Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовая ответственность




Понятие, субъекты МПО

Виды и понятия международных правонарушений

Виды и формы МПО

Международная уголовная ответственность физических лиц как представителей государства

 

Ответственность в международном праве

Содержание МПО включает два основных элемента:

  1. Осуждение правонарушителя
  2. Обязанность правонарушителя понести неблагоприятные последствия

Особенность института МПО заключается в

  1. Некодифицированные международные отношения в сфере МПО
  2. Ответственность содержится в различных отраслях международного права
  3. Различают ответственность субъектов МП: индивид выступает в качестве субъекта ответственности как должностное лицо виновное в совершении деяний угрожающих международному миру и безопасности.

В декабре 2001 года Генассамблея ООН приняла резолюцию «Ответственность государств за международные противоправные деяния». Этот документ стал результатом длительной работы комиссии международного права.

В соответствии с данной резолюцией определены элементы международно-правового деяния государства.

  1. Деяние совершаемое государством в соответствии с международным правом, но не исполняющее обязанности государства следующие из договоров.
  2. Нарушение международного мира, международной безопасности

 

Виды деяний как формы поведения государства

  1. Действия органов государства, направленные против международного мира, международной безопасности
  2. Поведение лиц, осуществляющих элементы государственной власти.
  3. Превышение власти органом государства или лицом, вследствие которого нарушены нормы международного права.
  4. Поведение под руководством и контролем государства, действия во исполнение приказа.
  5. Действия повстанческих и иных движений

 

Третья глава Резолюции рассматривает нарушение международного обязательства государства.

Четвертая глава рассматривает ответственность государства в связи с деянием другого государства.

Государство имеет право на международное содействие в осуществлении международной ответственности.

Во второй главе определены контрмеры как средства предупреждения последствий международных правонарушений.

Субъектами МПО являются

  1. Государство
  2. Международные организации
  3. Индивиды как должностные лица государства

Основанием привлечения к МПО является совершение международных преступлений против международного мира и безопасности

Наиболее тяжким деянием направленным против международного мира и международной безопасности является развязывание агрессивной войны.

ООН с 1945 года определяла понятие агрессивной войны и возможные формы привлечения к ответственности.

Юридическими основаниями привлечения к международной ответственности являются

  1. Решение международных судов и международных трибуналов
  2. Нарушение норм источников международного права

Фактическим основанием является международное правонарушение

 

 

Понятие международного правонарушения

Это противоправное общественно опасное деяние субъекта международного права выражающееся в действии или бездействии органов государства должностных лиц либо международных организаций.

Деяние нарушает международный порядок, подрывает международную безопасность.

Признаки:

  1. Общественная опасность
  2. Противоправность
  3. Причинно-следственная связь

С точки зрения МП, международная общественная опасность это разрушение сложившихся международных …

Противоправность – это деяние нарушающее договорные конвенционные нормы международного права

Наказуемость предполагает применение международных процессуальных норм с целью привлечения виновного субъекта к ответственности. При отсутствии причинно-следственной связи или нормы, ответственность не наступает.

 

Объективная сторона международного правонарушения заключается в действии или бездействие причиняющих вред сложившимся международным отношениям

Особенность субъективной стороны заключается в том что ответственность в материальной форме может следовать за деликты независимо от вины. Например за вред причиненный обломками космических объектов, ядерными объектами, материальная ответственность следует независимо от вины.

 

Классификация:

  1. Международные преступления – это деяние, причиняющее вред, разрушающие сложившиеся международные отношения. Это деяние причиняющее вред интересам международного сообщества в целом.

Признаки:

1) Совершаются государством либо должностным лицом государства

2) Осуществляется посредствам использования государственного механизма

3) Посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного порядка

4) Влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную ответственность исполнителей

  1. Преступления международного характера – это деяния физического лица, посягающего на права и интересы двух или нескольких субъектов международного права, а так же физических и юридических лиц. Посягательства на интересы лиц, находящихся под защитой …. И тд

Признаки:

1) Совершаются отдельным физ лицом

2) Как правило, такие преступления причиняют вред не только интересам государства и международного сообщества, но и интересам юр и физлиц

3) Персональная уголовная ответственность в рамках национальной юрисдикции

  1. Международные деликты – нарушение государством частно-правовых договорных обязательств

 

Виды и формы МПО

Виды

1. Политическая

2. Материальная

Формы

  1. Политическая: ресторация, сатисфакции, ограничение суверенитета, коллективные санкции

Ресторация – восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение неблагоприятных последствий. Может быть осуществлена посредствам освобождения незаконно занятых территорий и несение обязательств, связанных с освобождение территорий.

Сатисфакция (простая, чрезвычайная) – удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание морального вреда. Простая осуществляется в форме принесения официальных извинений послу или послом официальному лицу. Чрезвычайная сатисфакция осуществляется в форме принесения извинений главой государства главе государства.

Ограничение суверенитета – применяется по решению международных судебных органов

  1. Материальная ответственность – реституция, субституция, репарация.

Реституция – возмещение государством-правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре. Например в форме возвращения вывезенных ценностей, возврата захваченного имущества. Реституция осуществляется в договорном порядке.

Субституция – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация – возмещение материального ущерба, причиненного международным преступлением в денежной форме либо в товарной форме.

 

Обстоятельства, исключающие международную ответственность:

  1. Согласие - юридически действительное согласие государства на совершение конкретного деяния
  2. Самооборона
  3. Контрмеры в отношение международного противоправного деяния
  4. Форс-мажор
  5. Бедствие – деяние государства не квалифицируется как противоправное в случае, если бедствие обусловлено стихийными силами и неспособностью государства предотвратить последствие бедствия
  6. Состояние необходимости – деяние осуществленное в состоянии необходимости должно быть единственно возможно для государства с целью предотвращения опасности и ущерба интересам государства либо интересам международного сообщества в целом.

В соответствии с международным правом не предусмотрено освобождение от ответственности лиц, виновных в военных преступлениях. По данным преступлениям срок давности отсутствует.

 

Международные трибуналы

Международный трибунал это формы международного правосудия, которая создается международным сообществом с целью привлечения к ответственности лиц виновных в международных преступлениях.

Впервые международный трибунал был учрежден решение Потсдамской конференции, которая проходила в июле-августе 1945 года. Представители трех государств (США-Трумэн, СССР-Сталин, Великобритания –Черчилль) приняли решение об образовании Нюрнбергского трибунала для привлечения к ответственности руководителей фашистской Германии

Так же Потсдамская конференция приняла решение о денацификации Германии, демилитаризации, декартелизации, децентрализации и демократизации.

Территория Германии была уменьшена на 25% и возвращена к границам 1937 года. В состав Польши отошли территории Западной Пруссии, Силезия, часть Померании. В состав СССР отошла Восточная Пруссия с Кёнигсбергом, Немельский сектор с городом Клайпеда и Куршская коса – эти территории были переданы Литовской ССР

Нюрнбергский процесс должен был определить … нацистских преступников и политики геноцида в отношении европейских народов. Так же руководителям вменялась вина в бесчеловечном отношении к военнопленным, массовые убийства, создание концлагерей.

СССР в Нюрнбергском трибунале представлял замминистра иностранных дел Андрей Вышинский, а так же обвинение поддерживал генеральный прокурор Украинской ССР Руденко.

В состав трибунала входили представители четырех государств – США-Бидл, СССР- зампредседателя ВС СССР Никитченко, Франция – профессор уголовного права Девабр, Великобритания – главный судья Великобритании Лоренс

К ответственности были привлечены нацистские преступники Гейн, Ребентроп, Франк, Фрик, Штейхер, Йодель, Борман (заочно)

Им вменялась в вину:

  1. Агрессия против иностранных государств
  2. Агрессивные действия против Австрии и Чехии
  3. Нападение на Польшу
  4. Развязывание агрессивной войны 1939-1941
  5. В нарушение Пакта о ненападении 1939 года – нападение на СССР
  6. Создание агрессивного милитаристского блока с Италией и Японией, развязывание войны против США

Действия квалифицировались как преступления против человечества

В процессе Нюрнбергского трибунала были опубликованы секретные протоколы к Пакту о ненападении между СССР и Германией.

Эти документы позволили доказать раздел Восточной Европы на сферы влияния между Германией и СССР

В процессе заседания трибунала были приведены в качестве доказательств фильмы снятые в Германии и концентрационных лагерях

Решениями трибунала в качестве преступных признаны организации СС, СД, Гестапо и нацистская партия

Трибунал не признал преступными генеральный штаб Германии и командование Германии.

К смертной казни (повешение) – Герен, Ребентроп, Кейтель, Кольтенбруно, Розенберг, Франк, Фрик, Борман (заочно)

При осуществлении смертной казни были организованы специальные помещения для осуществления смертной казни.

После повешения их тела были вывезены тайно в крематорий и кремированы. Факт того, что именно их казнили удостоверялось представителями всех 4 государств.

К пожизненному заключению были приговорены: Гесс (в 1987 году был обнаружен повешенным), Шпиель и Шира (были освобождены в 1966 году)

Решение трибунала было прецедентом для остальных трибуналов.

После капитуляции милитаристской Японии в 1946 году был создан Токийский трибунал по привлечению к ответственности лидеров милитаристской Японии.

В соответствии с решением трибунала, Япония подлежала демилитаризации, ей запрещалось иметь национальную армию, иметь ВПК, она была обязана возвратить оккупированные территории в Манчжурии (КНР), в качестве санкции она лишалась Южного Сахалина и островов Курильской гряды в пользу СССР и ряда территорий на Корейском п-острове.

Токийский трибунал проходил с мая 1946 по ноябрь 1948 год. В нем были представлены, кроме СССР, США, Великобритании и Франции, Китай, Австралия,ФИллипины и тд (всего 12 государств)

СССР представлял судья военной коллегии СССР Зырянов, обвинение поддерживал Голунский.

Токийский трибунал вынес обвинение милитаристам Японии в преступлении против мира, против обычаев войны, против человечности, массовом убийстве. Во время переговоров между представителями Японии и державами-победительницами были принято решение о сохранении монархии и не привлечении к ответственности членов правящей монархии.

7 человек приговорены к повешению, 16 – к пожизненному заключению

Милитаристская Япония признала право держав-победительниц и прежде всего право США ввести на территорию Японии оккупационные войска и установить контроль оккупационных войск на территории Японии.

Токийский и Нюрнбергский трибуналы были образованы по решению международного сообщества. В последующем по аналогии с ними были образованы в 1993 году международный трибунал по бывшей Югославии, международный трибунал по Ранде.

В настоящее время вступил в силу Статут международного уголовного суда, в соответствии с которым в последующем международное сообщество намерено уйти от практики международных трибуналов и предать дееспособность международному уголовному суду.

 

 

ЕСПЧ

ЕСПЧ образован формально в 1958 году, фактически работать начал в 1998 году как самостоятельная международная судебная инстанция.

В основу дел рассматриваемых ЕСПЧ является европейская конвенция по правам человека 1950 года. До 1998 года в рамках совета европы существовало два органа, обеспечивающих институциональную защиту прав и свобод человека: европейская комиссия по правам человека и европейский суд по правам человека.

1998 году европейская комиссия упразднена. Государство вступающее в совет европы участвующие в международном сотрудничестве в рамках совета европы, а именно, участвующие в парламентской ассамблеи совета европы (ПАСЕ) и участвующие в работе комитета министров совета европы ратифицируют европейскую конвенцию по правам человека и ратифицируют протоколы европейской конвенции по правам человека.

ЕСПЧ состоит из 47 судей, избираемых ПАСЕ на срок 9 лет.

 

Государство-участники совета европы предлагают три кандидатуры на должность судьи. В настоящее время с 1 ноября 2012 года судьей в ЕСПЧ от РФ является Дмитрий Дедов (до него был А. Коглер, Туманов)

Судья ЕСПЧ может быть квалифицированный юрист в возрасте до 70 лет. Суд состоит из большой палаты европейского суда, которую избирается 17 судей, в том числе председатель, заместители и комитеты ЕСПЧ.

Судьи избирают из своего состава председателя и секретаря Секретарь-канцлера ЕСПЧ который возглавляет секретариат суда обеспечивает контроль и эффективность деятельности секретариата.

