Защита прав человека не может быть только прерогативой го- сударства, хотя в этом и состоит его главная обязанность. Госу- дарство и его органы сами являются основными нарушителями прав и свобод человека. И потому права человека должны защи- щаться и от государства, его органов, в том числе правоохрани- тельных. В этой защите заметную роль играют неправитель- ственные правозащитные организации (НПО), сливающиеся в мощное правозащитное движение.
Нередко неправительственные правозащитные организации характеризуются как естественная самозащита людей от государ- ственной власти, своеобразный защитный слой между государ-
Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А.И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, д.ю.н., проф. 0.0. Мироновым // Государство и право. 2000. № 2. С. 6.
Внутригосударственная защита прав и свобод
ством и личностью. Правозащитные организации выступают и в роли общественного контролера за государственной властью в сфере соблюдения прав человека!.
Современное правозащитное движение существует в условиях реформирования общества и перехода к новому строю и новым отношениям между человеком и государством. Положение пра- возащитных организаций легализовалось, о чем свидетельствует Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых ме- рах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации».2
Указ ставит целью объединение усилий государства и непра- вительственных правозащитных организаций в создании эф- фективно действующего механизма обеспечения прав и свобод человека. Он активизировал формирование правозащитных ор- ганизаций в регионах, где более всего нарушаются права и сво- боды личности. По мнению специалистов в области правоза- щитного движения, причиной такого рода нарушений нередко является низкая правовая культура чиновников и самих граж- дан, которые плохо осведомлены о своих правах, способах и средствах их защиты.
Спектр деятельности правозащитных организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пике- тов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работы, приема населения.
Неправительственные правозащитные организации — действующие в общественно-политической сфере обществен- ные, некоммерческие, ненасильственные структуры, исповеду- ющие принципы беспристрастности и недопустимости исполь- зования в информации лжи3 Правозащитные организации ру- ководствуются в своей деятельности международными норма-
' Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности
Учебное пособие — М., 1998 С. 170.
2 СЗ Российской Федерации. 1996 № 25. Ст. 2998.
ЗТрошкин Ю.В Права человека. Нарушения и защита прав человека и прессы.
Учебное пособие - М., 1997. С 138
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и ев
тивными актами по правам человека, и в первую очередь доку- ментами Организации Объединенных Наций: согласно Консти- туции РФ, общепризнанные принципы и нормы международно- го права, а также международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Это значит, что в случае расхождения федерального закона или иного нормативного акта с международным договором, в кото- ром участвует Россия, или с общепризнанными нормами между- народного права о правах человека применяются правила, уста- новленные нормами международного права или договором!.
Неправительственные организации содействуют реализации на практике международных документов о правах человека. В частности, международное сообщество рекомендует государ- ствам положительно рассматривать возможность участия НПО в подготовке докладов государств о состоянии дел с правами чело- века в соответствии с тем или иным пактом, конвенцией.
Определенная роль в обеспечении и защите прав человека, ус- корении распространения информации о международных стан- дартах в области прав человека принадлежит международным неправительственным правозащитным организациям (МНПО). Основными направлениями деятельности МНПО, в частности, являются: наблюдение за состоянием дел с правами человека во всем мире, в отдельных его регионах и странах, сбор и обработка информации о нарушениях прав человека, передача ее междуна- родным межправительственным органам и государствам; меж- дународная огласка нарушений прав человека в отдельных госу- дарствах; требование отчета перед мировым сообществом госу- дарств, нарушающих права человека; укрепление и развитие партнерства с ООН, другими межправительственными органа- ми по защите прав человека и др.
Международные НПО сотрудничают с ООН, и прежде всего с ЭКОСОС, который проводит с ними консультации. Сами МНПО направляют наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его органов, представляют Совету письменные заяв- ления для распространения, высказывают ему устно свою точку зрения. В ежегодных сессиях Комиссии ООН по правам челове- 1 Комментарий к Конституции Российской Федерации М, 1996. С. 62.
Внутригосударственная защита прав и свобод
ка принимает активное участие более 150 международных неп- равительственных правозащитных организаций. Кроме того, МНПО консультируют Секретариат ООН по вопросам прав че- ловека и предоставляют ООН письменную достоверную инфор- мацию.
Международные НПО довольно активно поддерживают наци- ональные НПО, предавая гласности за рубежом информацию и доклады, подготовленные национальными НПО, а также пре- доставляют национальным НПО различное оборудование и ин- формацию, проводят обучение специалистов в области прав че- ловека.
Из большого числа МНПО достаточно хорошо известны в ми- ре такие организации, как Международный институт по правам человека; Независимая комиссия по международным гумани- тарным вопросам; Международная ассоциация юристов-демок- ратов; Международная лига прав человека; Фонд гуманитарного права; Международная Хельсинская федерация по правам чело- века и др.
Примером деятельности МНПО может служить Международ- ное неправительственное объединение «Союз юристов». Одна из его целей - поощрение уважения к правам человека и основ- ным свободам и привлечение широкой юридической общест- венности к реализации международных правовых гуманитарных программ. Союз юристов совместно с заинтересованными орга- низациями провел уже несколько крупномасштабных конфе- ренций.
Всеобщее признание получила деятельность такой неправи- тельственной правозащитной организации, как Международная амнистия, созданная для обеспечения во всем мире соблюдения положений Всеобщей декларации прав человека. Она оказывает поддержку лицам, ставшим жертвами, незаконных арестов и за- держаний; противодействует незаконному задержанию лиц, на- рушению их свободы совести и политических убеждений; про- тиводействует вынесению приговоров к смертной казни, пыт- кам, жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению с людьми. С 1995 г. приоритетным направлением ее работы стало обучение в области защиты прав человека в странах
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и ев____
Центральной и Восточной Европы. Это организация имеет представительства на всех континентах, во многих странах, в том числе и в России, владеет периодическим печатным изданием «Ньюслеттер». Международная амнистия, сосредоточившись на помощи заключенным, оказала ее десяткам тысяч узников, в первую очередь узникам совести и политзаключенным. За свою подвижническую деятельность в 1977 г. Международная амнис- тия удостоена Нобелевской премии мира.
В числе неправительственных правозащитных организаций подавляющее большинство составляют национальные неправи- тельственные правозащитные организации. Только в странах, входящих в ОБСЕ (СБСЕ), на конец 1994 г. их насчитывалось около 4 000. Многие из более чем 900 000 неправительственных организаций США связаны с деятельностью в защиту прав и свобод человека. Часто национальным НПО приходится рабо- тать в неблагоприятных условиях.
Основными направлениями деятельности национальных НПО являются распространение информации о стандартах в об- ласти прав человека, в том числе через печать; проведение целе- вых образовательных и обучающих встреч для ознакомления профессиональных групп, членов общественных организаций и пр. с содержанием международных документов о правах челове- ка и процедур, ими предусмотренных; содействие контролю за осуществлением прав человека, предоставлением дел, фактов в международные организации по правам человека; обобщение и передача в Центр ООН по правам человека собранной информа- ции о невыполнении государством взятых обязательств по соб- людению прав человека; распространение информации об ито- гах рассмотрения доклада своего государства о положении в стране с правами человека в соответствующем комитете ООН с целью указания на проблемы органам государственной власти;
привлечение внимания средств массовой информации к проб- лемам прав человека, к нарушениям прав конкретных людей;
разработка методик составления документов о нарушениях прав человека, проведение исследований этих нарушений.
В европейских государствах национальные НПО оказывают помощь, дают советы и консультации частным лицам или груп-
Внутригосударственная защита прав и свобод
пам лиц при подаче жалобы на нарушение прав человека в соот- ветствии с Европейской конвенцией, включая выступление от их имени в Европейском суде.
Некоторые НПО, начав работу как национальные, постепенно распространяют свою деятельность на другие страны. Так, соз- данная по инициативе Элеоноры Рузвельт в 1941 г. правозащит- ная организация «Freedom House» в настоящее время функцио- нирует в большинстве стран мира (в том числе и государствах СНГ) и имеет консультативный статус при ООН.
Российские неправительственные правозащитные организации. Если в целом неправительственные правозащитные организа- ции определяются как беспристрастные, то в России, помимо правозащитных организаций, независимых от правительства, от оппозиции, от общественного мнения действуют, по свидетель- ству самих представителей правозащитного движения, и НПО, стоящие на четких политических позициях.
Правозащитные организации обычно подразделяют на два ос- новных вида: общеправозащитные, которые занимаются всем спектром защиты прав и свобод человека, и профильные, кото- рые сосредоточивают свои усилия на конкретных правозащит- ных проблемах.
К первой группе относятся Московская Хельсинская группа, Правозащитный центр «Мемориал» (Московское, Красноярс- кое, Пермское представительства), Московский исследова- тельский центр по правам человека и другие. Так, Московская Хельсинская группа, образованная в 1976 г., главное внимание уделяет привлечению внимания общественности к нарушениям прав человека, проведению семинаров по проблемам прав чело- века, передаче информации международным правозащитным организациям, приему отдельных граждан с жалобами о наруше- ниях прав человека, издательской и организаторской деятель- ности в сфере прав человека.
Например, в июне 1993 г. в Москве был организован семинар Московской Хельсинской группы «Права человека», посвящен- ный праву на свободу передвижения. В этом семинаре приняли участие представители правозащитных организаций, а также ра- ботники различных министерств и ведомств, решающие на
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и ев
практике вопросы, связанные со свободой передвижения. Представители правозащитных организаций высказывались за отмену разрешительного порядка прописки, который не позво- ляет гражданам реализовать свое право на свободу передвиже- ния и выбор места жительства.
Результатом выступлений и дискуссий участников семинара была выработка документов: заявлений — мэру Москвы, премь- ер-министру России; предложений — федеральным миграцион- ным службам; работникам средств массовой информации; Пре- зиденту РФ; в Верховный Совет РФ; в Министерство обороны РФ. В заявлении участников семинара сказано: «Участники се- минара приветствуют включение в проект закона о прописке по- ложения о заявительном характере регистрации места житель- ства граждан. Участники семинара просят Президента России ликвидировать все распоряжения мэра Москвы Лужкова, каса- ющиеся вопросов прописки в столице, противоречащие законо- дательству Российской Федерации»'.
Самой распространенной и отработанной формой деятельнос- ти правозащитных организаций является прием населения, бесплатное консультирование по юридическим вопросам, рабо- та с конкретными жалобами. Так, по делу вынужденной пересе- ленки Лукашенко Л.П. общественным защитником на суде выс- тупила член Правозащитного центра «Мемориал», сопредседа- тель Комитета «Гражданское содействие» С. Ганнушкина. (Она кратко изложила это дело в своем выступлении на семинаре, посвященном решению проблем беженцев и вынужденных пе- реселенцев.)
Пенсионерка Лукашенко Л.П. прибыла из Чечни и проживала у человека, который дал ей приют. Она обратилась с ходатай- ством в Московскую миграционную службу о присвоении ей статуса вынужденного переселенца, получила отказ и оспорила его в суде. Мещанский межмуниципальный суд 12 сентября 1996 г. не удовлетворил ее жалобу, ссылаясь на особый статус Москвы, на Устав Москвы и на Постановление № 121-РМ, по которому в Москве статус вынужденного переселенца могут по-
1 Право на свободу передвижения' Сборник материалов семинара Московской Хельсинской группы «Права человека» (Москва, июнь 1993г.) — М., 1994. С. 211.
Внутригосударственная защита прав и свобод
лучить только лица, имеющие близких родственников в Москве. Городской суд решение районного суда оставил без изменения, и тогда она обратилась в Верховный Суд РФ.
Верховный суд России дал заключение, что указанное распо- ряжение в части приведенного основания для предоставления статуса противоречит положениям ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 21 Декларации прав и свобод человека от 25 октября 1991 г., п. 3 ст. 55 Консти- туции Российской Федерации, Закону РФ от 19.02.93 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 07.08.2000 г.).
Кроме того, судом не учтено, что в случаях несоответствия ак- та государственного или иного органа закону суд обязан в силу ст. 120 Конституции РФ принимать решения в соответствии с законом!.
Таким образом, правозащитные организации оказывают по- мощь конкретным гражданам в случае нарушения их прав.
Представителями второй группы НПО являются: «Право ре- бенка», Независимая психиатрическая ассоциация, Фонд защи- ты гласности, Комитет солдатских матерей, Комитет против пы- ток, Комитет помощи беженцам и другие. Общественная право- защитная организация «Право ребенка» была создана по иници- ативе четырех правозащитных организаций: Российского иссле- довательского Центра по правам человека, Московской Хельси- нской группы. Московского отделения Ассоциации защиты ин- валидов и Независимой Ассоциации детских психиатров и пси- хологов. Она занимается проблемами сирот, насилия в семье, бездомных детей, детей-инвалидов, детей-заключенных, между- народного усыновления. НПО «Независимая психиатрическая ассоциация» — общественно-профессиональная благотвори- тельная организация, создавшая институт независимой экспер- тизы, призванный реабилитировать пострадавших от различных психиатрических ошибок и злоупотреблений; проводит незави-
1 Решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев через законодатель- ную, судебно-правовую и административную системы: Материалы второго се- минара, проведенного Правозащитным центром «Мемориал» по программе «Организация сети юридических консультаций в России для беженцев и вынуж- денных переселенцев», осуществляемой на средства Управления Верховного ко- миссара ООН по делам беженцев. —М., 1997 С. 11.
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и ев
симые психиатрические экспертизы, ведет образовательную и издательскую деятельность.
Российские неправительственные организации занимаются изучением положения дел с правами человека в Российской Фе- дерации, в том числе отслеживанием и анализом ситуации в го- рячих точках, подготовкой информационно-аналитических ма- териалов к ежегодным слушаниям по правам человека в рамках ООН; наблюдением за правами человека и их защитой в конк- ретной российской области, регионе, самостоятельным рассле- дованием фактов нарушений прав с передачей документов в го- сударственные правозащитные органы; проведением массовых акций в защиту прав тех или иных групп населения; подготов- кой собственных инициативных законодательных проектов; ин- формированием общества о состоянии дел в сфере прав челове- ка в стране в целом и ее отдельных регионах, в том числе издание своих печатных органов. Так, Томский исследовательский пра- возащитный центр выпускает бюллетень «Нарушения прав че- ловека». Нижегородское Общество прав человека — газету «Правозащитник» и т. д.
Также НПО осуществляют правовое просвещение и пропаган- ду (лекции, конференции, семинары, подготовка материалов для передач радио и телевидения, специальные радиопередачи);
издательскую деятельность (публикация международных и рос- сийских документов, научно-публицистических сборников по правам человека); разработку учебных программ и рекоменда- ций для высших и средних учебных заведений по курсу «Права человека»; оказывают квалифицированную правовую помощь населению, в том числе в случаях нарушения прав человека, соз- дают службы приема граждан; представляют и защищают физи- ческих лиц в судах, государственных органах и общественных организациях и сотрудничают с последними для оказания со- действия соблюдению прав человека; консультируют по вопро- сам политических и гражданских прав, прав потребителей, нало- гоплательщиков; оказывают помощь и консультации беженцам и вынужденным переселенцам, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий; защищают права де- тей, женщин, военнослужащих и их семей; участвуют в органи-
Внутригосударственная защита прав и свобод
зации общественного контроля за соблюдением законности в тюрьмах, колониях, защищают права заключенных, информи- руют общественность о положении в пенитенциарных учрежде- ниях; проводят организаторскую правозащитную работу по соз- данию организаций, комиссий и т. п. по правам человека в об- ластях, городах, районах.
Все российские НПО вносят свой определенный вклад в дело поощрения прав человека, в анализ практики их реализации и защиты, что имеет первостепенное значение для реального воп- лощения этих прав в российскую действительность.
Деятельность российских НПО освещается в Российском бюллетене по правам человека, выпускаемом Российско-Аме- риканской неправительственной (проектной) группой по пра- вам человека, в периодической печати. Существует Справочник (периодически обновляемый) НПО России и СНГ, подготов- ленный Московской Хельсинской группой.
Несмотря на особую актуальность и значимость для страны де- ятельности НПО, их положение явно не соответствует масштабу и сложности задач, стоящих перед ними. Они по-прежнему ли- шены какой бы то ни было государственной поддержки. Феде- ральный закон от 19.05.95 г. № 82-ФЗ «Об общественных объе- динениях» не решил вопрос об особом статусе организаций, ста- вящих своей целью защиту прав и свобод граждан России.
Раздел 3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина
Глава 1. Защита прав и свобод человека и гражданина в международных организациях
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление