Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая ответственность: понятие, основания, цели и функции. 3 страница




3. правовая деятельность: правотворческая деятельность ОГВ; правоприменительная деятельность правоохранительных органов; Деятельность по реализации права – правовое поведение граждан.

4. правовые тексты, нормативно правовые акты – писаное право: Позитивистская теория: правовые акты – центр ПС. Естественно-правовая доктрина: правовые акты – не более чем важный компонент ПС.

Выводы. РФ на стадии реформирования. Основное направление ее развития - построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Признаки рос. прав. системы: 1) единая иерархически построенная система источников писаного права; 2) главная роль в формировании права – законодателю; 3) высокий уровень нормативных обобщений при помощи кодифицированных нормативных актов; 5) много подзакон.норм.акты; 6) деление на отрасли; 7) имеет значение юр.доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи; 8) правовые обычай и судебный прецедент выступают в качестве дополнительных источников.

 

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность – российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, из основания правовой системы вырастает государственность в целом.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

 

 

84) Романо-германская правовая семья.

Происхождение: XII-XIII веках в результате рецепции римского права, феодальные нормы в деревнях не соответствовали принципам «вольных» городов => потребовались нормы формального равенства и независимости, ставшие обще-континентальными. Кроме экономики повлияли социально-культурные предпосылки: разв-ие образования, искусства – право университетов, + благословение католич. церкви. Процесс завершился разработкой национального з-ва. Сейчас идет процесс пр-ой интеграции стран, сближение и унификации их пр-ых систем.

Особенности норм. Обобщенный, абстрактный хар-р и утверждение законодателем. Системно-иерархический хар-р. Но возникает проблема конкретизации и толкования норм на практике.

Источники. Закон – важнейший, принимается парламентариями, имеет высш. юр силу и распространяется на все и вся – выражают волю большинства, социально справедливы. Все З подразделяются на конституционные и текущие, среди них важное место занимают кодексы. Подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции. Обычай сущ-ет, но выполняет второстепенную роль, но в законах закреплена возм-ть его использования для восполнения пробелов зак рег-ия. Суд практика – уточняет положения З, а иногда идет с ними в разрез, должны учитываться нижестоящими судами – публикуются и стан-ся частью ПС.

Структура. Деление права на публичное и частное, где преобладают диспозитивные нормы. Последовательное отраслевое деление норм.

Романо-германская правовая семья включает в себя либеральные государства континентальной Европы, латиноамериканских государств, стран Ближнего Востока, франкоговорящих стран и Японии.

Внутри Романо-германской правовой семьи отечественные авторы выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания и другие) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и другие). Французские авторы включают в романо-германскую систему три подсистемы: латинскую, германо-скандинавскую и латиноамериканскую.

Романо-германская правовая система первоначально возникла в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных обычаев, затем в процессе колонизации распространилась на другие континенты. Вначале рецепция римского права (заимствование и воспроизведение) имела доктринальный характер: римское права изучалась в итальянских, французских и германских средневековых университетах. Постепенно по мере роста товарного производства и рыночных отношений нормы частного римского права стали восприниматься законодателем. Принятие гражданских кодексов во Франции в 1804 г., а затем в Германии, Швейцарии и других государствах Европы завершила формирование романо-германской правовой семьи.

Характерными чертами эт ой правовой системы являются наличие писаного права в форме законов и подзаконных актов, единая иерархическая система источников права, включающая в себя конституцию, кодексы, текущие законы и подзаконные акты. Обычай как источник права в этой системе не имеет самостоятельного значения. Судебная практика относится к числу вспомогательных источников права. Таковым признается "кассационный прецедент".

Во всех странах романо-германской семьи существует деление права на частное и публичное. К публичному праву относятся те отрасли, которые определяют компетенцию, порядок деятельности органов государства и отношение государства к индивиду. К частному праву относятся отрасли и правовые институты, регулирующие отношения частных лиц между собой. Некоторые отрасли права доктрина относит к "смешанному праву", в частности, трудовое права, где нормы частного и публичного права тесно переплетены между собой. Одинаковые исходные принципы, правовые понятия и категории, выработанные доктриной, обеспечивают сходную структуру отраслей и правовых институтов.

 

85) Англо-саксонская правовая семья.

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов.

Одновременно существует и статутное право - система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон - это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента - право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

 

 

86) Права человека и права гражданина: понятие, проблема соотношения и взаимосвязи. Роль и место прав человека в гос-правовом регулировании.

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающего его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей Декларации права человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН (1948). Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991) и КРФ (1993).

Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых гос актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и гос-ва.

Права гр-на обязательно закрепляются в конституциях и иных законод-х актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифи-ют чел-ка как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Их объем может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Личность – человек, гражданин, иностр гражданин, лицо без гражд-ва, беженец. Права личности хар-ют индивидуальные особенности чел-ка, степень его соц зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В наст время в международно-правовых актах, в литер-ре, закон-ве развитых гос-в категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении.