Официальные языки: англ., франц.

ЕСПЧ рассматривает жалобы физлиц, жалобы неправительственных организаций, а так же жалобы группы частных лиц, которые стали жертвами нарушений прав гарантируемых европейской конвенции 1950 года и протоколы к ней.

ЕСПЧ может принять жалобу физлица не являющегося гражданином государства в случае если имеет место нарушения права гражданина государства-участника. Ответчиком является государство.

Кроме рассмотрения жалоб ЕСПЧ также рассматривает запросы комитета министров совета европы и дает консультативные заключения по юридическим вопросам связанным с толкованием норм конвенции и протоколов. В данном случае с запросом могут так же обратиться государство по вопросам обеспечения прав на территории государства

Гражданин вправе обратиться в ЕСПЧ в случаях:

  1. Имеет место нарушение права гарантируемого конвенцией
  2. В случае если исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством формы способы защиты

При наличии факта нарушения права физическое или группа физлиц лиц вправе самостоятельно подать жалобу, направив ее в адрес секретариата ЕСПЧ.

С 1994 года такое право закреплено 11-ым протоколом.

КРФ ст. 46 ч.3 гарантирует право граждан РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные методы правовой защиты.

РФ ратифицировала конвенцию 5 мая 1998, следовательно юрисдикция ЕСПЧ распространяется только на те факты, которые имели место после 5 мая 1998 года.

В соответствии с ФЗ о ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод РФ взяла на себя обязательство обеспечить защиту, суды РФ при рассмотрении дел обязаны руководствоваться нормами конвенции..

 

  1. Право на жизнь
  2. Не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению
  3. Свобода и личная неприкосновенность
  4. Справедливое разбирательства, нарушенного права в суде
  5. Право на уважение частной и семейной жизни
  6. Защита от рабства и принудительного труда
  7. Дискриминация при реализации прав и свобод
  8. Беспрепятственное пользование собственностью
  9. Образование
  10. Свободные выборы
  11. Лишение свободы за долги
  12. Свобода передвижения
  13. Высылка
  14. Обжалование во второй инстанции
  15. Компенсация в случае судебной ошибки
  16. Право не быть судимым дважды за одно преступление
  17. Право на равноправие в браке
  18. Свобода мысли совести реоици
  19. Свобода мнений

 

Государства так же берут обязательства как форму наказания смертную казнь.

Лицо вправе обратиться в срок в течение 6 мес. с момента вынесения окончательного решения компетентным органом. В апелляции или кассации.

При поступлении жалобы в секретариат жалоба рассматривается на приемлемость жалобы.

  1. Исчерпаны все внутригосударственные средства защиты
  2. Предмет – право гарантируемое конвенцией
  3. Соблюдены сроки подачи жалобы
  4. Жалобы подаются лично потерпевшим, если группа лиц – каждый должен самостоятельно в жалобе указать факты нарушенного прав и сформулировать претензии.
  5. Факты имели место после даты ратификации

Лицо, обращающееся с жалобой вправе написать жалобу от руки на родном языке.

При поступлении секретарит заводит досье по жалобе и направляет в адрес заявителя оф.бланки.

 

Датой поступления жалобы является дата первоначальной жалобы.

Для признания жалобы приемлемой имеет значение правильного заполнения формуляра

В нем указываются:

  1. Заявитель
  2. Государство - ответчик
  3. Конкретные нарушения с указанием статей
  4. В хронологпорядке перечисляются факты имеющие отношения к делу, приводятся доказательства по делу. Перечисляются документы, которые были составлены и выданы
  5. В заключении указываются какое решение заявитель ожидает и какую сумму возмещения надеется получить.

Суммы возмещения – принцип разумности

Объем жалобы – не более 9 листов, если больше, то краткое резюме

Приложение: копии документов, имеющих значение для

Формуляр должен быть отправлен в адрес секретариата в течение 6 недель с дня направления

 

Заявитель вправе обратиться к квалифицированным юристам и оформить доверенность на представительство своих интересов в ЕСПЧ. Копия доверенности прикладывается к формуляру.

Рабочий номер и определяет в какой комитет ЕСПЧ жалоба должна направлена на рассмотрение.

 

 

Рассмотрение

Условной делится на 3:

  1. Предварительная – секретариат суда передает жалобы в секретариат комитета, который вступает в переписку с государством ответчиком и заявителем. Секретариат комитета направляет жалобу представителю государства. Представитель РФ – Георгий Матюшин.

Представитель государства изучает жалобу, запрашивает документы от судебных и административных органов государства, получая доказательства по жалобе.

Задача представителя – не допустить передачу жалобы на оф рассмотрение, а разрешить жалобы на первой стадии.

После того как представитель государства изучив жалобу рассматривается на приемлемость комитета.

После комитет переходит к рассмотрению по существу

  1. Рассмотрение на приемлемость
  2. Рассмотрение по существу.

Стороны представляют суду свои позиции письменно на одном из языков ЕСПЧ. После изучения суд может пригасить заявителя и его представителя.

Если нет возможжности оплатить догору в страсбург, то суд берет это на себя

 

 

Из 100% удовлетворяются 3-4%

 

Решение ЕСПЧ принимается судом в закрытом совещании. После принятия решений в письменной форме направляются сторонам и комитету министров совета европы.

ЕСПЧ признав жалобу обоснованной как правило выносит решение о возмещении государства напущителем причмненого вреда заявителю, а так же возмещение матер.издержек в процесссе обращения в суд.

 

Государства не исполняющие решения ЕСПЧ привлекается комитетом министров совета европы санкции.

 

Практика обращения

РФ как ответчик занимает 1 место по количеству направленных жалоб

Значительное число жалоб в ЕСПЧ направляются по

  1. Нарушение прав и свобод человека в системе УФСИН
  2. Нарушение прав и свобод человека во время чеченской кампании на Сев.Кавказе и между Молдовой и Приднестровье.

Территория в международном праве

С точки зрения правового режима в МП выделяют три вида территории с точки зрения правового режима

  1. Государственная – находящаяся под суверенитетом государства, материальная основа государства и материальная и экологическая среда нации и народа. Это часть земного шара в пределах которой государство и нация самостоятельно от своего имени осуществляют суверенитет и территориальное верховенство. В состав государственной территории входит: суша, недра, воды (внутренние, внутренние водные бассейны, реки, озера, внутренние морские воды(воды заливов, лиманов, портов) и воды территориального моря), воздушное пространство (100-110 км)

Воды территориального моря определяются по прямой между двумя точками наибольшего отстояния суши от этой прямой отмеряется 12 морских миль. Если государства являются сопредельными, то территориальное море, его ширина, определяются как правило на основе двустороннего договора

Условная или квазитерритория государства (искусственные острова, сооружения в море).

Государство осуществляет верховенство над всеми субъектами общественных отношений в рамках территории. Государство обладает исключительным правом на пользование, разработку, добычу земельными и иными природными ресурсами.

  1. Со смешенным правовым режимом
  2. Территория с международным правовым режимом

 

Государственная граница.

Это линия на суше и определенное на водных пространствах, а так же проходящее по линии вертикальная плоскость, определяющая государственную территорию.

Виды границ: сухопутная, водная, воздушная

 

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию от суши другого государства.

Различают в зависимости от рельефа местности орографические. Если рельеф местности не позволяет обозначить границу на местности, то устанавливаются геометрические границы, прямые линии соединяющие в установленном порядке естественные и искусственные ориентиры. Такие границы определяются на географических и политических картах.

Водная граница

Водные границы проходящие по судоходной реке протекающей между двумя государствами, устанавливается по тальбегу – линии наибольшей глубины. Эта граница может меняться в случае если меняется тальбег, такие границы называют подвижными.

На озере граница устанавливается по прямой линии соединяющей сухопутные границы противоположных берегов озера.

На водохранилищах, искусственных водных объектах – устанавливается по линии..

На море граница – внешняя сторона территориального моря.

 

Воздушная граница – вертикальная плоскость, исходящая от линии границы по суши и морю, отделяющая воздушное пространство

 

Порядок определения государственной границы

Устанавливается в договорном порядке.

