Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические лица как субъекты МЧП




Тема 3.Субъекты МЧП.

План

1. Физические лица как субъекты МЧП.

2.Юридические лица как субъекты МЧП. Международные юридические лица.

3.Государство как участник имущественных отношений в МЧП. Иммунитет государства и его виды.

 

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (1993) // Рос. газ. — 1993. — № 237.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

3. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ
(в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.

4. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

5. Российская Федерация. Законы. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 №101-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.

Основная литература

 

1. Международное частное право: электронный учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. — М.: Кнорус, 2009. — 1 диск.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова, О. Н. Низимаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт- Издат, 2010. —729 с.

Дополнительная литература

1. Абраменков, М. С. Проблема выморочного имущества в международных наследственных отношениях / М. С. Абраменков // Государство и право. — 2010. — № 9. — С. 91—97.

2. Андреева, Е. И. Правовые аспекты интеграционных процессов в международной торговле / Е. И. Андреева, П. Вермке // Административное право и процесс. — 2011. — № 6. — С. 38—43.

3. Асосков, А. В. Определение личного закона офшорных компаний в России / А. В. Асосков // Закон. — 2011. — № 7. — С. 52—59.

4. Манукян, М. А. Гражданин Германии против России: теория контроля в деле Зедельмайера / М. А. Манукян // Закон. — 2010. — № 1. — С. 203—211.

5. Рукавишникова, И. В. Коммерческие организации как субъекты финансового контроля: международно-правовой аспект / И. В. Рукавишникова // Финансовое право. — 2010. — № 5. — С. 37—39.

 

 

Для усвоения материала необходимо сначала охарактеризовать некоторые понятия международного частного права, которыми придется оперировать при рассмотрении данного материала.

В частности дать понятие правового режима и определить основные виды режимов которые существуют в международном частном праве.

Взаимность в узком смысле рассматривается как правовой режим. Правовой режим обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в стране пребывания.Такими началами в международном частном праве являются прежде всего: равенство, недискриминация.

Выделяются следующие виды режимов: НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ, ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, И НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ РЕЖИМ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

В соответствии с национальным режимом иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и обязанности, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, за исключением прав обусловленных гражданством, все они ставятся в равное положение.

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Сущность рассматриваемого режима состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен договор, будет применяться, и к любому другому государству, с которым также заключен договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций и фирм в отношении тех вопросов, которые предусмотрены договором на основе принципа наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования следует отличать от преференциального режима, который означает предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества. Проявлением преференциального режима является система преференций, сложившаяся на основе рекомендаций конференции ООН по торговле и развитию, цель которых —содействие международной торговле и прежде всего экономическому развитию развивающихся стран. Преференциальный режим выражается также в предоставлении льгот для стран, участвующих в таможенных зонах, зонах свободной торговли, приграничной (прибрежной) торговле и др.

Ряд авторов не выделяют отдельно преференциальный режим и рассматривают режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим как одно понятие - договорный режим, по которому иностранные субъекты наделяются совокупность льготных прав и обязанностей.

НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ РЕЖИМ

Статутный режим, не допускающий дискриминацию субъектов права по национальным, религиозным, расовым иным признакам.

Для мчп характерен дифференцированный подход к физическим лицам, основанный на разделении на соответствующие категории и на установлении определенного режима в отношении каждой из них. Особенностью правового положения данных субъектов является одновременное подчинение праву страны гражданства и праву страны пребывания. Отношение государства к собственным гражданам, пребывающим за границей, и отношение государства к находящимся на его территории иностранным гражданам — два основных аспекта, в которых доктриной международного частного права рассматривается правовой статус физических лиц.

Таким образом, к физическим лицам относятся:

граждане РФ;

российские граждане, имеющие двойное гражданство, при этом приобретение иного гражданства не влечет прекращения гражданства РФ;

иностранные граждане- лица не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства (ст.3 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации);

иностранные граждане, имеющие несколько гражданств (бипатриды);

лица без гражданства (апатриды)- лица не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства другого государства;

беженцы- лица, которые не являются российскими гражданами и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; либо, не имеют определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений. (Федеральный закон «О беженцах» (ст. 1))

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме — основном для этой категории лиц.

