Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право пожизненного наследуемого владения. Право государственной собственности Республики Беларусь на землю




Право государственной собственности Республики Беларусь на землю.

В период существования СССР в условиях национализации земли право государственной собственности на землю существовало как исключительное право. Земля признавалась общим достоянием всего народа, от имени которого полномочия собственника осуществляло государство. Земельные участки могли предоставляться только в пользование. Никакие государственные формирования, в том числе союзные республики, не наделялись полномочиями собственника и не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной земельной собственности.

Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 года одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь. Декларацией Верховного Совета Белорусской ССР, принятой 27 июля 1990 года, земля и другие природные ресурсы на территории Белорусской ССР объявлялись собственностью белорусского народа, за которым признавались исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Принадлежность земли только Республике Беларусь как базовый принцип земельных отношений была закреплена Законом БССР “О собственности в Белорусской ССР” от 11 декабря 1990 года.

В ходе проведения земельной реформы правовой режим государственной собственности на землю существенно изменился. Она утратила свое монопольное положение. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю. После введения частной собственности на землю объектом права государственной собственности являются все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств.

Правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, в связи с их включением в гражданский оборот, усложнился, хотя и определяется в основном делением этих земель на категории и виды в соответствии с целевым назначением земель.

Применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст.215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления.

Законодательством четко определены только виды земель, находящиеся в республиканской собственности (собственности Республики Беларусь). В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об объектах, находящихся только в собственности государства” от 5 мая 1998 года к таким землям относятся земли сельскохозяйственного назначения, обладающие особым правовым режимом, и иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность, перечень которых установлен Кодексом о земле (ст. 38).

Для административно-территориальных единиц, в соответствии с Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”, земля и другие природные ресурсы выступают как экономическая основа местного управления и самоуправления, но в состав коммунальной собственности не входят.

 

 

1.9. .Право частной собственности на землю.

Право частной собственности на землю юридических и физических лиц является условием их экономической свободы. Круг субъектов этого права ограничен и определяется земельным законодательством.

Право частной собственности на землю граждан. В соответствии со ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут приобретаться в частную собственность гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, земельное законодательство устанавливает для граждан - собственников земельных участков специальные требования:

* наличие гражданства Республики Беларусь;

* наличие постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, которое можно определить исходя из требований ст.19 ГК.

Только при соблюдении этих двух условий гражданин может в установленном порядке приобрести в собственность земельный участок.

При выезде из Республики Беларусь на постоянное место жительства за границу в соответствии с Законом “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь” за гражданами сохраняется имущество, кроме земли.

Временный выезд за границу, по причинам, которые законодательство считает уважительными, не ведет к прекращению права собственности на землю.

Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, в отношении права собственности на землю приравнены по своему правовому положению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Лица, утратившие право собственности на землю до 16 июня 1993 года, то есть до принятия Закона Республики Беларусь “О праве собственности на землю” не пользуются никакими преимуществами на получение земельных участков в частную собственность. Ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле установлено, что возврат земельных участков лицам, утратившим право собственности на землю до указанной даты или их наследникам не допускается. Эти лица могут приобрести земельные участки в собственность на общих основаниях. Такое положение вызвано тем, что в противном случае необходимо пересмотреть юридическую силу законов о национализации земли.

Право частной собственности на землю юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями.

Объектом права частной собственности на землю являются индивидуально-определенные земельные участки (или их части), которые передаются гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах.

Каждый земельный участок является самостоятельным объектом права частной собственности на землю. Размер каждого земельного участка и общая площадь всех земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется в соответствии с установленными земельным законодательством нормами предоставления земли и целями, для которых земля передается в собственность.

Частная собственность граждан ограничена потребительскими целями. В собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для:

* ведения личного подсобного хозяйства;

* строительства и обслуживания жилого дома;

* ведения коллективного садоводства;

* дачного строительства (ст. 34 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Юридическим лицам, в соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные участки могут передаваться в собственность в следующих случаях:

* при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Приватизация земли в данном случае ограничена не только наличием земель, которые не передаются в частную собственность, но и наличием объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации.

* при осуществлении инвестиционных проектов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.