Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство по делам об административных правонарушениях




Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором-урегулированный административно процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях.

В систему понятия административного процесса можно включить следующие административные производства:

1. производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

2. производства по делам о поощрениях;

3.производство по делам о дисциплинарных проступках, подлежащих разрешению администрацией предприятия, учреждения, организации;

4. производства по делам об административных правонарушениях.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают упрощенное (ускоренное) производство (например, наложение штрафа прямо на месте правонарушения), обычное и особое (усложненное). Примером последнего может служить процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве, об административных таможенных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

- разрешение его в точном соответствии с законодательством;

-обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

- предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов и укрепления законности.

Это означает, что административная комиссия, иной орган или должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, свидетелей, законных представителей эксперта и т.д.), дать им оценку, исключить противоречия, волокиту, нарушение процессуальных сроков, установленных в Кодексе об административных правонарушениях, произвести иные действия с целью полноты исследования всех материалов (обстоятельств). При этом дело должно быть рассмотрено объективно, т.е. непредвзято, при анализе всех обстоятельств, всесторонне, при отсутствии какого-либо давления на орган, судью или иное должностное лицо.

Указанный перечень задач можно свести к двум взаимосвязанным общим задачам: юрисдикционной (справедливое решение дел) и профилактической (предупреждение новых правонарушений).

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой разновидность административно-юрисдикционного процесса. Соответственно оно осуществляется на таких общих принципах, как:

- законность;

- гласность;

- презумпция невиновности;

-объективность;

-равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;

-обеспечение защиты прав и свобод граждан;

-уважение чести и достоинства личности, деловой репутации;

-обеспечение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности;

-оперативность производства;

-язык производства;

- независимость органа (должностного лица), рассматривающего дело;

-право обжалования процессуальных действий или постановлений.

В целях обеспечения законности закреплен исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1) отсутствие события и состава административного правонарушения;

2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных законодательством (в частности, пропуск двух месяцев со дня совершения правонарушения или со дня его обнаружения при длящемся правонарушении);

9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;

10) отсутствие жалобы потерпевшего либо примирение потерпевшего с нарушителем, совершившим такие административные правонарушения, как умышленное легкое телесное повреждение или побои, клевета, оскорбление, нарушение авторских, смежных и патентных прав.

Анализ соответствующих административно-процессуальных норм КоАП, других законодательных актов Республики Беларусь позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях:

- возбуждение дела;

- рассмотрение, вынесение постановления (решения) по делу;

- обжалование и опротестование по делу об административном правонарушении (факультативная стадия);

- исполнение принятого постановления (решения) по делу.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются обращения граждан, заявления потерпевших, очевидцев, сообщения организаций, средств массовой информации, материалы следственных и правоохранительных органов и иная информация о действии либо бездействии, имеющем признаки административного правонарушения.

Данная стадия производства начинается со сбора и процессуального закрепления нормативной и фактической информации о совершенном правонарушении, составления особого процессуального документа – протокола по делу об административном правонарушении, которым оформляется факт совершения административного правонарушения. В целях соблюдения законности и ведения производства с наибольшей эффективностью в протоколе по делу об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписи протокола и представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, которая осуществляется по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства нарушителя, а также по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном таможенном правонарушении. Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно- юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа; подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение его, вынесение постановления по результатом рассмотрения дела.

Подготовка дела к рассмотрению состоит в изучении соответствующим должностным лицом материалов поступившего дела, предварительной оценке с точки зрения достаточности данных для рассмотрения дела и вынесения постановления.

Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях – очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

Главная цель рассмотрения дела по существу – установления фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания. Помимо отмеченного, на этой стадии производства по делам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не только правоприменения, но и нормативно-правового установления административной ответственности за конкретные виды проступков.

В результате рассмотрения дела выносится постановление о наложении административного взыскания либо прекращении производства по делу при объявлении устного замечания.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о мелком хулиганстве, о распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде), трех суток (например, о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о торговле в неустановленных местах), в пятидневный срок (например, о мелком хищении государственного или общественного имущества, о распространении кассет и дисков с недопустимыми записями видео- и звукопрограмм).

В законодательстве установлен круг лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетель, эксперт и переводчик.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу, которое должно рассматриваться в его присутствии.

Ряд дел рассматриваются с обязательным присутствием лица, привлекаемого к административной ответственности (например, при рассмотрении дел о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, и т.п.). В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи оно может быть подвергнуто милицией приводу.

Потерпевший – лицо, которому административным; правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на, постановление по делу об административном правонарушении, а также может быть опрошен в качестве свидетеля.

Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) вправе представлять в процессе, рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, оказывает юридическую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по Делу.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении. Эксперт назначается органом (должностным лицом) в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы по предмету экспертизы потерпевшему, свидетелям и лицу, привлекаемому к ответственности; присутствовать при рассмотрении дела.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Он обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод.

Дело об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит к рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, разрешаются ходатайства, исследуются доказательства, заслушивается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, который фиксирует в соответствии все процессуальные данные и подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

Рассмотрев дело, орган выносит постановление по делу, которое должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, и дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления, когда оно не является, окончательным, либо указание, что постановление являете окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Норма ст. 62 Конституции предоставляет право каждому пользоваться юридической помощью адвокатов в целях защиты прав и свобод. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Жалоба и протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в пятидневный срок со дня их поступления.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу или протест без удовлетворения, а постановление без изменения;

2) постановление отменяет, и дело направляет на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и прекращает дело;

4) изменяет меру и вид взыскания с тем условием, чтобы взыскание не было усилено.

На стадии исполнение постановлений о применении административных взысканий возникает много сложных вопросов, связанных не только с «собственно» исполнением постановлений, но и с разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту исполнения постановлений органов административной юрисдикции. На основе анализа практики и действующих норм можно представить следующий перечень вопросов, которые приходится разрешать органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по дела об административных правонарушениях:

1.отсрочка исполнения постановления;

2.сокращение срока лишения специального права, предоставленного гражданину;

3. замена неотбытых исправительных работ на штраф или административный арест;

4. прекращение исполнительного производства;

5. поворот исполнения постановления;

6. привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в не исправлении или ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях;

7. привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в утрате исполнительного документа.

Исполнение постановления заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение.

Первую из них, согласно ст.278 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, то есть те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий.

Вторую в соответствии со ст.279 КоАП осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются её разными этапами.

Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о наложении административных взысканий. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течении трех месяцев со дня вынесения.

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.