Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История правового регулирования экологических отношений




Историю правового регулирования экологических отношений в России в научной литературе принято разделять на три периода:

· до 1917 г.;

· в советский период;

· на современном этапе1.

Поэтапный подход к рассмотрению данного вопроса вполне оправдан не только в контексте изучения дисциплины экологического права, но и для подтверждения самостоятельности и значимости данной отрасли в системе отраслей российского права. Как и другие отрасли права, отрасль экологического права зарождалась постепенно.

Первоначально нормы об использовании природных ресурсов, а позднее – об охране окружающей среды (например, воздуха и вод в городах), отразили природные, обусловленные ими экономические, а также культурные особенности развития экологических отношений в России. Потребовалось время, чтобы осмыслить необходимость норм об охране окружающей среды на различных этапах существования российского общества и государства.

Итак, первый этап начинается с раннего периода Древнерусского государства и важнейшего памятника того времени – Русской Правды (1016 г.). Нормы этого документа были направлены на охрану права собственности на землю, преимущественно общинной либо княжеской. Так, дуб охранялся как носитель информации о границе владений; охота на бобров считалась исключительной привилегией знати; порубкой леса причинялся ущерб имущественным интересам2. Русская Правда устанавливала запрет не на рубку леса, а на кражу дров, поскольку дрова – это имущество - общинная собственность или собственность князя. Другой же нормой названного закона предусматривался штраф за повреждение или уничтожение борти и при этом пояснялось, что «имущество князя охраняется и в лесу»3. Таким образом, осуществлялась охрана не природных благ как таковых, а природных благ как объектов права собственности.

Подобные положения встречаются в Судебниках 1497 и 1550 г.г. Как правило, в зависимости от «ценности» объекта правового регулирования наказания варьировались от денежных штрафов (например, за кражу и повреждение леса, уничтожение некоторых видов животных и продуктов их жизнедеятельности) до битья кнутами (например, за уничтожение или повреждение межевых знаков и запашку чужой земли). По Соборному уложению 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке квалифицировалась не иначе как кража имущества. Однако за правонарушения с отягчающими обстоятельствами (например, за совершенный повторно лов рыбы из чужого пруда пойманный с поличным) применялись суровые меры наказания (от отрубания конечности до смертной казни).

Большое внимание к охране лесных ресурсов уделялось и по военным соображениям (уже с XIV века законодательством устанавливался заповедный оборонительный характер так называемых «лесных засек»).

В XVII веке в связи с получившим распространение пушным промыслом в России возникла проблема охраны объектов животного мира от истощения. Об угрозе истребления отдельных видов животных свидетельствуют принятый в 1676 г. царский указ о порядке ловли рыбы в Плещееве озере, царская грамота от 28 августа 1635 г. «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр», акты о регулировании соболиной охоты в Сибири и др4.

Особое значение с точки зрения регулирования использования природных объектов приобретают указы Петра I. Природные объекты рассматриваются как ресурс для использования в стратегических целях государства. Появляются нормы, ограничивающие права собственников природных ресурсов в распоряжении природными ресурсами на принадлежащих им территориях. Это касалось, в частности, права пользования недрами, вырубки отдельных видов деревьев и ловли некоторых ценных пород рыб. Данный этап ознаменовался введением ограничений и запретов в отношении частных лиц на использование природных ресурсов в интересах государства.

Указами Петра I запрещалось уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и редкие деревья получили статус «заповедных» (то есть неприкосновенных, запретных).

Указом из Сената от 12 декабря 1718 г. «Об управлении во всех коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между коллегиями» образована Берг и Мануфактур коллегия, к ведению которой были отнесены рудокопные заводы5. На данный орган управления был возложен учет добываемых полезных ископаемых.

Указом от 10 декабря 1719 г. об учреждении Берг-коллегиума желающим предоставлялось право «добывать и обрабатывать руды и минералы с платежем десятой части добытого в казну и с продажей в казну по установленным ценам золота, серебра, меди и селитры»6.

Указом от 14 мая 1720 г. собственникам рудных заводов предписывалось направить в Берг-коллегию ведомости о своем состоянии. В 1721 г. воссоздана Вотчинная коллегия, которая решает вопросы, связанные с феодальной собственностью на землю7.

