Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая доктрина




Как и правовой обычай является одним из наиболее древних источников права. В частности, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Правовую доктрину могут составлять высказывания выдающихся представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. Эти высказывания могут влиять на развитие законодательства в стране.

В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманском праве, что подтверждается законодательством арабских стран.

5. Священные книги, являясь одним из древнейших источников права, сохраняют свое значение до наших времен в странах, особенно в тех странах, где действует мусульманское право. В священных книгах изложены религиозные нормы, которым государство придает статус правовых, а, следовательно, общеобязательных. В настоящее время можно говорить о шариате – своде норм мусульманского права.

6. Принципы права.

Принципы права чаще всего представляют собой разновидность юридических норм. Эти нормы прямо не регулируют общественные отношения, они – основа для норм – правил поведения. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда необходимо юридическое решение проблемы, но при этом соответствующие нормы права, на которых было основано решение, нельзя обнаружить ни в одном из рассматриваемых здесь источников права. Тогда дело может быть решено на основе принципов права.

К принципам уголовного права относятся следующие – принцип гуманизма, принцип законности, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип справедливости, принцип вины.

К принципам гражданского права относятся следующие – правовое равенство субъектов гражданского права, равенство всех форм собственности, неприкосновенность собственности, свобода договора, неприкосновенность интеллектуальной собственности, недопустимость злоупотребления правом и др.

7. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой актэто изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.

Нормативные правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

1. Нормативный правовой акт содержит в себе нормы права, т.е. общие правила поведения.

Поэтому необходимо отличать его от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

2. Нормативный правовой акт выступает в виде официального письменного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), где, когда, кем принят, наличие регистрационного номера (если это необходимо), наличие подписи и т.д.

3. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

4. Обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

5. Принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;

6. Имеет государственный характер, так как исходит от государства или от организации, которым государство передало это право. Государство же обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов, а при необходимости может применить принуждение к лицам, нарушающим установленные нормы.

 

Виды нормативных правовых актов.

Существенное значение имеет классификация нормативных правовых актов по юридической силе и субъектам государственного правотворчества.

I. По юридической силе.

Юридическая сила является особым свойством нормативного правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативных правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.

По юридической силе все нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Законэто нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные и на обыкновенные. Основные законы — это конституции.

Конституцияэто единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Признаки основных законов.

1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.

Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции.

Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления.

Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

 

2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базудля текущего законодательства, определяет его характер.

Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам конституции.

4. Конституция, в отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью.

Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность ее предписаний в течении длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок (Глава 9 Конституции РФ!!!!!!!!!!!!!).

В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Закон о Конституционном Суде РФ).

 

Обыкновенные законы.

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.

Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные.

Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и т. д.).

Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структура Кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части.

В общей части — закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые пронизывают своим влиянием весь свод уголовных норм Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные кодексы.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы, и т.д.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

По субъектам государственного правотворчества.

В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.

Субъекты федерации принимают законы субъектов федерации.

Подзаконные акты

Подзаконный акт — это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношением.

Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты.

Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. К общим подзаконным актам относятся Нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы президента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.

На основе и во исполнение указов президента принимаются постановления правительства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Правительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.

3. Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохранительные] и т. д.).

4. Локальные подзаконные акты.

Действие нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов)

Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу.

Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе.

Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативного правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официального опубликования или определено сро­ком, указанным в самом акте, может вступать поэтапно. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт.

Действие нормативного правового акта в пространстве (по территории).

Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.).

В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть (акты Правительства г. Москвы).

Действие нормативного правового акта по предмету.

Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.

В связи с этим неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции). Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе.

Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли права. Например, гражданское законодательство распространяются только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения.

В свою очередь, в рамках определенной отрасли в пределах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого подпадает под ст. 105 УК РФ "Убийство", то при вынесении приговора будет применена именно эта специальная статья, а не ст. 14, устанавливающая общее понятие преступления, которая в данном случае играет лишь вспомогательную роль.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц.

Действие нормативного акта по кругу лиц производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые он распространяется.

Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.).

Уголовные законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от места их нахождения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.