Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Какие виды водопользования Вам известны?




1. Какие виды водопользования Вам известны?

2. Что включает в себя правовая охрана вод?

3. Какие функции государственного управления водным фондом Вы знаете?

4. Сформулируйте права и обязанности водопользователей.

5. Какая ответственность может наступить за нарушения водного законодательства?

Глава 21

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

 

 

§ 21.1. Основные понятия

 

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

К защитным относятся, в частности, леса:

расположенные на особо охраняемых природных территориях;

расположенные в водоохранных зонах;

выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения.

К особо защитным участкам лесов относятся:

берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

заповедные лесные участки;

места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в предусмотренных законодательством случаях.

В свою очередь, к резервным лесам относятся леса, в которых
в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

 

 

§ 21.2. Правовое регулирование охраны
и использования лесов

 

Базовым законодательным актом, регулирующим вопросы использования и охраны лесов, является Лесной кодекс Российской Федерации. В нем последовательно изложены объекты и субъекты лесных отношений, определено содержание права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, перечислены виды лесопользования и механизм приобретения права лесопользования. Особое значение имеет установление Кодексом компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаьных образований в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также определение основных направлений государственного регулирования в этой сфере.

Нормы Лесного кодекса РФ нашли свою конкретизацию в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»[95] и от 24.02.2009 № 161 «Об утверждении порядка предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»[96].

Достаточно весома роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере. Например, приказом Минсельхоза России 08.12.2008 № 529[97] утвержден Порядок заполнения и подачи Лесной декла­
рации.

Субъекты Российской Федерации также вправе в рамках своей компетенции регулировать отдельные вопросы, связанные
с охраной и использованием лесов. Во многих регионах приняты базовые законодательные акты, регулирующие общие вопросы использования и охраны лесов на соответствующей территории.

 

 

§ 21.3. Компетенция Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в сфере охраны и использования лесов

 

Статьей 81 Лесного кодекса РФ к ведению Российской Феде­
рации отнесено:

установление:

перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

правил заготовки древесины, живицы и пищевых лесных ресурсов;

правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

правил пожарной безопасности в лесах;

правил санитарной безопасности в лесах;

осуществление:

государственной инвентаризации лесов;

государственного пожарного надзора в лесах;

определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и осуществление ряда иных правомочий.

В свою очередь, субъекты Российской Федерации осуществляют:

владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;

установление:

ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;

порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

для граждан ставок платы по договору купли­продажи лесных насаждений для собственных нужд;

утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд и иные правомочия.

Кроме того, Российской Федерацией на основании субвенций и под контролем регионам передаются такие вопросы федерального значения, как:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли­продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного лесного контроля и надзора
и ряд других правомочий.

В силу ст. 84 Лесного кодекса РФ на муниципальные образования возложены:

владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности;

установление:

ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

ставок платы за единицу объема древесины;

разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов,
а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

осуществление муниципального лесного контроля и надзора
в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

§ 21.4. Содержание государственного управления
в сфере охраны и использования лесов

 

К числу основных функций государственного управления
в сфере охраны и использования лесов относятся:

ведение государственного лесного реестра;

государственная инвентаризация лесов;

лесоустройство;

проведение государственного лесного контроля и надзора.

Большинство функций в рассматриваемой сфере осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, а государственный контроль — Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В него включаются сведения:

о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

о лесных участках;

о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов,
в том числе о лесном семеноводстве;

о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Детализация этой функции нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 24.05.2007 № 318 «О государственном лесном реестре» [141].

Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик и проводится в целях:

своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Механизм реализации этой функции определен постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» [144].

На основании ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на иных землях и включает в себя:

проектирование: лесничеств и лесопарков; эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; лесных участков;

закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377 утверждены Правила проведения лесоустройства [142].

Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ целью государствен­
ного лесного контроля и надзора
является обеспечение соблю­
дения лесного законодательства. Непосредственно деятель­
ность контролирующих органов регламентируется Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 [143].

 

 

§ 21.5. Виды лесопользования.
Основания возникновения и прекращения права
лесопользования

В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФиспользование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Законодательством предусматриваются следующие виды использования лесов:

заготовка: древесины; живицы; пищевых лесных ресурсов
и сбор лекарственных растений;

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

ведение: охотничьего хозяйства и осуществление охоты; сельского хозяйства;

осуществление: научно­исследовательской деятельности, образовательной деятельности; рекреационной деятельности; религиозной деятельности;

создание лесных плантаций и их эксплуатация;

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

переработка древесины и иных лесных ресурсов и иные виды деятельности.

Статья 27 Кодекса допускает установление следующих ограничений использования лесов:

• запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;

• запрет на проведение рубок;

• иные установленные законодательством ограничения использования лесов. А в силу ст. 28использование лесов может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.

§ 21.6. Требования к охране и защите лесов

 

Глава 3 Лесного кодекса РФ определяет требования к охране
и защите лесов.

При этом оговорено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли­продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

• противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране
и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

• создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче­смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

• мониторинг пожарной опасности в лесах;

• разработка планов тушения лесных пожаров;

• тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию.

В лесах, кроме того, осуществляются следующие меры обеспечения санитарной безопасности:

• лесозащитное районирование (определение зон слабой, сред­
ней и сильной лесопатологической угрозы);

• лесопатологические обследования и лесопатологический мо­
ниторинг;

• авиационные работы и наземные работы по локализации
и ликвидации очагов вредных организмов;

• санитарно­оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

• установление санитарных требований к использованию лесов.

В силу ст. 60 Лесного кодекса граждане и юридические лица, осуществляющие лесопользование, обязаны предоставлять отчет об охране и о защите лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

 

 

§ 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов

 

Нарушители законодательства об охране и использовании лесов в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско­правовую, административную и уголовную ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за:

уничтожение специальных знаков (ст. 7.2, часть 2);

самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

самовольную переуступку права пользования лесным участком (ст. 7.10);

нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства (ст. 8.27);

незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов
и пастбищ (ст. 8.30);

нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).

Субъектами Российской Федерации также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании лесов.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных:

ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений);

ст. 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.