Во второй половине XVIII в. наряду с природоохранными получают нормативное закрепление требования по охране воды, воздуха и общественных мест от загрязнения, которые позднее стали именоваться в законодательстве санитарными (о захоронении падежного скота, трупов домашних животных, об уничтожении вредных для окружающей среды фабрик и иных производств). Правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. устанавливалось, что земский исправник обязан наблюдать за чистотой на местах и дорогах8. Устав благочиния (полицейский) 1782 г. возлагал соответствующие обязанности на частного пристава9.

В XIX веке нормы об охране городской среды обитания получили дальнейшее развитие. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: «если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и не вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию…»10. В 1833 году были изданы Правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Санкт-Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно сжигаемы и поглощаемы»11.

Вопросов рационального природопользования в какой-то мере коснулась крестьянская реформа 1861 года. В уставных грамотах по каждому имению указывалось количество земли, отведенной крестьянам, места для водопоя и рыбной ловли, условия пользования ими и т.п. Леса, как правило, не включались в крестьянские наделы, а древесина отпускалась крестьянину за плату. Нетрудно заметить, что в данном случае имели место не только экономический, но и экологический аспекты: хотя и вынужденно, но все же у крестьян формировалось бережное отношение к лесам и другим природным ресурсам.

Устав о наказаниях 1864 г. устанавливает ответственность в виде денежного взыскания «за засаривание рек, каналов, источников…бросанием в них камней, песку и т.п. веществ, от которых не может последовать порчи воды»12.

Устав о промышленности фабричной и заводской 1879 г. предусматривает учет вредности производства при размещении промышленных и иных предприятий13.

Отдельное внимание уделялось государством охране природных ресурсов (в качестве примера может быть назван Циркуляр Министра государственного имущества от 9 марта 1892 г. № 405 «О принятии мер к прекращению незаконных способов рыбного лова»)14.

На рубеже XIX-XX вв. появляются нормы о безопасности труда, охране здоровья человека и целебных в этом отношении природных ресурсов.

Горный устав 1899 г. включал правила к горнопромышленным работам, «чтобы они не представляли опасности для жизни и здоровья рабочих и соседних жителей, равно… для… источников минеральных и тех, ком необходимы для снабжения водою населенных мест» (ст. 717)15.

Строительный устав 1900 г. регулирует вопросы предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при размещении фабрик и заводов (ст. 165)16.

Уголовное уложение 1903 г. включало несколько составов преступлений, касающихся охраны здоровья населения и важных для охраны здоровья человека природных ресурсов17.

Врачебный устав 1905 г. содержал нормы, устанавливающие режим территорий с минеральными и иными целебными источниками18.

Как видно, на протяжении веков в России вопрос об охране природной среды занимал особое место. Однако вплоть до XX века функция охраны природы развивалась главным образом в целях защиты прав собственности, экономических, военных и иных интересов государства, охраны здоровья человека, а не природы как таковой.

В начале XX века обсуждался вопрос о создании специализированного природоохранного органа. Вместе с тем проблема охраны окружающей среды еще не осознавалась ни государственными, ни общественными деятелями. Высказывание одного из делегатов России на конференции в Берне 1913 г. говорит само за себя: «В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству»19.

<OPENTEST12< FONT>Второй этап характеризуется природоресурсным подходом, то есть правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется уже применительно к отдельным природным ресурсам.

Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными ресурсами. Этим же правовым актом, как известно, отменена частная собственность на землю и другие природные ресурсы.

Уже в <CLOSETEST1< FONT>20-х годах XX в. процесс правового регулирования использования природных ресурсов осуществляется в рамках природопользования и охраны окружающей среды. Начинает формироваться законодательство об особо охраняемых природных территориях. Были приняты декрет СНК РСФСР «О недрах земли» 1920 г., совместное постановление Народных комиссаров внутренних дел и здравоохранения от 29 апреля 1920 г. «Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других зеленых насаждений)»; постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» 1924 г., декрет СНК РСФСР «Об охоте» 1920 г., декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» 1921 г.; декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения», от 15 декабря 1921 г. «О подтверждении декретов о курортах» и ряд других нормативных правовых актов.

<CLOSETEST2< FONT>В этот период в России были приняты первые кодифицированные акты - Земельный кодекс РСФСР 1922 г. и Откр.тест4Лесной кодекс РСФСР 1923 г.

<CLOSETEST12< FONT>В УК РСФСР 1926 г. в главе «Преступления против порядка управления» предусматривалась ответственность за нарушение постановлений, изданных в интересах охраны лесов, производство различного рода водных добывающих промыслов, разработку недр, промысел морских котиков и бобров, а затем (с 1928 г.) – за незаконную охоту20.

В 30-е годы законодательство об особо охраняемых территориях дополняется рядом актов, в числе которых:

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 августа 1933 г. «Об организации Комитета по заповедникам при Президиуме ВЦИК», Положение о заповедниках от 1 апреля 1934 г., постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 октября 1936 г. «Об охране городских, пригородных, парковых, курортных, водоохранных, берегозащитных и почвозащитных лесов», Положение о государственных заповедниках на территории РСФСР» и другие правовые акты21.

<CLOSETEST10< FONT>В первой половине XX века проблема охраны окружающей среды от загрязнения рассматривается главным образом как санитарная (Постановление ЦИК и СНК СССР 17 мая 1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения»22, Постановление Совмина СССР от 29 мая 1949 г. «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест»23 и др.).

<CLOSETEST14< FONT>С 1957 года по 1963 г. всеми республиками СССР были приняты законы об охране природы. В это время начало формироваться советское природоохранительное законодательство.

27 октября 1960 г. принят первый головной природоохранный закон -Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР»24. Названный нормативный правовой акт включал 22 статьи, содержащих основные нормы по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. В качестве объектов природы, подлежащих охране, Закон называл «все природные богатства, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые», в числе которых: земля; недра; воды (поверхностные, подземные и почвенная влага); леса и иная естественная растительность; зеленые насаждения в населенных пунктах; типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты; курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны; <CLOSETEST9< FONT>животный мир (полезная дикая фауна); атмосферный воздух (ст. 1)25.

Примечательно, что названный закон уже содержит такие нормы как: охрана зеленых насаждений в населенных пунктах (ст. 7); учет количества и качества природных ресурсов (ст. 13); контроль за охраной природы (ст. 15); участие общественных организаций в охране природы (ст. 16); научно-исследовательская работа по проблемам охраны природы (ст. 17); пропаганда вопросов охраны природы (ст. 19); ответственность руководителей ведомств и предприятий (ст. 20); ответственность граждан, виновных в неправомерном использовании или порче богатств природы (ст. 21); разработка и осуществление мероприятий по охране природы (ст. 22)26.

Однако природные ресурсы рассматривались в данном Законе, прежде всего, как экономические: земли – как основные средства производства в сельском хозяйстве (ст. 2), недра – «как источник обеспечения народного хозяйства минеральным сырьем и топливом» (ст. 3), воды – «как ресурсы водоснабжения населения и народного хозяйства, источники энергии» и т. д. (ст. 4), леса – «как источники древесины и другого технического сырья, пищевых и кормовых продуктов, как места обитания полезных животных и растений» (ст. 5) и т. д.27

Естественно, что данный закон не сыграл заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы. В октябре 1965 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР констатировалось, что названный закон выполняется неудовлетворительно, министерства и ведомства, местные органы власти «не уделяют должного внимания вопросам охраны, воспроизводства и рационального использования природных богатств, не ведут настойчивой борьбы против неправильного… отношения к природе»28.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.29 содержал 13 составов правонарушений, которые в настоящее время могли бы быть отнесены к экологическим преступлениям. Однако нормы, определяющие ответственность за указанные преступления, были включены в главу 6 «Хозяйственные преступления» и гл.10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». По сравнению с предыдущим, новый кодекс был дополнен рядом статей, в числе которых статья, предусматривающая ответственность за загрязнение водоемов и воздуха.

В сентябре 1972 г. на сессии Верховного Совета СССР забота об охране природы обозначена в числе приоритетных государственных задач30.

29 декабря 1972 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»31;

31 мая 1973 г. - Постановление Совета Министров РСФСР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»32;

1 декабря 1978 г. - другое совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР – «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов»33.

До 70-х гг. в системе источников экологического права (за исключением Закона «Об охране природы в РСФСР») преобладали главным образом подзаконные акты34.

Вместе с тем именно в подзаконных актах, наряду с требованиями экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами предусматривалась обязанность обязательного планирования мероприятий по охране и использованию природных ресурсов в системе государственных планов социального и экономического развития. Закр.тест6План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом становился юридически обязательным.

· Основы земельного законодательства 1968 г.35 предшествовали принятию Земельного кодекса РСФСР (1970 г.)36;

· Основы водного законодательства (1970 г.)37 - Водного кодекса РСФСР 1972 г.38;

· Основы законодательства о недрах (1975 г.)39- Кодекса РСФСР о недрах 1976 г.40;

· Основы лесного законодательства (1977 г.)41 - Лесного кодекса РСФСР 1978 г42..

В 1982 году были приняты Законы РСФСР «Об охране атмосферного воздуха»43 и «Об охране и использовании животного мира»44, одновременно с ними действовали одноименные союзные акты, принятые в 80-м году.

С принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик водное, лесное и горное законодательства стали самостоятельными отраслями экологического законодательства.45 При этом внимание государства уделялось регулированию не столько охраны, сколько использования отдельных природных ресурсов – водных, лесных, фаунистических и др. Такой подход объясняется тем, что на данном этапе необходимость защиты природной среды не была в числе приоритетов общества и государства. <CLOSETEST7< FONT>Поэтому на первое место, как и в прежние годы, выдвигается, прежде всего, экономическая целесообразность охраны природных благ.

<CLOSETEST11< FONT>С принятием в 1977 г. Конституции СССР46 охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18, 42) и стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67).

Однако в конце 80-х годов в стране было отмечено резкое ухудшение состояния окружающей среды. Причинами сложившейся ситуации признаны: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в данной сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранной деятельности и отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и защите окружающей среды от загрязнения47. <OPENTEST10< FONT>Между тем именно в эти годы получило поддержку общественное экологическое движение в России.48

7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»49. Название данного акта красноречиво свидетельствует о попытке государства изменить отношение к природной среде. <CLOSETEST15< FONT>Поставлена цель перехода от преимущественно административно-командных методов управления природопользованием преимущественно к методам, основанным на экономической заинтересованности предприятий в рациональном использовании ресурсов природы.

<CLOSETEST3< FONT>В 1991 <OPENTEST8< FONT>году принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».50 Его формулировки были основаны на достижениях науки экологического права, а сам по себе закон был новаторским и в целом сыграл важнейшую роль в становлении современного российского экологического права.51

Названный закон положил начало третьему (современному) этапу в регулировании экологических отношений.

Характерной тенденцией развития природоохранительного права в России, как и в мировой практике, стало усиление его потенциала в предупреждении экологически неблагоприятных последствий хозяйственной и иной деятельности. В экологическом праве были закреплены институты оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. <CLOSETEST5< FONT>Несмотря на то, что в практической деятельности экологическая экспертиза проводилась и ранее, впервые она была закреплена в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

<OPENTEST9< FONT>В 1993 году принята Конституция Российской Федерации52, положения которой стали прогрессивными в экономической, социальной и экологической областях деятельности общества и государства. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде…».

<CLOSETEST8< FONT>Одно из существенных положений было закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации; «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». Очевидно, что ценность данной нормы проявляется в потенциальном вовлечении граждан в механизм охраны окружающей среды.

Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации закрепили предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Субъекты Федерации используют свои полномочия в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции Российской Федерации.

Существенное влияние на процесс формирования экологических отношений в России оказала Вторая международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Будучи государством-участником, Россия в 1994 году официально приступила к выполнению международных обязательств53. Особое значение в этой связи имело <OPENTEST7< FONT>принятие в 1996 г. «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»54, в какой-то мере определившей основные направления стратегии общества и государства в экономической, социальной и экологической сферах. Между тем уже в контексте принятой в 1997 г. стратегии национальной безопасности55 экологическая ситуация в стране и состояние ее природных ресурсов поставлены в прямую зависимость от уровня развития экономики. Концептуальные положения устойчивого развития потребовали переосмысления применительно к условиям Российского государства.

