Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе 2 страница




В процессе правового образования учащиеся получают представление о следующих гражданских ценностях

Особенно важным в процессе формирования гражданско-правовых ценностей является воспитание ребёнка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ и народов других стран и континентов. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации правового образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывать значимость их взаимодействия и взаимовлияния.

Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.

Важнейшим условием правового образования в направлении повышения его качества является складывание или перестройка уклада жизни школы как действующей модели гражданского общества. Это особенно важно в условиях России, когда элементы демократического, толерантного, гражданского общества ещё только вырастают, а потому не могут быть представлены в жизненном опыте не только ребёнка, но и семьи и учителя.

Чертами такого уклада могут быть:

ƒ стремление школы создать ситуации для выбора детьми содержания своего образования, формыосвоения, темы, темпов, вариантов деятельности;

ƒ тенденции руководства школы делегировать полномочия с высшего уровня управления на общественный (учительские объединения, органы само- управления),

ƒ тенденции к созданию общественных органов управления различными сферами школьной жизни;

ƒ привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и правил общей жизни;

ƒ тенденции к созданию в школе институтов защиты прав человека, прав ребёнка (уполномоченные по защите прав ребёнка, консультантов по разрешению конфликтов и т.п.);

Именно такой уклад школы позволяет участникам приобретать опыт и способы гражданского поведения, а учебные предметы обществоведческого цикла (Основы права, Граждановедение, Обществознание и т.п.) должны помогать осмысливанию этого опыта, доводить его до культурных образцов и понятий.

Преподавание правовых знаний в школе основывается на совокупности целого ряда принципов:

  • ƒ принцип единства правового обучения и воспитания. Правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания;
  • ƒ принцип научности, предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки;
  • ƒ принцип доступности, заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
  • ƒ принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся, и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.
  • ƒ принцип юридической точности и определенности правовых знаний. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы;
  • ƒ принцип обеспечения межпредметных знаний состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку.

 

Внеклассная работа по праву имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания юриспруденции, но и способствует также расширению культуроло- гического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению правовых дис-циплин.

При организации и проведении внеклассного мероприятия от преподавателя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом правового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретённые ими в процессе учёбы и участии во внеклассной работе.

Внеклассную работу по праву можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Внеклассная работа по праву решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках права; расширение миро- воззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по праву необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия по праву.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются су- щественные различия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой по праву, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к правовым явлениям.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в от- сутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т.д. Во-вторых, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчётных вечеров, концертов, дискотек, сборов, выпуска стенгазет и т.д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

Внеклассное мероприятие по праву может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Оно должно воспитывать искреннего гражданина, который с почтением относится к своей стране и уважает её законы.

Формы внеклассной воспитательной работы по праву.

В методической литературе традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечёткость понятия «массовости», В.И. Шепелева1 предлагает различать формы внеклассной работы по праву по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые – к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которая может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет чёткую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общи- ми интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки, классные часы, экскурсии и т.д. Массовые формы внеклассной работы не имеют чёткой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Ещё можно выделить формы внеклассной работы по праву, как:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера: правовой конкурс, игра,олимпиада, викторина, суд и пр. Средства массовой информации: правовая стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка- викторина и т.п. Мероприятия культурно-массового характера: тематический вечер, правовая дискотека и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: правовой форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

Использование общественных ресурсов – важнейший педагогический метод в правовом и гражданском образовании. Общественные ресурсы – это:

• интересные люди, специалисты в различных сферах жизни общества;

• различные организации, учреждения, памятники истории и культуры, другие социальные и природные объекты, которые могут быть местом для про- ведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого зада- ния или социального проекта;

• различные события и мероприятия, в которых можно принять участие, а также иное использование возможностей, имеющихся в обществе (театры, кино, теле- и видеофильмы, радиопередачи и т.д.).

Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:

• резко расширить горизонты учебной деятельности, преодолеть замкну- тый характер правового образования и доминирование традиционных методов обучения и воспитания;

• получить более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-

правовые и социально-экономические явления;

• осуществить связать теорию с практикой;

• получить эмоциональный заряд, вызвать живой интерес к учебной деятельности;

• обогатить внутренний мир, познакомить с уникальным жизненным опытом других людей, воспользоваться дополнительным источником знаний; создать условия для их профессиональной ориентации и социализации.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя права и обществознания в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников.

Неделя права и обществознания в школе как комплексная форма становится своеобразным творческим отчётом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе её подготовки. Она проводится в определённый период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учеб- ным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их правовой подготовки.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

• информативность и содержательность, которые оказывают содейст- вие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной рабо- ты;

• коммуникативная направленность;

• ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной ра- боты должно включать «набор» ситуаций, которые являются предметным фо- ном и стимулом к целенаправленным правосознательным поступкам;

• ориентация задач на повышение правовой и гражданской активно- сти учеников; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к правозащитной деятельности.

(22)

Требования в организации внеклассной работы по праву:

1) органическая связь урочной и внеурочной работы;

2) обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений;

3) целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответ- ствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год;

4) массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы яв9ляется одним из средств усиления её воздействия на учащихся.

При выполнении учащимися самостоятельных работ по праву руко- водящая роль должна принадлежать преподавателю. Он продумывает сис- тему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащих- ся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения пред- ложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Функции правового самообразования:

1) является составным компонентом психического развития и саморазвития личности учащегося;

2) выступает как условие, результат, средство умственного самовоспитания;

3) это часть образования учащихся.

Особенности правового самообразования:

• связано с учебным процессом и жизненным самоопределением;

• зависит от устойчивости познавательных интересов и практической деятельности, в которой обучающиеся хотят добиться успеха;

• выполняет функции: закрепляет и углубляет результат учебной работы; удовлетворяет познавательные интересы; является средством под- готовки к будущей профессии; способ самоутверждения в глазах сверстников и взрослых;

Самообразовательная деятельность учащихся способствует формированию качеств личности, необходимых для успешного развития умственных сил и способностей человека. Также развивает способности к восприятию и осмысливанию преподаваемой информации, к её оценке, увязыванию с дру- гими отраслями права. Овладение приёмами и навыками конкретизировать полученную информацию, умению переводить на конкретный уровень общие рекомендации, содержащиеся в учебниках, лекциях. Самостоятельная работа вырабатывает привычки к поиску информации и навыков её получения, усилению информационной потребности студента. Прививает вкус к поиску новых средств и методов работы, а также повышению профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, сплочению коллектива.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на занятиях и сочетании её с различными видами домашней работы по праву у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объёму и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по срав- нению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение правовых задач и других видов работ творческого характера.

Домашняя работа дополняет учебные занятия. Она отличается большой самостоятельностью и отсутствием руководства учителя. Успех домашней работы зависит от следующих условий:

1) сформированности познавательного интереса;

2) педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей;

3) соблюдение дидактических принципов, в частности доступности, посильности.

Подготовка к выполнению домашнего задания происходит на занятии. Важно чёткое разъяснение содержания и методики. Объём домашней работы по правовым дисциплинам регламентируется в соответствии с нормами затрат времени (не более 15-20 минут).

Исходя из дидактических задач выделяется три типа домашних заданий по праву:

• подготавливающие к восприятию нового материала;

• направленные на закрепление знаний, умений и навыков;

• требующие применение полученных знаний на практике.

• творческие задания.

Проверка знаний, умений и навыков осуществляется при помощи зачётов и экзаменов. Их цель – проверка усвоения теоретических положений курса (на- пример, знания законодательства), выявление навыков применения полученных знаний на практике и навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Методика – это совокупность различных методов, приёмов, технологий используемых преподавателем в учебном процессе для достижения поставленной цели. Это внешняя составляющая образовательного процесса.

Методика правового обучения включает в себя специфические частные закономерности обучения правовым дисциплинам, технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности. Основ-ные элементы методики правового обучения: задачи, методы, средства, формы организации учебно-воспитательного процесса при преподавании правовых дисциплин.

Классификация традиционных методов правового обучения

Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач обучения. Методы обучения являют- ся частью методов педагогического процесса.

По признаку последовательности действий методы подразделяются на приёмы. Метод от приёма отличается тем, что при помощи метода, возможно, решить учебную задачу, а при помощи приёма нет. В реальном учебном процессе методы и приёмы обучения постоянно изменяются и, по мнению некоторых авторов, могут даже переходить друг в друга, совершать взаимопереходы в конкретных педагогических ситуациях.

Иногда методические приёмы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания. К ним относятся:

1) различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.);

2) совокупность предметов материальной и духовной культуры;

3) педагогической деятельности (наглядные пособия, правовая и др. литература, СМИ и т.д.) выполняют функцию наглядности.

Методы обучения рассматриваются на двух уровнях: общедидактический (общие методы педагогической деятельности, сущность методов, специфика каждого из них) и частнопредметный (уровень приёмов, из которых и состоят частнопредметные методы, отражающие содержание и специфику предмета).

Частнодидактические методы свойственны отдельным звеньям процесса правового обучения: методы закрепления и повторения; методы контроля успешности; методы стимулирования воли, интереса к учению и участникам деятельности.

Для каждого метода свойственны: целенаправленность (если цель не достиг- нута, то выбранный метод не адекватен цели); средства; процесс изменения объекта; результат применения (достигнутая цель).

Цель ученика не должна совпадать с целью учителя.

При выборе методов обучения нужно руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам правового обучения.

2. Соответствие целям и задачам правового обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям обучаемых.

5. Соответствие возможностям учителя.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые пред-

меты, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом переда- чи знаний. Прогрессивные педагоги (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.) вы- ступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания правового материала. Меняется лишь характер рассказа, его объём, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

1) рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

2) содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

3) иметь чёткую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком; отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных поня- тий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения правового материала. Использование метода объяснения требует:

1. Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса.

2. Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств.

3. Использования сравнения, сопоставления, аналогии.

4. Привлечения ярких примеров.

5. Безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором преподаватель пу- тём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Её мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа от слова «эврика» (нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы.

Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового материала. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, чёткими, содержа- тельными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: активизирует учащихся и развивает их память и речь; имеет большую воспитательную силу и является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (учащийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию правовой проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мне- ниями других.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядые методы правового обучения – это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, схем и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов и презентаций и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения от- дельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблю- дать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует по-степенно и только в соответствующий момент занятия;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации иллюстраций;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием правового материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы правового обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относят упражнения, решения правовых задач, работа с источниками правовой информации.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления правовых зна- ний и выработки умений в их применении. Использование их способствует раз- витию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, графиков, плакатов, таблиц и т.д.

Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К иммитационным упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие деятельностную направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в практической деятельности (например, разговор с милицилнером). Такие психотехнические упражнения способствуют формированию у учащихся навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений − сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем − на вос- произведение − применение ранее усвоенного − на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации − на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упраж- нения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Работа с источниками правовой информации – важнейший метод обучения.

Основные из них:

• конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведётся от первого (от себя) или от третьего ли- ца. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.