КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие административного права. Предмет, метод и источники административного праваОсновы административного права
Административное право представляет собой одну из отраслей Российского права. Предметом регулирования любой отрасли права выступают общественные отношения. Соответственно, предметом административного права выступают общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и связанные с организацией и функционированием системы исполнительной власти, включая отношения, связанные с обеспечением деятельности государственных и муниципальных органов, реализацией их полномочий (то есть государственную и муниципальную службу). Отношения, регулируемые административным правом, характеризуются специфическими, присущими только им чертами. Во-первых, они возникают в определенной сфере, которую традиционно называют сферой государственного управления. Во-вторых, особенностью этих отношений является то, что обязательным участником этих отношений выступает орган исполнительной власти (орган государственного управления) или исполнительный орган системы местного самоуправления. В-третьих, посредством этих отношений орган исполнительной власти реализует свои полномочия для осуществления государственной управленческой деятельности. В-четвертых, в этих отношениях исключается равенство их участников. Следовательно, общественные отношения, регулируемые административным правом, являются весьма разнообразными. Эти отношения обычно классифицируют, объединяя в семь групп. 1. Отношения между вышестоящими органами исполнительной власти и нижестоящими. Например, отношения по поводу назначения руководителей федеральных служб и федеральных агентств федеральными министрами. 2. Отношения между несоподчиненными органами исполнительной власти. Например, отношения между Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой исполнения наказаний РФ. 3. Отношения между органами исполнительной власти и государственными и негосударственными (частными) организациями. Например, отношения по поводу предоставления образовательных услуг, которые возникают между Федеральным агентством по образованию РФ и Московским государственным университетом. 4. Отношения между государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Например, отношения по регистрации уставов муниципального образования, которое производится Управлением Министерства юстиции по федеральному округу. 5. Отношения между государственными органами исполнительной власти и физическими лицами. Например, отношения, складывающиеся между органами внутренних дел и гражданином по поводу выдачи ему разрешения на ношение газового оружия или предоставления права на вождение автомобиля (водительского удостоверения). 6. Отношения, складывающиеся между государственным учреждением, предприятием или организацией и гражданами. Например, отношения между Московским государственным университетом и абитуриентом. 7. Отношения между местной администрацией и гражданами. Например, отношения по поводу предоставления права на осуществление торговой деятельности индивидуальным предпринимателем. Наряду с предметом, критерием отграничения административного права от других отраслей права является метод правового регулирования. Метод административного права также имеет свои особенности, которые вытекают из существа регулируемых отношений. Они выражаются, прежде всего, в императивных началах, то есть строгих предписаниях. Однако в последние годы прослеживается явная тенденция на преобладание в правовом регулировании административных правоотношений диспозитивных начал, коренным образом отличающихся от диспозитивного метода в гражданском праве, где участникам отношений предписывается самостоятельно определять свое поведение. В административном праве диспозитивный метод предоставляет участникам отношений возможность выбора поведения в рамках императивно установленных вариантов. Именно поэтому метод административного права императивно-диспозитивный. Таким образом, административное право – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе и по поводу осуществления государственного управления органами исполнительной власти и местного самоуправления. В системе административного права можно выделить общую и особенную части. Общая включает общие для всего государственного управления регулятивные и охранительные нормы (закрепляющие административно-правовой статус субъектов, формы и метода воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов и другие). Особенную часть административного права составляют такие институты, как обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц; принуждение по административному праву; привлечение к административной ответственности. Административное право – одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это объясняется большим числом и разнообразием организационных отношений с участием исполнительной власти. Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Согласно Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Поэтому к источникам административного права России относятся как федеральные, так и региональные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Наряду с самой Конституцией РФ, основными источниками административного права на федеральном уровне являются Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»[11], Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»[12], «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[13], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»[14] и другие. Важнейшими источниками административного права, принимаемыми субъектами Российской Федерации являются акты, определяющие основы функционирования исполнительной власти данного субъекта РФ, а также законы, устанавливающие административную ответственность за деяния, совершенные на его территории. Так например, в Алтайском крае действуют Законы Алтайского края «О системе органов исполнительной власти Алтайского края»[15], «Об Администрации Алтайского края»[16], «О государственной гражданской службе Алтайского края»[17], «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»[18].
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |