КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предотвращения загрязнения почв на военных объектах
Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям: - уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов; - уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий; - рекультивация земель. Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания. Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта. Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка. Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования. Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень. Обволакивание загрязненных территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта. Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта. Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.
Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт - структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта. Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов - опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа - около 1,2 кг нефти). В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы: - удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов; - удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров; - продувка почвы воздухом; - термическое воздействие на загрязненный грунт. Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения. Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий. Основными методами восстановления акваторий являются: - устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа); - сжигание нефтепродуктов на воде; - использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.); - сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.
Глава13. Мониторинг окружающей природной среды
13.1 Службы контроля окружающей среды
Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз (академик Израель Ю.). Мониторинг окружающей среды – это регулярно выполняемые по заданной программе наблюдения за природной средой, ресурсами, растительным и животным миром, позволяющие выявить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Структура служб контроля за состоянием окружающей среды: 1. МПР – Росгидромет, 2. РосТехНадзор – ФБУ ЦЛАТИ, 3. РосПотребНадзор – Центры гигиены и эпидемиологии, 4. МЧС, 5. Природоохранная прокуратура, 6. Министерство сельского хозяйства, 7. а также органы государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. В Федеральной службе по надзору образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, 14 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля. Центры гигиены и эпидемиологиисобирают информацию о состоянии среды в связи с влиянием на здоровье населения (водопроводная вода, поверхностные воды суши, почвы, атмосферный воздух, пищевые продукты, источники шума, вибрации, электромагнитные и другие излучения). Росгидромет – службы наблюдения за загрязнением ОПС. Ростехнадзор (Служба по экологическому технологическому и атомному надзору) – государственный контроль в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, предупреждения вредного влияния горных работ на окружающую среду. Бассейновое управление – государственный контроль за охраной водных биологических ресурсов. Министерство сельского хозяйства проводит: · контроль за загрязнением почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами и нитратами; · радиационную обстановку и коэффициенты перехода радионуклида в растения. МПР – все направления госконтроля в области природопользования и охраны окружающей среды. До 2001 г. контрольные функции в данной области возлагались (в разные периоды) на три-четыре органа, осуществлявшие управление в сфере использования отдельных видов природных ресурсов (вод, леса, недр) и охраны природных объектов (Рослесхоз, Роскомзем, Роскомнедра).
Для реализации контрольных функций в составе МПР России была сформирована Государственная служба контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды (Росприродконтроль МПР России). Росприродконтроль МПР России не осуществляет никаких иных функций государственного управления (правоустанавливающих, разрешительных, лицензирующих, охранных, учетных и т.п.), кроме контрольных и, в определенной степени, информационных функций. Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля, осуществляют специализированные Центры лабораторного анализа и технических измерений Ростехнадзора (ФГУ ЦЛАТИ). Структура государственного контроля в области охраны окружающей среды включает: • Государственный контроль за использованием и охраной земель (включая почвы); • Государственный экологический контроль водных объектов: поверхностные воды суши, море и континентальный шельф (включающий контроль за использованием и охраной живых и неживых ресурсов моря и континентального шельфа); • Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха (включая озоновый слой); • Государственный контроль за использованием и охраной животного мира; • Государственный контроль за соблюдением режимов хозяйствования на особо охраняемых природных территориях; • Государственный контроль за обращением с отходами и в области комплексного негативного воздействия на окружающую среду (законодательство об экологической экспертизе). Экологический мониторинг – это организованный мониторинг ОПС, при котором: · обеспечивается оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов; оценка состояния и функциональной ценности экосистем; · создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются. В систему мониторинга входят процедуры: 1) выделение объекта наблюдения; 2) исследование выделенного объекта; 3) составление информационной модели для объекта наблюдения;
4) планирование измерений; 5) оценка состояния объекта наблюдений и идентификация его информационной модели; 6) прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; 7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя. Основные цели экологического мониторинга - обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей: · оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; · выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений и определить корректирующие меры в случае недостижения целевых показателей; · создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как нанесен ущерб. Основные задачи экологического мониторинга: 1) наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия; 2) наблюдение за состоянием природной среды, происходящими в ней процессами под воздействием антропогенных факторов; 3) оценка физического состояния ОПС; 4) прогноз изменения состояния ОПС под воздействием антропогенных факторов и оценка прогнозируемого состояния. Уровни экологического мониторинга: Промышленный объект – город – регион – континент – планета. Мониторинг состояния природных ресурсов включает: 1) атмосферный воздух; 2) водные ресурсы – контроль за водозабором и водосбросом; 3) земельные ресурсы – определяются их запасы и потери; 4) минерально-сырьевые ресурсы; 5) биологические ресурсы. Работы по созданию государственной системы экологического мониторинга и ее территориальных подсистем (ТСЭМ) получили свое развитие в постановлениях администраций более 48 субъектов Российской Федерации. В 2003 г. в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России осуществлялись наблюдения за состоянием ресурсов подземных вод и их использованием (6800 пунктов наблюдений государственной опорной сети), развитием опасных экзогенных геологических процессов (1150 пунктов наблюдений).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |