КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование инновационной и инвестиционной деятельности
На практике под инновацией (нововведением) нанимается объект (процесс), внедренный в производственно-хозяйственную деятельность в результате проведенного научного исследования, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновационная деятельность — это часть научно-технологического развития предприятия, заключающегося в производственном освоении нововведении. Планирование инноваций является одним из процессов планирования стратегии предприятия. План инноваций предусматривает различные изменения в структуре предприятия, он является составной частью жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана инноваций состоит в том, что он не носит директивный характер. Поиск идей является наиболее ответственным этапом планирования инноваций. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т. п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными. Для этого необходимо следующее: 1- Создание в коллективе предприятия организационного климата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации. 2 - Выявление с помощью психологов, социологов и управленцев-кон-сультантов факторов, блокирующих новаторскую, нововведенческую деятельность. 3 - Создание благоприятного климата для работы новаторов: предостав-ление им дополнительных полномочий в принятии решений на их рабочих местах; использование гибких режимов работы; повышение доверия к ним; материальное и моральное стимулирование и т. п.
4 - Свободный доступ к информации всех работников предприятия, конечно с соблюдением требований защиты от несанкционного доступа к ней и защиты коммерческой тайны. 5 - Интенсификация неформального общения работников предприятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено, что если люди работают на небольшом расстоянии друг от друга, то это интенсифицирует их общение и возможность появления новых идей. 6 - Поощрение нововведений. В этом современный менеджмент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рутинерством, косностью мышления. 7 - Создание разветвленной сети различных новаторских групп. У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие нововведения руководством приравниваются к крупным, радикальным новшествам. 8 - Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам. 9 - Создание системы защиты авторских прав рационализаторов и изобретателей и т. д. На стадии формулирования и отбора проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сначала прорабатываются некоторые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобрения идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбору. Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти до стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются явно нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим целям и физически неосуществимые.
На этой стадии проекты классифицируются по типам: • новое строительство; • развитие существующего производства; • сокращение издержек; • безопасность, экология; • качество; • замена производственного аппарата; • расширение коммерческих операций; • управление; • хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация, санация и т. д. На этой стадии каждый проект оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки бизнес-плана. Эти предложения одновременно являются заявками на разработку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций. При необходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели проектов. Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности. Инвестиционное планирование необходимо для тщательного технико-экономического обоснования планируемых нововведений. Инновационное и инвестиционное планирование можно рассматривать как процесс планирования реализации выбранной стратегии. Реализация стратегии предприятия, как правило, связана с инвестициями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта. Необходимость инвестиций при реализации стратегии предприятия может быть обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы: 1- обновление материально-технической базы предприятия; 2 - увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности; 3 - освоение новых видов деятельности; 4 - повышение качества продукции. Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответственной области принятия решений, что обусловлено следующими факторами: различными видами инвестиций и стоимостью инвестиционных проектов; множественностью альтернативных вариантов инвестиционных проектов; ограниченностью ресурсов; огромным риском, связанным с принятием инновационных решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т. п. Степень риска и ответственности за принятие инвестиционного решения может быть различной. Например, если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено достаточно просто и принято безболезненно, поскольку альтернативные варианты решений обусловлены техническими параметрами оборудования и требованиями продукции. Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие. Иначе выглядит задача, если необходимо инвестировать процесс освоения новых видов деятельности. В данном случае при принятии решения необходимо учесть целый ряд трудно поддающихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменение положения фирмы на рынке; цену товара, объем продаж и соответственно финансовое положение и многое другое.
Ущерб от риска увеличивается также с увеличением стоимости инвестиционных проектов, что обусловливает различную глубину проработки инвестиционных решений при планировании инвестиций, а также необходимость установления права принятия инвестиционных решений и ответственности плановых работников в зависимости от вида и объема инвестиций. Работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов носит название инвестиционной деятельности. Величина инвестиций определяется стоимостной оценкой ресурсов и ценностей, направляемых в предпринимательскую деятельность. Инвестиционная деятельность служит для воспроизводства капитала. В свою очередь, капитал используется в хозяйственной деятельности предприятия для получения прибыли. На основе прибыли вновь формируются инвестиционные ресурсы. Эти виды деятельности связаны денежными потоками, которые имеют две фазы движения. Характер этих денежных потоков зависит от специфики капитала и формы его использования. Так, затраты основного капитала воспроизводятся посредством амортизационных отчислений, которые возвращают часть инвестиций в денежной форме. Они составляют основную часть инвестиционных ресурсов, направляемых в последующем для воспроизводства основного капитала. Таким образом, на первой фазе к инвестору поступают амортизационные отчисления и чистая прибыль, которые в сумме составляют чистый доход и служат основной для оценки экономической эффективности инвестиций.
На второй фазе к инвестору поступают средства от реализации производственных фондов в случае сокращения или ликвидации производства. Сюда входит выручки от реализации оставшегося оборудования, материальных запасов, незавершенного производства, малоценного имущества, инструмента и т. д. Инвестиционные ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор взимает плату. Минимальная плата за инвестиции эквивалента доходу от хранения инвестиций на депозитном счете в банке. В планировании инвестиции могут принимать самую различную форму Это различие обусловлено: разными объектами инвестирования; наличием различных источников формирования инвестиционных ресурсов; различным уровнем риска их осуществления; особенностями организации процесса инвестирования; различием субъектов инвестиционной деятельности и прочими факторами. Планирование инвестиций на предприятии предполагает принятие решений по следующему кругу проблем: • формирование стратегии предприятия, ориентированной на повышение эффективности деятельности фирмы в долгосрочной перспективе; • оценка выбранной стратегии, выявление в ней «узких мест», разработка системы мероприятий, направленных на их «расшивку» (планирование инноваций); • составление бизнес-плана; • принятие решений об источниках финансирования мероприятий бизнес-плана и сводное планирование инвестиций. Принятие решения об инвестициях является одной из наиболее важных сложных задач стратегического и технико-экономического планирования. При этом затрагиваются интересы как собственника предприятия, так инвестора. Задача планирования инвестиций состоит в том, чтобы обеспечить их баланс. А это возможно только на основе долгосрочной стратегии и политики развития предприятия. Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того «узкого» места, которое не позволяет реализовать стратегию. «Узким» оно считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролироваться самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы стратегии. Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана. Сюда входит следующее: 1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана, включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска. 2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана. 3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием 4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и субъектам хозяйствования, т. е. он является важнейшим средством коммуникации в налаживании контактов с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами. Принятие решений по источникам финансирования является важнейшим этапом инвестиционного планирования. Сюда входят следующие процедуры. 1. Информационная работа Одним из факторов, сдерживающим инвестиционную деятельность, является неразвитость фондового рынка вообще и его инфраструктуры, в частности. В этих условиях получение точной информации об объектах инвестирования приобретает огромное значение, как для инвесторов, так и для предприятий (эмитентов). Это позволяет инвесторам оценить перспективность вложений, а для эмитентов наличие точной и достоверной информации служит предпосылкой к повышению ликвидности акций, росту их курсовой стоимости, получению кредитов и прямых инвестиций. Чтобы принять решение о вложении средств в «дело», инвестор должен знать, об эмитенте практически все. Для этого ему нужен не только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о поставщиках и покупателях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия на рынке производимого им товара и о многом другом. Возможности эмитентов в предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему: • опубликование в средствах массовой информации сведений о самих общих показателях, ориентированных на массовых акционеров; • опубликование статей и проспектов в аналитических изданиях; • издание специальных «инвестиционных паспортов». Инвестиционный паспорт — это документ, подготовленный, как правило, независимым экспертом (аудиторской фирмой), который содержит всеобъемлющую информацию о работе предприятия за последние 3—5 лет. Этот документ делает поиск инвестора более цивилизованным, помогает избежать ошибок в выборе объекта инвестирования, позволяет оценить выгоды от будущих деловых связей, дает возможность сформировать стратегию в отношении эмитента. 2. Выбор источников финансирования Источники финансирования инвестиций могут быть классифицированы внешние и внутренние. Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное и внешнее заемное финансирование. На предприятии одновременно может осуществляться несколько инвестиционных проектов. Сводное планирование предусматривает определение по каждому инвестиционному проекту и в целом по всей их совокупности следующих показателей: • общих объемов инвестиций на планируемый период всего и в том числе по годам жизненного цикла проекта; • структуры инвестиций (объемов инвестиций в разрезе направлений использования); • источников финансирования инвестиций в разрезе внутренних и внешних; • денежных потоков; • показателей эффективности; • конечных финансовых результатов. Расчет денежных потоков предприятия, возникающих в результате осуществления инвестиционных проектов, имеет целью определение плановых объемов продаж, плановой суммы прямых и общепроизводственных затрат в себестоимости реализованной продукции, чистой прибыли и чистых денежных поступлений. Расчет конечных финансовых результатов позволяет определять и планировать размеры избытка и недостатка денежных средств предприятия, предусматривать на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам. Развернутый расчет конечных финансовых результатов производится на стадии тактического планирования. На данной стадии формируются исходные данные для подготовки финансового плана.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |