КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право собственности и иные права на землю. Содержание государственного управления в сфере использования и охраны земель
Содержание государственного управления в сфере использования и охраны земель. Государственное управление в сфере использования и охраны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как: осуществление мониторинга земель; проведение землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; осуществление государственного контроля. Мониторинг земель согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ представляет собой систему наблюдения за состоянием земель на всей территории Российской Федерации. При этом основными задачами проведения мониторинга являются: - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; - информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Порядок осуществления мониторинга земель регулируется утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 № 491 Положением о мониторинге земель в Российской Федерации, согласно которому проводится федеральный мониторинг, охватывающий всю территорию Российской Федерации, региональный мониторинг, охватывающий территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами, и локальный мониторинг, который ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов. Специально уполномоченным органам в сфере проведения мониторинга земель является Росземкадастр, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МПР России, Минсельхозом России и Госстроем России.
Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)». Ст. 3 названного закона устанавливает обязательность проведения землеустройства в случаях: - изменения границ объектов землеустройства; - предоставления и изъятия земельных участков; - определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; - перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; - выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; - проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных процессов.
Государственный земельный кадастр. Согласно Федеральному закону «О государственном земельном кадастре», под государственным земельным кадастром понимается систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местонахождении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Целями создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение: - государственного и муниципального управления земельными ресурсами; - государственного контроля за использованием и охраной земель; - мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; - экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; - установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными Государственный контроль. В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляют специально уполномоченные государственные органы. Перечень таких органов определен утвержденным постановлением Правительства РФ Положением о государственном земельном контроле. С учетом требований Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в настоящее время осуществляют должностные лица Федеральной с органами Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства К функциям названных органов относятся: «осуществление в соответствии со своей компетенцией;
- организация проверок и экспертиз изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; - принятие мер к устранению нарушений земельного законодательства; - участие в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель; - внесение в установленном порядке предложений о консервации дегради-рованных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников; - информирование населения о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель; - участие в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель. Помимо государственного земельного контроля Земельным кодексом РФ вводятся такие формы контроля, как муниципальный, общественный и производственный. Конституция РФ в ст. 9 устанавливает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь Земельный кодекс РФ и ряд других федеральных законов развивают данные конституционные положения. Так, ст. 15 Кодекса определяет, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В оговоренных федеральным законодательством случаях иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица не могут обладать земельными участками на праве собственности.
Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Критерии разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определены Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». К муниципальной собственности относятся земельные участки, которые не находятся в государственной или частной собственности. К иным правам на землю относятся: - право постоянного (бессрочного) пользования. Данный титул на землю с момента вступления в силу нового Земельного кодекса РФ могут получить только государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане, которые ранее получили землю на этом титуле, вправе сохранить его на неопределенный срок либо получить землю в собственность бесплатно. Юридические лица, кроме названных выше, обязаны до 1 января 2004 г. переоформить свой титул на право аренды либо выкупить земельный участок; - право пожизненного наследуемого владения. Со времени вступления в силу Земельного кодекса РФ оформление права на этот титул прекращено, что в перспективе приведет к его исчезновению. Граждане-титулообладатели также вправе бесплатно приватизировать свой земельный участок; - аренда. Использование земельного участка на правах аренды осуществляется арендатором на основании заключенного с арендодателем договора. Аренда может быть краткосрочной (до пяти лет) и долгосрочной (свыше пяти лет). - право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Оно заключается в ограниченном пользовании земельным участком в установленных целях лицами, которым этот участок не принадлежит. Земельное законодательство предусматривает частный и публичный сервитут, которые, соответственно, устанавливаются договором сторон либо решением органа государственной власти или муниципального органа и могут быть срочными или постоянными; - безвозмездное срочное пользование земельным участком. Основания на получение права такого пользования земельным участком предусмотрены ст. 24 Земельного кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и иные права на землю, а также сделки с земельными участками (за исключением договоров аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенных на срок менее чем один год) подлежат обязательной государственной регистрации в специально созданных органах Минюста России. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Названные правообладатели согласно ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ вправе: - использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с федеральным законодательством; - возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; - проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. В свою очередь в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ названные лица обязаны: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; - осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными ресурсами; - своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; - своевременно производить платежи за землю; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; - не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Неисполнение перечисленных обязанностей может повлечь за собой лишение соответствующих правообладателей прав на земельные участки. Так, ст. ст. 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают в качестве оснований для принудительного лишения собственника земельного участка: - не использование участка в течение трех лет, если он предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (при отсутствии непредвиденных обстоятельств); - использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. В названных случаях участок подлежит продаже на публичных торгах. Кроме названных оснований землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут быть лишены права на земельный участок в случае неустранения совершенных умышленно нарушений земельного законодательства, например: отравления, загрязнения, порчи или уничтожения плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушений режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематического невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. Прекращение прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов происходит по решению суда на основании направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления заявления о прекращении права на земельный участок.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |