и внешние.

Для удобства дальнейшей разработки методики волевой подготовки спортсменов П.А. Рудик (1967) делит трудности на объективные и субъективные.

К объективным он относит те трудности, которые испытываются спортсменом в связи со специфическими препятствиями, без преодоления которых он не может овладеть данным видом спорта. Появление объективных трудностей обусловлено особенностями спортивной деятельности. Основу же субъективных трудностей составляет отношение спортсмена к условиям спортивной деятельности, и таким образом в своем появлении они определяются особенностями личности спортсмена. Они имеют ярко выраженный индивидуальный характер и могут быть совершенно различными у спортсменов, занимающихся одним и тем же видом спорта. Это требует от тренера глубокого знания и изучения индивидуальных особенностей своих подопечных и применения на этой основе соответствующих, далеко не одинаковых методов воспитания способностей к преодолению трудностей.

Объективные трудности по своему содержанию одинаковы для всех, стремящихся достичь высоких спортивных результатов в данном виде спорта. Поэтому и методика воспитания соответствующих волевых качеств, необходимых для преодоления трудностей, будет в принципе одинакова. Однако воспитание воли возможно лишь на базе и в неразрывной связи с физической, технической и тактической подготовкой.

К субъективным же относятся трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревновании и т.д. В качестве характерного примера субъективной трудности можно привести различные формы страха, сомнения и другие психические переживания, возникающие как во время, так и задолго до выполнения соответствующего спортивного упражнения. При этом объективных причин для их возникновения нет.

П.А. Рудик подчеркивает, что только через детальное изучение объективных и субъективных трудностей, характерных для того или иного вида спорта, и особенностей волевых усилий, необходимых для преодоления этих трудностей, можно правильно построить методику воспитания волевых качеств.

Технические трудности возникают тогда, когда спортсмену недостает соответствующего двигательного опыта, т.е. определенного запаса навыков, умений и специальных знаний.

Тактические трудности создаются относительным несоответствием тактических знаний, умений и навыков спортсмена.

Психологические трудности возникают на основе относительного несоответствия уровня развития тех или иных психических качеств и свойств личности спортсмена характеру и сложности преодолеваемых трудностей, а также в связи с неадекватным отражением их в сознании спортсмена.

Трудности с теоретической подготовке возникают из-за, незнания спортсменом теоретических положений методики тренировки, отсутствия у него необходимых знаний в области смежных дисциплин.

Трудности, связанные с учебно-тренировочной работой и соблюдением режима, возникают у спортсмена при потере интереса к тренировочным занятиям, исчезновении чувства ответственности перед коллективом и появлении побуждений и желаний, несовместимых с установленным режимом.

Трудности, обусловленные обстановкой проведения соревнований, возникают а результате несоответствия возможностей спортсмена непривычным условиям, в которых и проводятся соревнования.

Трудности, связанные с материально-техническим обеспечением, возникают из-за неполадок инвентаря, плохо подобранной обуви и одежда, отсутствия тренажеров и мест для занятий или их перегруженности. Болезни и травмы могут приводить к образованию психологических барьеров, Спортсмен становится излишне осторожным, избегает ситуаций при которых возможно получить повторную травму, уклоняется от борьбы; это порождает дополнительные трудности, связанные с пропуском тренировочных занятий и потерей спортивной формы.

А.Ц. Пуни (1977) указывает на важность развития умственных и нравственных качеств спортсмена.

В своих работах он дает характеристику таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, смелость и решительность, и приводит ряд ценных рекомендаций по их воспитанию.

Вопросы воли и ее воспитания нашли отражение в работах О.А. Черниковой, в которых она раскрывает значение физических упражнений в воспитании волевых черт характера, исследует особенности волевых действий в различных видах спорта, психологическую природу волевых усилий. Следует подчеркнуть, что Черникова впервые сделала попытку изучить характер трудностей в ряде видов спорта, приемов и условий их преодоления.

 

На основании проведенных исследований она дает описание трудностей и особенностей волевых усилий при их преодолении. Принципом классификации трудностей О.А. Черникова (1980) избрала их связь с характером протекания корковых процессов. Так, в видах спорта, характеризующихся длительными физическими и психическими напряжениями, она выделяет трудности, связанные с появлением охранительного торможения.