Стадии:

  1. Делимитация – линия государственной границы определяется с сопредельными государствами на географических картах. При делимитации составляется подробный план описания, прохождения линии границы с учетом рельефа территории, с учетом наличия водных бассейнов.
  2. Демаркация – проведения линий государственной границы на местности с обозначением линии границы установленными пограничными знаками: на суше – пограничные столбы, на море – буями, маяками, на реках – створным знаками

Демаркация осуществляется с участием представителей договаривающихся сторон, составляется протокол демаркации границы, в котором описывается местность на которой демаркирована граница, делаются фотографии, описание пограничных знаков, их отличительные характеристики.

Порядок обеспечения режима государственной границы в РФ регулируется ФЗ о государственной границе РФ 1993 года с изменениями и дополнениями 1994 и 1996 года. В соответствии с ФЗ государственная граница это пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Государственной границы РФ считается государственная граница РСФСР, которая признана международными соглашениями.

Изменение линии государственной границы возможно в договорном порядке в следствие изменения состава территории государства.

Государство обладает правом на определенную территорию:

  1. На основе давности владения
  2. На основе первооткрывателя
  3. В результате взаимного обмена отдельными участками сопредельных территорий
  4. Уступка части территории по договору
  5. Продажа территории (Луизианская покупка США колоний Франции, продажа Аляски в 1867 году при Александре II)

 

При установлении границы в результате изменения линии границы государство руководствуется прежде всего желанием установить дружеские добрососедские отношения. Уважение государственной границы это одно из условий укрепления двусторонних отношений. За период существования российского государства наиболее острые вопросы возникали с КНР. Межгосударственные отношения приобрели форму кризиса в 1969 году (полуостров Доманский).

Между РФ и КНР были заключены в 1994 году договор о границе на западном участке и в 2004 году об изменении прохождений государственной границы по реке Амур.

По договору 2004 года РФ уступила КНР часть островов в районе среднего течения Амура и остров Большой.

В международном праве в соответствии с заключительным актом совещание по безопасности и сотрудничеству 1975 года (Хельсинское соглашение) закреплен принцип нерушимости и неприкосновенности границ.

С 1970 по 1973 год СССР заключил двусторонние договоры с европейскими государствами, прежде всего с ФРГ, Финляндией, Норвегией о признании государственной границы сложившейся после ВМВ. В хельсинкском акте европейские государства подтвердили признание состава территории и линии границ.

Пограничная зона и режим государственной границы

Пограничная зона это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, море, пограничных реках и иных водоемах.

Государства вправе установить в договорном порядке порядок режима пограничной зоны. По общему правилу в пограничной зоне устанавливается особый порядок пребывания лиц, вводятся ограничения в целью обеспечения государственной безопасности

Режим государственной границы включает следующие элементы – содержание государственной границы, пересечение государственной границы, перечесение транспортными средствами, провоз грузов через границу, пропуск лиц и транспортных средств через границу.

Так же в приграничной зоне регулируется ведение хозяйственной деятельности, рыболовства, лесного хозяйства, разработка ресурсов

Содержание государственной границы это порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, пограничной полосы. Сюда входят проверка прохождения линии государственной границы, проведение контрольных осмотров. Государство обязаны обеспечивать границу и знаки пограничные в должном виде. Знаки должны быть четко обозначены, они должны обновляться. Государство самостоятельно обеспечивает сохранности.

Для пересечения государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, государства в договорном порядке устанавливают пункты пересечения границы, так называемые пункты пропуска. На пунктах пропуска устанавливается административный порядок перехода линии границы. На пунктах пропуска запрещено высаживать лиц из транспортных средств, прием иных лиц на транспортные средства. При пересечении воздушной государственной границы, выделяются специальные коридоры для осуществления полета.

При пересечении морской границы в соответствии с конвенцией по морскому праву устанавливается правило мирного прохода морских военных судов.

Вхождение в территориальные воды морских судов иностранного флага так же регулируются конвенцией морского права 1982 года и международными договорами.

Конвенция 1982 года допускает вынужденное нарушение государственной границы морскими судами в случае ЧП, несчастного случая на борту, аварии, стихийного бедствия.

Пропуск транспортных средств через границу регламентируется национальным законодательством. В РФ действует двустороннее соглашение с государствами СНГ об облегченном режиме пересечения транспортными средствами границ государств в составе СНГ.

Порядок въезда и выезда с территории РФ регулируется ФЗ 1996 года

В рамках СНГ действует так же упрощенный режим въезда и выезда граждан. Ведение хозяйственной деятельности в приграничных территориях РФ с участием юридических лиц и физических лиц сопредельного государства регулируется двусторонними договорами.

Государство вправе обеспечить режим безопасности государственной границы. В случае нарушения режима границы пограничная служба государства предпринимает меры к задержанию нарушителей и выявлению причин нарушения режима государственной границы

В случае если компетентные представители органов безопасности выявляют отсутствие умысла у лиц, нарушивших государственную границу, неправомерно, то как правило такие лица возвращаются в государства своего гражданства

Под пограничным режимом понимается особый правовой статус территории государства, прилегающий к государственной границе.

В РФ правовой статус и приграничный режим определяется законом о государственной границе РФ.

Пограничный режим включает порядок свободы передвижения в пограничной зоне. Порядок выбора места жительства и места пребывания в приграничной зоне, порядок возведения и учета пристаней, причалов, водных пространств пограничной зоны.

Федеральная пограничная служба в пределах пограничных территорий, вооруженными силами РФ в воздушном пространстве и в водной среде, ФСБ в вопросах обеспечения безопасности при пересечении линии границы.

Для РФ в настоящее время приобрел актуальность вопрос о демаркации (с Казахстаном)

 

Территории со смешенным режимом

К ней относятся: Исключительная экономическая зона государства, континентальный шельф, воздушное пространство над ИЭЗ

Континентальный шельф это поверхность и недра морского дна простирающихся от внешней границы территориального моря государства.

По общему правилу ширина континентального шельфа составляет 200 морских миль. Если шельф составляет морское дно между сопредельными государствами, то его принадлежность определяется государствами в договорном порядке по линии водной границы между сопредельными государствами.

Государства обладают суверенными правами над исключительной экономической зоной, то есть морскими пространствами от внешних границ территориального моря и на шельфе. Под исключительной экономической зоной и недрами шельфа. Хозяйственная, разведовательная, научно исследовательская деятельность в исключительной экономической зоне и на шельфе осуществляется в договорном порядке. Государство осуществляющее суверенитет на шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с конвенцией по морскому праву обязаны в договорном порядке предоставить возможность государствам и юридическим лицам иностранных государств возможность провести по морскому дну, по шельфу кабеля связи, трубопроводы, иные коммуникации. Если иностранное юридическое лицо осуществляет научно исследовательскую деятельность, разведовательную деятельность, хозяйственную деятельность по добыче ресурсов, то государства осуществляющие суверенитет вправе устанавливать нормативную основу, определять правовой порядок данной деятельности о определять порядок контроля за осуществлением разрешенного вида деятельности.

Лица осуществляющие деятельность на шельфе либо в ИЭЗ обязаны соблюдать нормы международного экологического права и нормы экологического законодательства государства, осуществляющего суверенитет.

Шельф и исключительная экономическая зона не входят в состав территории государства, но находятся под суверенитетом государства.

Государства осуществляющие суверенитет обязано привести законодательство по использованию в соответтсвии с международным.

 

Правовой режим Арктики и Антарктики

Арктика часть земного шара ограниченная северным полярным кругом. Территория Арктики разделена на приполярные сектора между 5 арктическими государствами: США, Канада, РФ, Дания, Норвегия.

Эти территории так же являются территориями со смешанным правовым режимом.

Боковые границы полярных секторов как и внешние границы шельф и ИЭЗ не являются границами государства. На этих границах действует международный режим

 

Территория Антарктики это южный полюс, южнее 60 градусов южной широты.

Антарктика территория с международным правовым режимом.

Режим Антарктики определен договором 1959 года, по которому государства признали Антарктику нейтральной безядерной демилитаризированной зоной. Ни одно государство не вправе заявить о суверенных правах на территорию антарктики. На территории антарктики запрещено размещать военные базы, вооружения, проводить военные маневры и учения, проводить ядерные испытания, размещать ядерное оружие, размещать отходы ядерных испытаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.