Собственно говоря, попытка приспособить международную концепцию устойчивого развития под внутренние экономические и иные условия и послужила одной из причин тому, что принятая в момент острого экономического кризиса Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию не стала нормативной основой регулирования экологических отношений в России.56 Вместе с тем с принятием названного документа в российское экологическое право имплементированы международные принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития, на базе которых сформировались основные принципы рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Основной массив <CLOSETEST13< FONT>современного экологического законодательства был принят во второй половине 90-х гг57.

Например, были приняты:

· в 1995 г. Водный кодекс Российской Федерации58; Федеральные законы «Об экологической экспертизе»59, «Об особо охраняемых природных территориях»60, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»61, «О континентальном шельфе Российской Федерации»62, «О животном мире»63, «Об использовании атомной энергии»64;

· в 1996 г.- Федеральные законы «О радиационной безопасности»65, «О государственном регулировании в области обеспечения генно-инженерной деятельности»66;

· в 1997 г. – Лесной кодекс Российской Федерации67; Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»68, «О безопасности гидротехнических сооружений»69, «Об уничтожении химического оружия»70;

· в 1998 – Градостроительный кодекс Российской Федерации71; Федеральные законы «Об отходах производства и потребления»72, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»73; «Об исключительной экономической зоне»74;

· в 1999 г. – Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха»75, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»76 (до этого действовал одноименный закон РСФСР 1991 г.); а также ряд других законодательных и подзаконных актов.

<OPENTEST11< FONT>Наконец, в 2001 году принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды»77. М. М. Бринчук отмечает, что «к достоинствам Закона (весьма условным) можно отнести претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды", предусмотреть механизм регулирования в данной сфере»78.

<CLOSETEST4< FONT>В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» был выдвинут «приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения» (ст. 3), в то время как в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обозначил «приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов» (ст. 3). Означает ли это, что названный Федеральный закон стал не антропоцентричным, а, напротив – экоцентричным по своей идеологии?79

Наряду с ФЗ «Об охране окружающей среды», в последние годы система экологического законодательства пополнилась новыми кодифицированными актами: Земельным кодексом Российской Федерации80 (2001 г.); Градостроительным кодексом Российской Федерации81 (2004 г.); Водным кодексом Российской Федерации82 (2006 г.); Лесным кодексом Российской Федерации83 (2006 г.).

Кроме того, приняты Федеральные законы «О государственном земельном кадастре»84 (2000 г.); «О землеустройстве»85 (2001 г.); «О техническом регулировании»86 (2002 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»87 (2002 г.); «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»88(2004 г.); «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»89 (2004 г.) и другие нормативные правовые акты.

На современном этапе регулирования отношений общества и окружающей среды начался активный процесс экологизации законодательства. Экологизация законодательства – включение норм экологического права в акты иных отраслей законодательства (прежде всего, гражданского, уголовного, административного, трудового).

<CLOSETEST16< FONT>В Уголовном кодексе Российской Федерации впервые в истории России появилась отдельная глава - 26, посвященная экологическим преступлениям.90 Принципиально важные нормы об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов содержит Гражданский кодекс Российской Федерации91 (ч. 3 ст. 129, ст. 209, ст. 262 и др.). В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях92 включена отдельная глава (VIII) о нарушениях экологического законодательства и т. д.

Постепенно в поле зрения законодателя попадают новые группы общественных экологических отношений. К сожалению, не все из них подвергаются правовому регулированию своевременно.93

На данном этапе развития экологических отношений все большую актуальность приобретают регулирование и защита прав человека и гражданина, федеральная государственная собственность и управление ею, гражданское законодательство, гармонизация законодательства России с ведущими нормами международного права и европейского законодательства и ряд других неразрешенных проблем.94

Анализ исторического развития экологических отношений в России дает основания предполагать, что современное экологическое законодательство призвано урегулировать отношения в области:

1. охраны окружающей среды;

2. охраны и рационального использования природных ресурсов;

3. <OPENTEST13< FONT>обеспечения экологической безопасности;

4. соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.