Выявленные О.А. Черниковой (1980) закономерности, приемы и условия успешного преодоления трудностей (роль второй сигнальной системы, слова, выступающего как регулирующий и стимулирующий фактор, эмоционального фактора, произвольного направления внимания и др.) позволяют уточнить некоторые теоретические аспекты волевой деятельности.

Большинство эмоций (за исключением аффектов), служат предвестниками успеха или неудачи, повышают прогностичность поступков человека. В этом смысле спортивная деятельность, физическое воспитание в значительной мере способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемым в процессе занятий (Попов А.Л., 2001).

Спортивная деятельность и физическое воспитание предоставляют обширное поле деятельности для развития эмоциональной сферы человека. Уроки физического воспитания, тренировки и соревнования строятся на возможности проявления сильных эмоциональных переживаний, освоения приемов владения эмоциями. При этом поведение человека, особенно при проявлении быстроты, силы, выносливости, ловкости и пластичности видно невооруженным глазом, легко наблюдаемо, может быть оценено педагогами и партнерами. Наличие правил соревнований, использование средств контроля результатов физических упражнений способствует установлению связи потребностей и эмоций на разных психологических уровнях: от интерорецептивных ощущений и эмоциональных состояний до активизации и деятельности субъекта.

Особенная роль эмоций в спорте заключается в том, что они не несут информации о внешних объектах и ситуациях, в которых осуществляется деятельность, но зато непосредственно отражают отношения между потребностями и способом ее удовлетворения. Эмоции как бы санкционируют деятельность (прошлую, настоящую, будущую). Эти связи сохраняются в памяти человека, затем выступают регуляторами его деятельности. Это обстоятельство весьма существенно для спорта и физического воспитания. Чувство «мышечной радости», отмеченное И.М. Сеченовым (1953), сопровождает движения человека, способствует формированию двигательных навыков и качеств, становлению отношений с партнерами и соперниками (Попов А.Л., 2001).

 

 


Заключение

 

В заключении работы мы можем определить волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за её достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.

Достаточный уровень развития воли – необходимая основа и условия для осуществления программы самовоспитания. Поэтому воспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности. Оно необходимо для её формирования в целом.

Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.

Так же воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели.

Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами.

Рассмотрев широкий круг вопросов связанных с эмоционально-волевыми качествами при занятиях физической культуры и спорта, можно заключить, что важнейшим результатом использования средств и методов физической культуры и спорта, является воспитание как эмоционально, так и собственно волевых качеств (настойчивости, смелости, инициативности). При занятиях физическими упражнениями, эмоциональная насыщенность при соревновании, коллективный характер занятий способствует совершенствованию эмоционально-волевых качеств. В целом, средства физической культуры и спорта способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемым в процессе занятий.

Эмоционально-волевые качества воспитываются при преодолении занимающимися разного рода трудностей (внутренних и внешних), которое происходит в основном во время состязаний, однако может происходить и в процессе занятий и тренировок, если они связаны с освоением новых движений, выходом на новый уровень развития физических качеств.

Закончить работу хочется словами известного отечественного педагога А.Макаренко: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».


Литература

 

1. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Владос, 1994

2. Рувинский Л.И. Хохлов С.И Как воспитать волю и характер М.: «Просвещение». 1986

3. Селиванов В.И. Воспитание воли. М.: «Наука», 1988

4. Маклаков А. Общая психология.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

6. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

7. В.А. Крутецкий "Психология", Москва 1999г.

8. Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена // Теория и практика физической культуры, 2002 №7 С. 37–39

9. Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности М.:, 1957–140 с.

10. Запорожец А.В. Восприятие и действие М.: Просвещение, 1967–240 с.

11. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Изда-во МГУ, 1980–340 с.

12. Марищук В.Л., Романенко Н.В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения. – СПб: ВИФК, 1996–300 с.

13. Марищук В.Л., Романенко Н.В. Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями. – В кн. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта СПб: 1999 С. 177–184

14. Мельников В.М. Психология: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1987–367 с.

15. Платонов К.К. Психология и философия М. Просвещение, 1972–250 с.

16. Поварницын А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика М. Физкультура и спорт., 1976–128 с.

17. Попов А.Л. Спортивная психология Учебное пособие для физкультурных вузов М. Изд-во «Флинта», 2001 – 152 с.

 


[1] Камин В.К. Ну путях построения теории воли //Психологический журнал т.10 – 1989. №2 с.72

[2] Рувинский А.И.Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М.1986 с.49




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.