Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оставшихся без попечения родителей 2 страница




Состояние здоровья ребенка не влияет на реализацию его права жить и воспитываться в семье, поэтому усыновлены могут быть и тяжело больные дети. Зачастую кандидатам в усыновители отказывают в усыновлении со ссылкой на наличие у ребенка серьезного заболевания. Такие действия противоречат закону.

Кандидат в усыновители, как и усыновляемый, также обладает специальным правовым статусом. В составе его правосубъектности есть особая правовая возможность - право быть усыновителем. Такая возможность присуща не всем физическим лицам, а лишь тем, кто отвечает установленным законом требованиям, назначение которых - обеспечить принимаемому в семью ребенку возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Более того, законодатель даже упоминает о преимущественном праве на усыновление (п. 3 ст. 127 СК). Его субъектами являются родственники ребенка, а условием реализации этого права выступает, разумеется, соблюдение интересов ребенка.

Требования к личности кандидата в усыновители:

1) связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Не могут быть усыновителями:

- лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

2) связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Не могут быть усыновителями:

- несовершеннолетние лица;

- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. Такие заболевания, как туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех форм локализации, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, а также все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность, являются безусловным основанием к отказу в усыновлении <1>. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что этот перечень требует уточнения;

--------------------------------

<1> См. утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью // СПС "КонсультантПлюс".

 

4) относящиеся к личностным (морально-нравственным) качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Право Российской Федерации признает только зарегистрированный брак разнополых супругов. Поэтому различные формы внебрачного сожительства не дают в настоящее время оснований к совместному усыновлению детей. Однако это не означает, что незамужняя женщина или неженатый мужчина не могут быть усыновителями вообще. Такое лицо может выступать в качестве единственного усыновителя ребенка;

5) относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Эти условия требуют более подробного разъяснения. В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

- лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель) <1>;

--------------------------------

<1> Порядок определения величины прожиточного минимума, устанавливаемого в субъекте РФ, закреплен в п. 4 ст. 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

 

- лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам <1>.

--------------------------------

<1> Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".

 

Вместе с тем Семейный кодекс закрепляет и исключения из этого правила:

- условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм;

- суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Иными словами, если кандидат в усыновители проживает, например, в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями для приведения жилья в соответствие с санитарными и техническими правилами и нормами, или получает заработок в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы (получает заработок в натуре), то суд, взвесив все обстоятельства, может разрешить усыновление. Также судом может быть учтена и особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности. При всем том категорически недопустимо усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства;

6) особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

Исключения из него:

- не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой;

- по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Для того чтобы стать усыновителем, в некоторых случаях необходимо также пройти процедуру специального учета. В соответствии с Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" кандидаты в усыновители могут представить о себе документированную информацию в государственный банк данных (региональному или федеральному оператору). При этом условии они смогут получить доступ к хранящейся в государственном банке данных конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей).

Вместе с тем большинство усыновителей - российских граждан - в настоящее время подыскивают детей, которых хотели бы усыновить, самостоятельно, без обращения к государственному банку данных. Они лишь предварительно получают в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем, собирают необходимые документы и обращаются в суд с заявлением об усыновлении.

В свою очередь иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, подлежат обязательной постановке на учет в региональных или федеральном банках данных о детях в порядке, установленном разд. IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Порядок усыновления включает в себя следующие этапы:

1. Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

2. Обследование органом опеки и попечительства условий жизни заявителя и подготовка в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления заключения о возможности заявителя быть усыновителем. Если в выдаче такого заключения заявителю будет отказано, то орган опеки и попечительства обязан сообщить ему об этом в пятидневный срок.

Уже после получения такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, которого он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усыновлении (при условии, что имел место факт личного общения этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность кандидата в усыновители обратиться в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (третий и четвертый этапы).

3. Обращение кандидата в усыновители к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам представляет сведения о себе региональному или федеральному оператору. Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Федерального закона).

