Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правописание гласных, проверяемых ударением в различных морфемах (в корнях, суффиксах, приставках, окончаниях)




Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

К А Р Т О Ч К А

Проверяемых ударением в различных морфемах

(в корнях, суффиксах, приставках, окончаниях)

1. ОРГМОМЕНТ. ОПРОС И ПРОВЕРКА Д/З (работа над ошибками) //

2. РАБОТА С КАРТОЧКОЙ:

1 студент в это время выполняет у доски письменно задание с карточки, согласно условию, указанному в ней.

 

I. Обл_чение пороков, оч_ровать друзей, опов_стить о к_нференции, пож_леть с_роту, ш_ловливый малыш, посв_тить жизнь науке, обв_вает лицо; усм_ренный поток; разв_вать ребенка, пог_сить свет; возгл_влять д_легацию п_рл_ментариев; обв_нять в недосмотре; изобр_жать героя; прогн_зировать события, спр_вляться в словаре; лес обн_жился; от_г_щенные снегом ветки; ув_дание природы; дост_вать с полки; распр_мившаяся ветка; глаза сл_паются; разд_ваться в тишине; бл_госл_вить на добрые дела; препод_ватель математики; сильное вп_ч_тление; объед_ниться в союз; д_лекий г_ризонт; рассв_репевший зверь; ум_лять роль; см_гчить остроту к_нфликта; обл_гчить уч_сть; пок_рить вершину; р_скошный цветок.

 

3. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Студенты записывают словосочетания, объясняют правописание безударных гласных в корнях слов.

Зач а стить в гости, чистота в доме, обижать друга, об е жать вокруг дома, прим е рять платье, мудрый чародей (в словарь), пол о скать бельё, ж е вать хлеб, зап и вать мол о ком, сотр я сать воздух (фразеологизм: объяснить значение, придумать устно предложение), разредить морковь разр я дить ружьё, (объяснить значения слов-омонимов), об а яние, об о няние (паронимы: составить словосочетания), бить б а клуши.

4. СЛОВАРЬ

Студенты записывают трудные по толкованию слова в словарь.

Чародей – (устар. и книжн.) То же, что волшебник (чародейка, чародейство).

Чары – 1. Волшебство, колдовство (уст.) (колдовские ч.).

2. перен. Обаяние, пленительность (книжн.) (ч. любви).

Бить баклуши – бездельничать. Собственно-русск. Баклуши – чурки, короткие куски дерева, из которых изготовляли деревянные поделки (ложки ит.п.). Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось лёгким делом.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Студенты с помощью преподавателя вспоминают правило на заданную тему и, проверив выполнение задания, записывают ТЕМУ занятия:

Правило:

Чтобы не ошибиться в написании проверяемых гласных, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором гласная корня была бы под ударением, т.е. в сильной позиции. Эта гласная и должна писаться в безударных слогах родственных слов.
В качестве проверочных слов не следует применять глаголы с суффиксами -ива, -ыва, так как в этих глаголах происходит чередование о//а: подбросить – подбрасывать.

5. Запишите текст и подчеркните те слова, в которых гласные произносятся искаженно. Обозначьте их в транскрипции. ●В ходе чтения объясните правописание орфограмм. Заполните таблицу подходящими примерами.

Преподаватель читает вслух, а студенты записывают словосочетание в соответствующий столбик и объясняют правописание орфограмм в различных морфемах.

Орфограммы в корнях  
Орфограммы в приставках  
Орфограммы в суффиксах  
Орфограммы в окончаниях  

1. Ч а стота колебаний. – Ч и стота атмосферы. Хитрая л и са. – Хвойные л е са. Ум а лять значение. – Ум о лять о помощи. Сп и ши упражнение. – Не сп е ши: есть еще время в запасе! Отв о рите дверь. – Отв а рите овощи.

2. Н а клеить марку, п о дписать заявление, п о йти на выставку, п о д о йти к витрине, пр о мокнуть под дождем, з а писать лекцию, пр и колоть значок, пр и ехать на каникулы, пр и встать со своего места, пр и морский район, пр е высить норму, пр е скверное настроение.

3. Замоч е к, ключ и к, солом и нка, сосенка, француж е нка, нищ е нка, виш е нка, пугов и чка, лож е чка, плать и це, ружь е цо, лис о нька, нож е нька, переводч и к, газетч и к, заказч и к, подписч и к, перебежч и к, наборщ и к, пекарь, издат е ль, старш и нство, рож о к, рубаш о нка, медвеж о нок.

4. Жарищ а, домищ е, днищ е, соседушк а, зимушк а, дядюшк а, волюшк а, полюшк о, солнышк о, коровушк а, дедушк а, хлебушк о, платьишк о.

6. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Преподаватель диктует предложения, студенты по одному записывают, объясняя правописание проверяемых гласных в различных морфемах.

Народный учитель – ваят е ль духовн о г о мира юн о й личн о ст и, доверенн ое л и цо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благородн е йш ая и труднейш ая профессия требует от человека, посв я тивш е го ей ж и знь, постоянн о го творчества, н е устанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, б е згр а ничной верн о сти делу. Св о им самоотверженным, п о движническим трудом п о воспитанию п о драстающих поколений учит е ль снискал глубокую признательн о сть и ув а жение народа. (В.Сухомлинский)

Разберите по членам последнее предложение и дайте ему полную характеристику.

Вычитайте из текста слова, представленные в переносных значениях.

ЗАДАНИЯ ПО НОВОЙ ТЕМЕ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.