Соотношение и взаимосвязь:

Права человека:

* имеют естественную природу, неотъемлемы от индивида,

* внетерриториальны и вненациональны,

* существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства,

* являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

* характеризуют человека как представителя рода

* В случае закрепления в закон. актах государства становятся и правами гражданина

Права гражданина:

* совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.

* обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах

* государством декларируется и обеспечивается их защита.

* квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

* находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.

* нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни. В ряде документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

* обязательно корреспондируют обязанности.

 

Общепринятыми критериями классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества Виды: гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные.

1. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношении с государством и обществом (право на жизнь, достоинство, свободу, тайну переписки и личной жизни и т.д.);

2. Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающих одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом (право частной собственности, владение, пользование и распоряжение, предпринимательскую деятельность).

3. Политические права определяют возможность граждан в управлении государством и обществом (право на гражданство, проведение собраний, митингов, избирать и быть избранным).

4. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида (право на труд, соц. обеспечение, право на жилище, медицинскую помощь).

5. Культурные права влияют на духовно-культурные отношение, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности (право на пользование родным языком, свобода совести и вероисповедания, право на образование, свобода творчества).

6. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии).

7. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества (свобода мысли и слова, получать и распространять информацию, свобода СМИ).

 

87) Правовая культура: понятие и виды. Критерии и пути формирования правовой культуры личности.

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовую культуру классифицируют в зависимости от субъектов-носителей:

1. правовую культуру личности;

2. правовую культуру общества.

ПК общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в обл права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния закон-ва, юр практики и др.

ПК личности – обусловленные правовой культурой общества степень и хар-р прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В качестве промежуточной разновидности правовой культуры можно назвать правовую культуру социальных групп. Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу.

Показатели правовой культуры личности следующие:

1. знание и понимание права;

2. уважение права в силу личного убеждения;

3. привычка поступать в соответствии с законом;

4. правовая активность.

ПК личности хар-ет уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал гос и соц жизни, КРФ и иных законов. ПК личности означает не только знания и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о соц ценности, и активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

О ПК личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать признаки и критерии, свойственные ПК общества, но только на индивидуальном уровне, например:

Правовая культура общества зависит от:

· уровня развития правового сознания населения (личности), т. е. от того, насколько глубоко освоены такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров

· уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

· Уровня правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

· 4 уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

 

88) Правовой нигилизм: понятие, формы проявления. Проблемы и пути преодоления правового нигилизма.

Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

 

Формы проявления правового нигилизма в обществе:

1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.

2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения

3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)

4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность

5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)

6. Нарушение норм права в угоду целесообразности

7. Низкий авторитет суда и иных ПВО

8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.

 

Основные направления преодоления правового нигилизма:

- Укрепление режима законности

- Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие

- Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов

- Правовое воспитание

- Пропаганда правомерного поведения

- Повышение авторитета судебной и ПВО системы

 

характерные черты современного правового нигилизма. Это:

1)во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

2)во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

3)в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;

4)в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

5)в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

6)в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

 

 

89) Юридический процесс: понятие и виды.

Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса:

1. властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2. деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3. деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

 

Основания для классификации:

1. По характеру принимаемых решений:

а. правотворческий;

б. правоприменительный: - производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

- процесс рассмотрения споров; - процесс определения мер юридической ответственности.

в. Праворазъяснительный.

2. По отраслевому признаку:

а. Административный;

б. Уголовный;

в. Гражданский (его разновидность – Арбитражный процесс).

 

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т.п

В ходе праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения – интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов.

Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал проф Грошенев и его научная школа. Юридический процесс эти ученые определяют как комплексную систему правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

Следует уточнить что надо понимать под термином "форма деятельности" Это совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного результата.

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный

Вспомним, что правоприменением называют наиболее активную форму реализации права, когда компетентный орган государства осуществляет свои властные полномочия и принимает решения обязательные для органов и лиц, которым они адресованы

Однако, в современной правовой науке юридический процесс трактуется и в более широком смысле и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством Действительно правотворческий процесс представляет собой порядок, осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта. Т е существует две точки зрения Процесс как правоприменительный и процесс как правотворческий. Нетрудно заметить что правотворческий процесс, так же как административный, уголовный и гражданский процессы, он носит официальный характер. Возникает вопрос правомерно ли употреблять термин "процесс" применительно к правотворческой процедуре? Это вопрос является дискуссионным (Алексеев).

 

90) Правовое воспитание и правовое обучение: понятие и формы. Эффективность правового воспитания в современной России.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет своей целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники.

Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.

Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.

Формами правового воспитания являются: системы дошкольного и школьного правового образования; юридические курсы в средних специальных и высших учебных заведениях, заведениях по переподготовке кадров и повышению квалификации; правовая пропаганда (СМИ); самообразование; издание лит-ры по юр проблематике; устная правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации)

Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.

Правовое обучение – передача, накопление и усвоение знаний о праве.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону создания, а обучение – на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

 

 

91) Правовой статус личности: понятие, содержание, виды.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

1. эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

2. данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

3. права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без коррекспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.