Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты лесных отношений




В ст. 5 ЛК РФ «Понятие леса» говорится о том, что использо­вание, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В Лесном кодексе РФ 1997 г. лес был пред­ставлен как совокупность лесной растительности, земли, животно­го мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важ­ное экологическое, экономическое и социальное значение. Леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом до принятия Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», внесшего изменения в п. 1 ст. 130 ГК РФ, исключающие слова «леса и многолетние насаждения» из пе­речня недвижимых вещей. Таким образом, леса и многолетние на­саждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

В предыдущем Лесном кодексе РФ в отличие от настоящего была дана подробная характеристика объектов лесных отношений, которыми являлись: лесной фонд Российской Федерации, участ­ки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лес­ной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарни-ковая растительность. В лесной фонд включались все леса, за иск­лючением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включалась древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: зем­лях сельскохозяйственного назначения; землях транспорта; зем­лях городских и сельских поселений (за исключением городских лесов); землях водного фонда; землях иных категорий.

В Лесном кодексе РФ 2006 г. нет понятия «объекты лесных отношений», но по смыслу ст. 6 и 7 можно сделать вывод, что ими являются, во-первых, земли, на которых располагаются леса, во-вторых, лесные участки. Леса располагаются как на землях лес­ного фонда, так и на землях иных категорий. Использование, ох­рана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответ­ствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно Земельному кодексу РФ земли по целевому назначе­нию подразделяются на семь категорий, одной из которых являют­ся земли лесного фонда. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (ст. 101 ЗК РФ). Лесные земли предна­значены для выращивания, рационального использования и воспроизводства лесов. Они могут быть покрыты лесной растительно­стью, а также временно не покрыты ею, но предназначены для ее восстановления — вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, площади и иные земли. Лесные земли составляют 75% общей пло­щади земель лесного фонда. К нелесным землям лесного фонда относятся предназначенные для нужд лесного хозяйства земли, за­нятые просеками, дорогами, болотами, и другие неудобные для ис­пользования земли. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определя­ются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной дея­тельности. Порядок использования и охраны земель лесного фон­да регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодатель­ством.

Земли лесного фонда согласно ст. 23 ЛК РФ состоят из лесни­честв и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2)поселений, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых рас­положены леса.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назна­чению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, мо­гут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 ЛК РФ).

К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов, при ус­ловии если это использование совместимо с целевым назна­чением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функ­циями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов ст. 102 ЛК РФ определены следующие категории указанных лесов:

1)леса, расположенные на особо охраняемых природных тер­риториях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитар­ной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения;

б)защитные полосы лесов, расположенные вдоль железно­дорожных путей общего пользования, федеральных автомобиль­ных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего поль­зования, находящихся в собственности субъектов Федерации;

в) зеленые зоны и лесопарки;

г)городские леса;

д)леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах окру­гов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздорови­тельных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в)леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесо­степных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, располо­женных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2)опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

з) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5)участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных расте­ний;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезно­вения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запреща­ется осуществление деятельности, несовместимой с их целевым на­значением и полезными функциями. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчи­вого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуата­ционных лесах допускаются все виды использования лесных участ­ков, предусмотренные Лесным кодексом РФ. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуще­ствлять заготовку древесины. В резервных лесах проводятся авиа­ционные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам. Отнесение лесов к резервным, эксплуатаци­онным, защитным лесам и выделение особо защитных участков, а также установление их границ осуществляются органами испол­нительной власти в пределах их полномочий, установленных в со­ответствии со ст. 81—83 Л К РФ.

В соответствии с экономическим, экологическим и социаль­ным значением лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. в лесном фонде выделял леса первой, второй и третьей групп; кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограни­ченным режимом лесопользования. Порядок ведения лесного хо­зяйства, использования лесного фонда, а также изъятия участков лесного фонда зависели от группы лесов и категории защитности лесов первой группы.

К лесам первой группы относились леса, основным назначени­ем которых являлось выполнение водоохранных, защитных, сани­тарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой груп­пы разделялись на категории защитности.

К лесам второй группы относились леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие огра­ниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы — леса многолесных регионов, имею­щие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы разделялись на освоенные и резервные леса.

На 1 января 2005 г. леса первой группы составляли 269,6 млн га, или 23% общей площади лесов России, второй группы — 88,8 млн га (6,0%) и третьей группы — 815,0 млн га (71%)[29]. Такие статисти­ческие данные обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуата­ционные и резервные леса. По действующему лесному законода­тельству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.

Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 19 ЛК РФ 1997 г. также устанавливала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности[30]. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесно­го фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, уста­новленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких зе­мель в земли других категорий регулируются ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или зе­мельных участков из одной категории в другую». Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участ­ков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципально­го значения при отсутствии других вариантов возможного разме­щения этих объектов.

На Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ссылается и ст. 9 Фе­дерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Рос­сийской Федерации», предусматривающая, что земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли посе­лений.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответ­ствии с земельным законодательством. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не раз­граничена, осуществляется органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации, органами местного самоуправления в соот­ветствии с земельным законодательством (ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Феде­рации»).

Лесным участком является земельный участок, границы кото­рого определяются путем проведения лесоустройства. Порядок проведения лесоустройства устанавливается Правительством РФ.

Лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплутационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4)закрепление на местности местоположения границ лесни­честв, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, ре­зервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

5)таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

6)проектирование мероприятий по охране, защите, воспроиз­водству лесов.

При проектировании лесных участков осуществляется подго­товка проектной документации о местоположении, границах, пло­щади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Проектирование лесных участков осуществляет­ся в границах лесничеств и лесопарков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в про­ектной документации в соответствии с лесохозяйственным рег­ламентом и Государственным лесным реестром, представляющим собой систематизированный свод документированной информа­ции о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизвод­стве, о лесничествах и о лесопарках. Государственный кадастро­вый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Статья 4 ЛК РФ определяет круг субъектов — участников лес­ных отношений, которыми являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципаль­ных образований в лесных отношениях участвуют органы государ­ственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными пра­вовыми актами.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области лесных отношений перечислены в ст. 81 ЛК РФ и рас­пределены на основе подзаконных актов. Министерство природ­ных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фон­дом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроиз­водство лесов. Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию го­сударственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Контроль и надзор за состоянием, ис­пользованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизвод­ством лесов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся предусмотренные ст. 82 ЛК РФ такие пол­номочия, как установление ставок платы за единицу объема лес­ных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Федерации, в целях его аренды и иные установленные Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами полномочия.

Кроме осуществления самостоятельных полномочий, субъек­там Федерации согласно ст. 83 ЛК РФ передано осуществление ряда полномочий Российской Федерации:

1)разработка и утверждение лесных планов субъектов Феде­рации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение госу­дарственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвоз­мездное срочное пользование, а также заключение договоров куп­ли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и прове­дение соответствующих аукционов;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическо­му изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатоло-гического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесно­го семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

5)ведение государственного лесного реестра в отношении ле­сов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;

6) осуществление государственного лесного контроля и над­зора;

7)установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюд­жетам субъектов Федерации для осуществления переданных пол­номочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количе­ства проживающего на территориях соответствующих субъектов Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что положения ст. 83 ЛК РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций из федерального бюдже­та, применяются с учетом положений абз. 10 п. 7 ст. 263 Феде­рального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правительство РФ до 1 февраля 2007 г. обеспечивает переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъек­там Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

К полномочиям органов местного самоуправления в отноше­нии лесных участков, находящихся в муниципальной собственнос­ти, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2)установление ставок платы за единицу объема лесных ре­сурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освое­ния лесов;

5)осуществление муниципального лесного контроля и надзо­ра в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельны­ми государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.