Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетическая транскрипция




Фонетическая транскрипция – однозначное, непосредственное отражение звучащей речи на письме.

Основные правила фонетической транскрипции:

1. Одному звуку всегда соответствует один знак фонетической транскрипции.

2. Обозначается место словесного ударения.

3. Слоги считаются в зависимости от места ударения (I-й предударный, II-й предударный, I-й заударный и т.д.).

4. Абсолютное начало и абсолютный конец слова обозначаются отдельно.

В транскрипции отражаются различные фонетические процессы.

Практические задания

1. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах, затранскрибируйте.

Ель, юрта, её, лёд, пью, шью, вялый, умоляю, щёлк, шелк, съезд, жую, синь, жизнь, цирк, мышь, боец, вьюга, изъять, пьеса, мять, съёмка, счетчик, сшитый.

 

2. Определите, какими звуками различаются в русском языке следующие слова.

Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи, груздь – грусть, завал – завял, занос – занёс, сток – стёк, пот – пьёт, лёд – льёт.

 

3. На каком принципе – буквенном или звуковом – основаны следующие палиндромы, т.е. слова и предложения, читающиеся одинаково как слева направо, так и справа налево.

А роза упала на лапу Азора.

Огонь – лоб больного!

Отчаян я, а что?

 

4. Обозначьте позиции гласных в словах.

Лаборатория, раскормленный, инвентаризация, ассоциация, небывалый, заинтересованность, произношение.

 

5. Отметьте случаи количественной редукции гласных в следующих примерах.

Мир – мирить – мировой; сила – силком – силовой – пересилить; цирк – циркач – цирковой; бум – бумага – бумажонка; луч – лучи – лучевой; рыба – рыбак – рыбаки.

 

6. Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной редукции гласных.

Волос – волосок – простоволосый, желтый – желтизна – желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, перепись – переписать – переписчик, речка – река, рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, щека – щёчки – щекотать, шерсть – шерстянка – шерстяной.

 

7. Затранскрибируйте словосочетания.

Стонут под игом, шьет иголкой, говорит с жаром, смеется над собой, вышел из-за стола, достал из стола, вошел без шума, делать из-под палки, изнемог от жары, письмо от брата, дочь больна, ночь длинная, нож тупой, пёс болен, нас двое, плащ был сырой, отец дома, весь день, сжечь бумагу, плач громкий, помочь бы ему, от топота копыт, лиса – в леса, из сжатого кулака, погуляй с Шариком, свинья под дубом, в тех баснях, от самого дома.

8. Затранскрибируйте следующие пословицы.

Во снах счастье, а в быль напастье. Счастье с бессчастьем на одних санях ездят. Удастся лен, так шёлк; не удастся, так щёлк. Богат Мирошка, а животов – собака да кошка. Разорви тому живот, кто неправдой живёт. Не красна изба углами, красна пирогами. Воровством каменных палат не наживёшь. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Своего не наживу, а на чужое не гляжу. Рассказчики не годятся в приказчики.

9. Затранскрибируйте текст.

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой. (Сурк.)

10. Затранскрибируйте следующие тексты.

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (Пр.)

Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажёг перед собой для того, чтобы осветить тьму своей тяжёлой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте. (М.Г.)

Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов. (Л.)

Вопросы по теме «Фонетическая транскрипция»

1. Что такое звук и что такое буква?

2. Как связаны между собой фонетика и орфография?

3. Чем обусловлена необходимость транскрипции?

4. Что такое позиционные изменения звуков?

5. В чем состоит качественная редукция звуков, чем она отличается от количественной редукции?

6. Какие гласные подвергаются качественной и количественной редукции?

7. Могут ли редуцироваться согласные звуки?

9. Какие диакритические знаки и для чего используются в транскрипции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.