4. Подбор подходящих для кандидата в усыновители детей. Оператор банка данных, к которому обратился кандидат в усыновители, должен предоставить всю имеющуюся у него информацию о подходящих для заявителя детях. Если информация о каком-либо из детей устраивает кандидата в усыновители, то оператор банка данных о детях выдает ему направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О предстоящем посещении обязательно следует уведомить орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. Посещение ребенка и личное общение с ним (п. 2 ст. 125 СК). В соответствии с п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка <1>. Если установление контакта с ребенком невозможно (в силу его возраста или состояния здоровья), это тем не менее не является препятствием к усыновлению.

--------------------------------

<1> Медицинское освидетельствование ребенка и выдача заключения о состоянии его здоровья производятся на основании Приказа Минздравмедпрома России N 369, Минобразования России от 25 декабря 1995 г. N 641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью" // СПС "КонсультантПлюс".

 

6. Обращение кандидата в усыновители в суд с заявлением об усыновлении и судебное рассмотрение этого заявления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Судебное разбирательство по делу об усыновлении не сводится только к просмотру судом представленных заявителем документов. В соответствии с п. 2 ст. 272 ГПК РФ орган опеки и попечительства представляет суду дополнительные сведения. Более того, участие в судебном заседании представителей этого органа (как и самого кандидата в усыновители, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет) обязательно. Суд может счесть необходимым привлечение к участию в этом деле и родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Эти участники судебного разбирательства могут сообщить суду в том числе и сведения, препятствующие усыновлению.

7. Государственная регистрация усыновления на основании вступившего в законную силу решения суда в органе записи актов гражданского состояния. Порядок проведения государственной регистрации усыновления определяется гл. V Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Процедура усыновления связана также с необходимостью (или целесообразностью) получения согласия на усыновление от некоторых лиц:

- самого ребенка, достигшего 10 лет;

- родителей ребенка;

- опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

- супруга усыновителя.

Однако из положений ст. 129 - 133 СК РФ следует, что во многих случаях возражения перечисленных лиц не являются безусловным препятствием к усыновлению. Особенно важно определить, в каких случаях для усыновления ребенка не требуется согласие его родителей (ст. 130 СК).

Согласие родителя ребенка на его усыновление по содержанию может быть двух видов: с указанием конкретного кандидата в усыновители или без указания конкретного лица. Закон устанавливает и специальные правовые формы, в которые такое согласие должно быть облечено: устное заявление, сделанное в личном присутствии во время судебного разбирательства; письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

Таким образом, усыновление как основание возникновения семейных правоотношений представляет собой фактический состав, включающий в себя различные юридические факты, завершающим из которых является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных. Всякого рода требования законодательства, соблюдение которых обязательно при усыновлении (согласие определенных лиц, состояние здоровья усыновителя, его материальное положение и пр.), являются условиями усыновления.

Усыновление как фактический состав имеет и правопрекращающее значение (п. 2 ст. 137 СК).

Правовые последствия усыновления. Как уже говорилось, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими (гл. 12 СК). Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК).

Особенность правовых последствий усыновления (как, впрочем, и правовых последствий рождения ребенка) состоит в том, что возникают семейные связи между усыновленными детьми, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой стороны. Таким образом, усыновитель своими действиями, вне зависимости от желания, например, своих родителей, создает для них новые семейные узы.

Вместе с тем помимо общих последствий усыновления, вытекающих из его природы, могут иметь место и специальные, в том числе:

- изменение имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК);

- изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст. 135 СК);

- запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК);

- сохранение прав и обязанностей кровного родителя.

Первые три последствия, разумеется, применяются в целях обеспечения предусмотренной ст. 139 СК РФ тайны усыновления.

Четвертое последствие представляет собой исключение из правила, в соответствии с которым решение суда об усыновлении прекращает личные неимущественные и имущественные права усыновленных детей по отношению к своим родителям (своим родственникам) и освобождает их от соответствующих обязанностей. Надо лишь заметить, что родители ребенка могли утратить свои права и до его усыновления, например, вследствие лишения их родительских прав.

Сохранение прав и обязанностей кровного родителя применяется по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 137 СК РФ.

Отмена усыновления. По действующему законодательству усыновление не может быть признано недействительным. Оно может быть лишь отменено.

Отмена усыновления представляет собой правопрекращающий юридический факт, который может иметь и правовосстанавливающее значение. Дело в том, что при отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются, а взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников) восстанавливаются лишь тогда, когда этого требуют интересы ребенка. Моментом прекращения правовой связи "усыновитель - усыновленный" (и возможного восстановления связи "родитель - ребенок") является вступление в законную силу судебного решения об отмене усыновления.

Отмену усыновления не следует смешивать с лишением родительских прав. В отношении усыновителей невозможно ни лишение, ни ограничение родительских прав. В одном из случаев после отобрания у усыновителей ребенка в порядке, предусмотренном ст. 77 СК РФ, к усыновителям был предъявлен иск о лишении их родительских прав. Абсурдность ситуации заключалась в том, что суд ограничил усыновителей в правах, создав тем самым на некоторое время неопределенную правовую ситуацию. В течение длительного времени усыновители, не утратив своего статуса, не имели возможности видеться с ребенком, что дало им повод обратиться в Европейский суд по правам человека с иском к Российской Федерации.

Основания к отмене усыновления:

- уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;

- злоупотребление родительскими правами;

- жестокое обращение с усыновленным ребенком;

- хронический алкоголизм или наркомания усыновителя;

- иные причины, препятствующие нормальному воспитанию ребенка (п. 2 ст. 141 СК).

Как видно, отмена усыновления все же имеет сходство с лишением родительских прав. Отличие заключается в том, что причины психологического характера (невозможность дальнейшего совместного проживания, длительное отсутствие адаптации ребенка в семье и пр.) не могут прекратить родство, но могут прекратить усыновление. Фактически перечень оснований к отмене усыновления ничем не ограничен, из чего, например, следует, что усыновителя (в отличие от родителя) невозможно заставить проживать с нелюбимым ребенком. Атмосфера неприязни рано или поздно повлечет за собой отмену усыновления.

 

§ 3. Опека (попечительство) над несовершеннолетними.

Приемная семья - разновидность опеки (попечительства)

 

Правовое регулирование отношений опеки и попечительства осуществляется посредством норм Гражданского кодекса (ст. 31 - 40) и норм Семейного кодекса (ст. 145 - 155). В настоящее время нет какого-либо федерального закона или иного федерального нормативного правового акта, который регулировал бы эти отношения <1>. Между тем опека (попечительство) представляет собой комплексный институт законодательства, нормы которого рассредоточены в разных актах. В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека (попечительство) устанавливается как над детьми, так и в необходимых случаях над взрослыми. Отличие опеки над детьми от опеки над взрослыми состоит в том, что первая возлагает на опекуна дополнительную обязанность - воспитывать ребенка. Положения, соответствующие этой обязанности, содержит семейное законодательство.

--------------------------------

<1> Надо отметить, что в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (N 184675-4).

 

Действующее законодательство не имеет легального определения понятия опеки (попечительства). Например, Г.Ф. Шершеневич определял опеку как "искусственную семью" <1>, В.И. Синайский - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе" <2>. В современной литературе об опеке пишут как об одной из форм "осуществления государственной защиты личности" <3>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 456.

<2> Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 529.

<3> См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 143.

 

В условиях современности опека (попечительство) представляет собой такую форму устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая предполагает только индивидуальное оказание ему помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица (определенных лиц).

Будучи индивидуальной формой устройства, опека (попечительство) предназначена прежде всего для восполнения недостающей дееспособности подопечного ребенка, а также его воспитания. Опека (попечительство) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления и состоит в выполнении им опекуном (попечителем) юридических и (или) фактических действий в интересах ребенка.

Эта форма устройства детей временная.

В соответствии со ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними (лицами, не достигшими 14 лет), а на основании ст. 33 ГК РФ попечительство необходимо несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, опека над детьми - это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия.

Попечительство над детьми - такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Во внутреннем правоотношении опеки (попечительства) участвуют опекун (попечитель) и подопечный. Ребенок, которому назначается опекун (попечитель) в соответствии с действующим законодательством, обладает специальным правовым статусом. Существуют следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

- отсутствие попечения со стороны родителей или заменяющих их лиц (ст. 145 СК);

- недостижение родителем ребенка возраста 16 лет (ст. 62 СК).

В § 1 настоящей главы уже было рассмотрено понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей". Исполняя свою обязанность по устройству такого ребенка, орган опеки и попечительства чаще всего (практически в 60% случаев) избирает для ребенка эту форму устройства - опеку (попечительство). Это обстоятельство связано, во-первых, с наличием у большинства детей родственников, которые согласны принять на себя обязанности по воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетнего. Во-вторых, опека (попечительство) как временная форма устройства не порождает последствий, которые влечет усыновление. В частности, подопечный не наследует за опекуном (если, конечно, нет другого основания для наследования, например родства какой-либо степени). В-третьих, опека (попечительство) по действующему российскому законодательству не требует судебного установления и может возникнуть гораздо быстрее, чем усыновление.

По Семейному кодексу несовершеннолетние родители (родители, не достигшие 18 лет) имеют право устанавливать материнство и отцовство в отношении своих детей (ст. 62). Однако несовершеннолетние родители ребенка, не состоящие в браке, не обладают в данных правоотношениях достаточным объемом дееспособности. В соответствии с п. 2 ст. 62 СК РФ они вправе самостоятельно осуществлять родительские права лишь по достижении ими возраста 16 лет. До этого времени их ребенку может быть назначен опекун.

Таким образом, специальным случаем установления опеки является предусмотренный п. 2 ст. 62 СК РФ случай. Ребенок, которому назначается опекун, при этом не является оставшимся без попечения родителей.

Назначение ему опекуна не обязательно и производится по усмотрению органа опеки и попечительства. Необходимость в назначении опекуна вызвана тем, что сам несовершеннолетний родитель, не обладая в достаточном объеме дееспособностью, не способен представлять интересы своего ребенка. Опекун ребенка несовершеннолетних родителей как его законный представитель вправе получать и расходовать причитающиеся ребенку средства, заключать от его имени сделки, участвовать в иных отношениях, представляя ребенка.

Особенностью опеки в этом случае является совместное воспитание ребенка опекуном и несовершеннолетними родителями. Разногласия, возникающие между ними, разрешаются органом опеки и попечительства.

Порядок установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, к сожалению, практически не регулируется действующим законодательством. Орган опеки и попечительства в настоящее время гораздо чаще назначает опеку по заявлению самих опекунов, нежели подыскивает выявленным детям, оставшимся без попечения родителей, подходящих опекунов или попечителей. В этой связи в качестве правового анахронизма начинает звучать положение п. 3 ст. 35 ГК РФ о том, что опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Сотрудники органов опеки и попечительства утверждают, что для установления опеки необходима инициатива опекуна (попечителя). Между тем законодательство предполагает противоположный порядок.

Правовое положение опекуна характеризуется прежде всего специальной правоспособностью. Не всякое лицо может быть назначено опекуном (попечителем) несовершеннолетнего. Требования к личности опекуна (попечителя) установлены положениями ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ.

В этой связи надо отметить, что опекун (попечитель) обладает особым правовым статусом. А.А. Ерошенко даже предлагал использовать такое юридическое понятие, как "опекоспособность" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ерошенко А.А. Правовая регламентация гражданского состояния в СССР: Дис.... докт. юрид. наук. Л., 1980. С. 165 - 166.

 

Ребенок, переданный под опеку (попечительство), свои имущественные и личные неимущественные права (ст. 148 СК) сохраняет в полном объеме. Основное же содержание правоотношения опеки (попечительства) над детьми составляют права и обязанности опекунов и попечителей, которые близки родительским правам и обязанностям.

Обязанность воспитывать ребенка (заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии) является одновременно и правом опекуна, который может избирать для воспитания любые способы. Однако п. 1 ст. 150 СК РФ определены пределы усмотрения опекуна (попечителя) в осуществлении права на воспитание:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.