Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пышка, Новелла




Пышка— прозвище руанской девицы легкого поведения Элизабет Руссе, данное ей за полноту. Она «маленькая, кругленькая, заплывшая жирком». Действие новеллы происходит во время франко-прусской войны. П., первоначально готовая принять пруссаков у себя в доме, полном запасов, не могла совладать со своим гневом и выставила пришедшего к ней на постой немца, поэтому вынуждена скрываться. Она уезжает из Руана в Гавр на дилижансе, где ее попутчиками были оптовые виноторговцы супруги Луазо, фабрикант Карре-Ламадон и граф Юбер де Бревиль с супругами, демократ Корнюде, две монахини. Никто не взял с собой в дорогу припасов, и всех кормит П. На ночь вся публика останавливается в «Торговой гостинице», где во время ужина прусский офицер домогается П., а она отказывает ему. Наутро в дилижанс по приказу офицера не запрягают коней. В первый день все попутчики негодуют по поводу офицера, но на второй день они решают ее заставить переубедить его. На третий день, после увещеваний монахини и графа, П. уступает. Когда на следующий день дилижанс поехал, никто не разговаривает с П., которая не успела запастись провизией. Никто даже и не думает поделиться с ней едой. Под веселое насвистывание Корнюде «Марсельезы» она плачет.

Морис Метерлинк

Слепые (Les aveugles)

Пьеса (1890)

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого

дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы

его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону

вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и

сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним — шесть слепых

женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая — совсем старуха.

Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая

поразительно молода, ее распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и

старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на

колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья —

тисы, плакучие ивы, кипарисы — простирают над ними свою надежную сень. Темнота.

Слепые переговариваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием

священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже

несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник

беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он

хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго

держал ее за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку

и ушел.

«уходя, он сказал «Покойной ночи!» — вспоминает кто-то из слепых. Они

прислушиваются к рокоту моря. Шум волн неприятен им. Слепые вспоминают, что

священник хотел показать им островок, на котором находится их приют. Именно

поэтому он привел их поближе к берегу моря. «Нельзя вечно дожидаться солнца под

сводами дортуара», — говорил он Слепые пытаются определить время суток.

Некоторым из них кажется, что они чувствуют лунный свет, ощущают присутствие

звезд Наименее чуткими оказываются слепорожденные («Я слышу только наше дыхание

<...> Я никогда не чувствовал их», — замечает один из них). Слепым хочется

вернуться в приют. Слышится далекий бой часов — двенадцать ударов, но полночь

это или полдень, слепые понять не могут. Ночные птицы злорадно хлопают крыльями

над их головами. Один из слепых предлагает, если священник не придет,

возвращаться в приют, ориентируясь по шуму протекающей невдалеке большой реки.

Другие собираются ждать, не трогаясь с места. Слепые рассказывают друг другу,

откуда кто приехал на остров, юная слепая вспоминает свою далекую родину,

солнце, горы, необыкновенные цветы. («У меня нет воспоминаний», — говорит

слепорожденный.) Налетает ветер. Ворохами сыплются листья. Слепым кажется, что

кто-то касается их. Их охватывает страх. Юная слепая ощущает запах цветов. Это

асфодели — символ царства мертвых. Одному из слепых удается сорвать несколько,

и юная слепая вплетает их себе в волосы. Слышится ветер и грохот волн о

прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые улавливают звук чьих-то

приближающихся шагов Это приютская собака. Она тащит одного из слепых к

неподвижному священнику и останавливается. Слепые понимают, что среди них

мертвец, но не сразу выясняют, кто это. Женщины, плача, становятся на колени и

молятся за священника. Самая старая слепая упрекает тех, кто жаловался и не

хотел идти вперед, в том, что это они замучили священника. Собака не отходит от

трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь крутит сухие листья. Юная слепая различает

чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями падает снег. Шаги приближаются. Ребенок

помешанной начинает плакать. Юная слепая берет его на руки и поднимает, чтобы он

увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются, слышно, как под чьими-то ногами

шуршат листья, слышен шорох платья. Шаги останавливаются рядом с группой слепых

«Кто ты?» — задает вопрос юная слепая. Ответа нет. «О, смилуйся над нами!» —

восклицает самая старая. Снова молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка.

Синяя птица (L'oiseau bleu)

Феерия (1908)

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках.

Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и

смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в

дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата,

хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит

детям отправиться на поиски Синей Птицы, Ее раздражает, что дети не различают

вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и

дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть

«душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все

окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную

принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души

Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном

трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках

бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с

восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка

жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим

фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как

бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды.

Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается

белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав

синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это

Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку

несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света.

Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком

быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб,

Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание,

фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель

в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее,

пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И

заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души

животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их

Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует

«деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей

Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно

поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все

затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед

дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя,

а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому

у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить

Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там

Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих

умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а

когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми,

пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не

опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им

дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль

покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей

опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку

распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не

поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети

в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом

запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся

болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу

войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды,

свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение.

Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что

за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники

Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с

собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад

— сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают

волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по

нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают —

дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает

их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль

повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить

хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая

велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и

молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает

алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных,

волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни.

«Где же мертвые?.. — Мертвых нет...» — обмениваются репликами Тильтиль и

Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств.

Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но

мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства

жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что

Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым,

Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных

Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое

Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и

вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих

одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым,

Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.

Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская

Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя

увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие

Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие

Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные

Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь

плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти

когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими

Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце

Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь

родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей

собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья,

тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху

машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий

необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет,

еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек

стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и

беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены

столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре

должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети.

Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех,

кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю,

проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие

детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они

спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети

расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей

Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не

существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку...» — говорит Душа

Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их

бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и

слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он

не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу

Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им

быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей <...>

звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их

чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же

захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее.

Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль

сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают

рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она

посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на

фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу.

Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали,

на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка

нездорова, не встает, доктор говорит — нервы... Мать уговаривает Тильтиля

подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и

та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми

глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и

пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой

необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.

Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет

объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом,

улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем

он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее

найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми

в будущем...»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.