Российский законодатель поднял регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима — будь то умаление прав иностранцев или их расширение по сравнению с правами российских граждан — возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан, опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране к государственной службе.

Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплены за гражданами России. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина возлагается обязанность военной службы, защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, могут поступить на службу в полицию. С принадлежностью к гражданству связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами.

Как предусмотрено в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14), иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеет права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ. Так ст. 56 Кодекса торгового мореплавания определено, что в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан России могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации
или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации, п.4 ст.56 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 года устанавливает: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5)быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

В области гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих юридический статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности - и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом», — говорится в п. 1 ст. 2 ГК о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, п. 1 ст. 2 ГК РФ исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основе федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов Российской Федерации.

Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами и лицами без гражданства — инвесторами коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В ст. 2 названного Закона в числе лиц, которые могут выступать в качестве иностранных инвесторов в России, называются иностранные физические лица и лица без гражданства.

Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд или иной правоприменительный орган не может обусловливать распространение на иностранных граждан национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением тех случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в федеральном законе или международном договоре РФ.

Ряд законодательных актов формулирует условия наделения иностранцев правами в определенных сферах деятельности.

Согласно ст.10 Федерального закона от 18 октября 1995 года Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором — гражданином или юридическим лицом, имеющим лицензию.

Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях, равно как и российских граждан, в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Органам управления образованием, образовательным учреждениям предоставлено право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

Коллизионные вопросы правоспособности и дееспособности физического лица решаются на основе его личного закона, как это предусмотрено в ст. 1196 и 1197 ГК РФ. Личному закону физического лица ГК РФ подчиняет, кроме того, определение права лица на имя, его использование и защиту (ст. 1198), а также регулирование некоторых вопросов опеки и попечительства (ст. 1199).

Содержание понятия «личный закон физического лица», раскрывается правилами ст. 1195 на основе смешанной системы коллизионных привязок к закону гражданства и закону места жительства лица. Основным в этой системе является правило, считающее личным законом физического лица право страны, гражданство которой лицо имеет. Это означает, что личным законом российского гражданина всегда является, — независимо от того, проживает ли он в России или за рубежом, — российское право. Но. личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации, признается российское право.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 62) и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 6) российский гражданин может иметь двойное гражданство. В случае, когда лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств (но при отсутствии в этом случае российского гражданства) его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Специальные правила определяют личный закон лица без гражданства и беженца: личным законом первого, считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства, а второго — право страны, предоставившей ему убежище.

Обращение к понятию «место жительства» обусловливает необходимость его квалификации. Осуществляемая по российскому праву, как того требует п. 1 ст. 1187, она опирается на правила ст. 20 ГК РФ, определяющей место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» различает для целей этого Закона временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Временно пребывающие - иностранные граждане, прибывшие в нашу страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительства или разрешения на временное проживание.

Срок временного пребывания может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Временно проживающие. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

Постоянно проживающие. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Выдача этого документа и является разрешением на постоянное проживание в России. До получения вида на жительства иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

(Временно пребывающие имеют права как и постоянно проживающие за исключением права быть собственниками земель специального назначения.)

Правовое положение российских граждан за рубежом

Каждый, как гласит ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Российские граждане выезжают за границу на постоянное жительство, временно по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также служебные командировки.

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся как бы в двойном подчинении: с одной стороны, их правовое положение определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой стороны, они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством РФ. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Как предусмотрено ч. 2 ст. 61 Конституции, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Органы государственной власти Российской Федерации, российские дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица этих представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установлен- ными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания российских граждан, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. Определено в ст.7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Положение о Консульском учреждении РФ включает в круг основных задач и функций консульского учреждения, в частности: защиту государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц; оказание помощи и содействия российским гражданам и юридическим лицам; осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания; представительство или обеспечение надлежащего представительства российских граждан в судебных и иных учреждениях указанного государства с соблюдением его законодательства; осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных, в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам; осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены — к восстановлению нарушенных прав.

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации этих актов; выполняют другие полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законам, федеральными законами (ст. 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.