КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г л а в а 23. Правовое регулирование 3 страница
Среди мероприятий по управлению государственным (муниципальным) долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использовалось неоднократно. В частности, задолженность по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в ' О публичном характере финансового права подробнее см. гл. 1 учебника. 2 Балацкий Е. Принципы управления государственной задолженностью // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5. С. 42. § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 557 курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г., государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком-государством (муниципальным образованием) своим кредиторам. Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в РФ совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная став-
повышена с 5 до 10%. С принятия второй части ГК РФ, введенной в действие с |1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ). * Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов. Если все-таки возникает необходимость изменить срок государственного займа, то теперь государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных облигаций. БК РФ ввел новое понятие — реструктуризации долга (ст. 105), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения обязательств. В этом случае принято руководствоваться также правилами ст. 818 и ст. 414 ГК РФ о новации, т.е. о прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных долговых обязательств, когда впервые на практике были 558 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) реализованы положения ГК РФ о новации долга по государственным, краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств1. Новация в данном случае предполагала замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству). Проведена была также новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии2.
Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (ч. 5 ст. 817 ГК РФ). Другим мероприятием государства по управлению государственным долгом являются унифицирование займов, предполагающее обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние. Начиная с момента распада (ликвидации) Союза ССР в России были выпущены в обращение следующие виды государственных ценных бумаг, относящихся к внутренним долговым обязательствам: облигации государственного внутреннего займа 1991 г.; облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992г.; государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО); облигации внутреннего государственного валютного займа 1993 г. и 1996 г. (ОВВЗ); золотой сертификат Минфина 1993 г. (не действует); облигации Золотого федерального займа 1995 г. (не действуют); 1 СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6329; 2000. № 52 (ч. 2). Ст. 5203. 2 См. постановление Правительства РФ от 30 октября 2000 г. в ред. от 31 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4485; 2001. № 32. Ст. 3332. § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 559 облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ); облигации государственных нерыночных займов 1996 г (ОГНЗ); облигации государственного сберегательного займа (1995__
1998 гг.) (ОГЗ); казначейские векселя Минфина 1994 г.; казначейские обязательства Минфина (КО) 1994 г.; государственные долговые товарные обязательства 1994 г. (не действуют с 1996 г.). •-*'•• Среди выпущенных в обращение в России государственных ценных бумаг можно выделить долговые обязательства, относящиеся ко всем формам, закрепленным в БК РФ. Остановимся на краткой характеристике ценных бумаг, обращающихся в настоящее время на российском фондовом рынке. Основная часть из них, как указано выше, выпущена в виде облигаций и относится к такой форме внутреннего долга как займы Одним из них является Государственный республиканский внутренний заем 1991 г. Условия выпуска этого займа были утверждены постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г.1 Государственный республиканский заем РФ 1991 г. был выпущен сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. рублей. Облигации государственного внутреннего займа 1991 г. размещаются только среди юридических лиц (с ограниченным кругом обращения)'. Функции по продаже и обслуживанию займа возложены на Банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территориальном управлении ЦБ России. Держателям облигаций годовой доход выплачивается по плавающей процентной ставке и только в безналичном порядке. В связи с ликвидацией Союза ССР и в подтверждение правопреемства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. Правительство РФ 19 февраля 1992 г. принимает решение о выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., действующее в редакции от 20 ноября 2001 г.2 1 ВВС. 1991. №42. Ст. 1344. 2 Российская газета. 1992. 25 февр.; СЗ РФ. 1997. № 27. Ст 3245- 1998 № 27. Ст. 3193; 2001. № 48. Ст, 4523. 560 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) В соответствии с постановлением Правительства РФ все облигации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на облигации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом компенсации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сбербанка РФ с 1 октября 1992 г. Заем осуществляется отдельными разрядами. Облигации выпускаются по мере их продажи населению.
Государственный заем в виде выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) был выпущен в соответствии с постановлением Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г.1 В настоящее время постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций2. Указанные облигации являются федеральными госценными бумагами, выраженными в рублях. Эмиссия ГКО осуществляется отдельными выпусками. По срокам обращения — это краткосрочные долговые обязательства РФ. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. ГКО выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. Учет отдельных ГКО каждого выпуска осуществляется в виде записей по счетам «Депо» в депозитарии. При этом их владельцы не имеют права требовать выдачи их на руки. Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн утверждены обновленные Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций3. В них установлено, что они являются именными краткосрочными (до одного года) госценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Доходом по ним считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи). Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб. Размещение т § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 561 осуществляется путем проведения аукциона. Их погашение и выкуп осуществляются Банком России по поручению Минфина России за счет средств федерального бюджета. Внутренний государственный валютный облигационный заем был выпущен в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования -внутреннего валютного долга, а также выполнения Указа Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», действующего в редакции Указов Президента РФ от 31 ян-' варя 1996 г. и от 12 августа 1996 г.1 Сами условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г.2 Валютный заем произведен путем выпуска облигаций на общую сумму 7 885 млн долл. США. Облигации выпущены номиналом: 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. США на предъявителя. Неотъемлемой частью облигации является комплект купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. В настоящее время проводится новация указанного займа в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии»3, в редакции постановлений Правительства РФ от 28 января 2000 г.4, от 30 октября 2000 г.5 и от 31 июля 2001 г.6, которым утверждено Положение об обмене облигаций внутреннего государственного валютного об--лигационного займа III серии (ОВГВЗ III серии) на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г. и / или облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом, а также Положение о техническом порядке обмена облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г. (ОГВЗ 1999 г.) и / или облигации феде- " рального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ — 1 САПП. 1993. № 7. Ст. 567. 2 СЗ РФ. 2000. №43. Ст. 4248. 3 Российская газета. 2001. 13 янв. 1 ВВС. 1992. № 51. Ст. 3039; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4071; № 35. Ст. 4234. 2 САПП. 1993. № 12. Ст. 1002. 3 СЗ РФ. 1999. №49. Ст. 5999. 4 СЗ РФ. 2000. №6. Ст. 759. 5 СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4485. 6 СЗ РФ. 2001. №32. Ст. 3332. 562 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) ФК). Сама новация проводится путем обмена ОВГВЗ III серии по согласованию с их держателями на ОГВЗ 1999 г. и / или ОФЗ — ФК, эмитируемые для этих целей Минфином России. Государственные сберегательные облигации выпущены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г., которым утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций1. Указанные облигации представляют собой федеральные госценные бумаги, выраженные в рублях. Являются среднесрочными и долгосрочными, именными, выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению в депозитариях. Их владельцами могут быть российские юридические лица, являющиеся резидентами РФ: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов. При погашении облигаций выплачивается их номинальная стоимость, а также доход в виде процентов. На вторичном рынке не обращаются (т.е. не продаются), и передача владельцем облигаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускаются. Погашение осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления средств на банковские счета. От государственных сберегательных облигаций следует отличать облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации. Облигации государственного сберегательного займа2 выпускаются Минфином России начиная с 1995 г. В настоящее время условия эмиссии и обращения указанных облигаций утверждены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 3793. Эмитентом здесь также от имени РФ выступает Минфин России. Однако указанные облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является сертификат. 1 СЗРФ. 2001. №46. Ст. 4361. 2 См.: Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» от 9 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3360; постановление Правительства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ» от 10 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст 3455. 3 СЗРФ. 2001. №21. Ст. 2089. § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 563 По срокам обращения они являются среднесрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. При их погашении выплачивается сумма основного долга (номинальной стоимости), а также доход в виде процента. В соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ, Минфином России издан приказ от 15 июня 2001 г. № 45н, которым утверждены Условия эмиссии и обращения государственного сбё* регательного займа РФ1. Условиями установлено, что данные облигации являются купонными среднесрочными (1—5 лет) государственными ценными ^бумагами. При погашении выплачивается номинальная стоимость облигации и купонный доход. Номинальная стоимость облигации — 500 руб. Купонный доход определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию, и выплачивается в наличной и безналичной форме в сроки, определяемые в решении о выпуске. Эти облигации свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг. Но до наступления срока погашения они не выкупаются. В соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., действующим в редакции от 16 мая 2001 г., Минфином России 14 июня 1995 г. выпущены облигации федерального займа (ОФЗ)2. Приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. № 65н утверждены Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом3. Указанные облигации являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами. При погашении владельцам выплачивается номинальная стоимость, а также купонный доход. Осуществление права владельца производится на основе записи по счету «Депо». Номинальная стоимость одной облигации 1 тыс. руб. Размещение — в форме аукциона или по закрытой подписке. Процентная ставка купонного дохода является по- 1 Российская газета. 2001. 25 июля. 1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1967; 1998. № 27. Ст. 3193; 1999. № 11 Ст 1296; 2001. №21. Ст. 2089. 3 Российская газета. 2001. 21 нояб. 564 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) стоянной для каждого отдельного выпуска указанных облигаций. Размер купонного дохода устанавливается решением об эмиссии данного выпуска. Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. № 112н утверждены Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом1. Они являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право при ее погашении на получение номинальной стоимости облигации и на получение купонного дохода. В отличие от облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, купонный доход по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Сама величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону — не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, — не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Все иные условия выпуска и обращения между вышеуказанными видами облигаций совпадают. Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)2 выпускаются с 1996 г. Минфином России. По срокам они могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Облигации государственных нерыночных займов с 1999 г. выпускаются в документарной форме. Владельцами ОГНЗ могут быть юридические лица (резиденты и нерезиденты). При погашении облигации выплачивается сумма основного долга, а также дохода в виде процента. На вторичном рынке ОГНЗ не обращаются. Доход по данным облигациям устанавливается Минфином России при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. В качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории России были выпущены золотые сертификаты 1993 г. В соответствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов РФ золотых сер- 1 Российская газета. 2001. 13 янв. 1 СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368; 1999. № 10. Ст. 1236; 2001. № 21. С*. 2089. § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 565 тификатов 1993 г., утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г.1, золотой сертификат является государственной ценной бумагой. Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могли быть юридические и физические лица. В целях продажи было предусмотрено дробление сертификатов банками (не менее 100 г). ^. 15 сентября 1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден порядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении, а Правительством РФ 27 сентября 1994 г. принято постановление «О погашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации»2. Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпускаемых в обращение государством для покрытия бюджетных расходов. Это краткосрочные обязательства государства. Выпускаются сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализуются в основном среди кредитных банковских организаций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Таким образом, доход держателя казначейского векселя равен разнице между ценой погашения (номинальной) и продажной ценой. В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск казначейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминированных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России. Срок казначейских векселей 1994 г. определен в один год с даты составления. Их владельцами являются лишь юридические лица — резиденты РФ по законодательству РФ. Банк России выступает генеральным агентом и по обслуживанию казначейских векселей 1994 г.3 В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казначейские обязательства выпущены на основании постановления Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 1 СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4971,8779. 2 Экономика и жизнь. 1994. № 39; СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4984, 8805. 3 Подробнее см. постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерства финансов Российской Федерации» // САПП. 1994. № 17. Ст. 1406. 566 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) августа 1994 г.1 Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями. Их владельцами могут быть российские юридические и физические лица. По казначейским обязательствам должен был выплачиваться процентный доход. В дальнейшем был разрешен обмен казначейских обязательств на казначейские налоговые освобождения. Оформление последних производят органы федерального казначейства2. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственных долговых товарных обязательствах» от 16 апреля 1994 г.3 Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и порядок выпуска которых были определены постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г. «О выпуске государственных целевых беспроцентных займов». В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г. (действует в редакции от 24 июля 2002 г.)4. В соответствии с этим Законом внутренним государственным долгом РФ признаны государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков «Урожай-90», обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции. В соответствии с Федеральным законом «О государственных долговых товарных обязательствах»5, Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 2000 г., действующим в редакции от 23 июля 2001 г., утвердило Государственную программу погашения в 2001 — 2004 гг. государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам6. В соответствии с этой Программой предусмотрено погашение в 2001 2004 гг. следующих видов государственных долговых товарных обязательств, находящихся у населения: облигации государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров 1 СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1911. 2 Российские вести. 1996. 19 июня. 3 САПП. 1994. №17. Ст. 1419; СЗ РФ. 1996. №4. Ст. 289. 4 СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2171; 1996. № 4. Ст. 289; 2000. № 23. Ст. 2347; 2002. №30. Ст. 3017. 5 СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2171; 2000. № 23. Ст. 2347. 6 СЗРФ. 2001. №1(ч. 2). Ст. 133; №31. Ст. 3285. § 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 567 народного потребления; целевые расчетные чеки с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 — 1995 гг.; действующие целевые вклады на приобретение легковых автомобилей. В Программе подробно урегулированы порядок и условия погашения указанных долговых обязательств. В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»1 от 27 июля 1998 г., а также а*;, соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»2 было принято решение о выпуске в обращение государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты). Названные долговые обязательства РФ (золотые сертификаты) являются именными беспроцентными облигациями, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат Минфина России. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами золотых сертификатов являются юридические и физические лица. В связи с кризисом 1998 г. был принят Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., действующий в редакции от 8 августа 2001 г.3, в котором разработаны конкретные меры по новации государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена возможность реинвестировать полученные от погашения денежные средства в государственные ценные бумаги. При этом для различных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ процедура новации дифференцирована. Одни условия были установлены для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и органов государственной власти и местного самоуправления, являющихся собственниками ГКО-ОФЗ. Другие — для граждан и некоммерческих организаций. 1 СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; См. также: Приказ Минфина России от 28 октября 1998 г. «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» // Российская газета. 1999. 12 янв. 2 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2002. № 2. Ст. 131. 3 СЗРФ. 1999. №1. Ст. 1; 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3432. 568 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) § 5. Правовое регулирование сберегательного дела Проблемы правового регулирования государственного (муниципального) кредита и долга тесно связаны с проблемами сберегательного дела в стране. Сбережения населения и счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками государственных займов. В настоящее время они становятся также основными источниками муниципальных займов. Использование государством части денежных вкладов физических и юридических лиц, хранящихся в кредитных учреждениях, длительное время рассматривалось в науке финансового права в качестве формы государственного кредита1. С учетом положений ранее действующего Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» принято было говорить о формах государственного долга (ст. 2 Закона). В настоящее время БК РФ закрепляет «формы долговых обязательств» (ст. 98). В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»2 впервые предусматривается восстановление и обеспечение сохранности гарантированных сбережений путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. В условиях рыночной экономики, когда государственное управление сменяется на экономическое регулирование, как никогда усиливается взаимозависимость проблем государственных долговых обязательств и рационального использования денежных сбережений граждан и хозяйствующих субъектов в целях сбалансирования экономических процессов, преодоления кризисных явлений в сфере финансов, устранения возможных разрывов между доходами и расходами государственного и муниципального бюджетов и оздоровления экономики в целом. Привлечение вкладов играет большую роль и в деле улучшения денежного обращения,
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |