КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты и субъекты лесных отношенийВ ст. 5 ЛК РФ «Понятие леса» говорится о том, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В Лесном кодексе РФ 1997 г. лес был представлен как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом до принятия Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», внесшего изменения в п. 1 ст. 130 ГК РФ, исключающие слова «леса и многолетние насаждения» из перечня недвижимых вещей. Таким образом, леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В предыдущем Лесном кодексе РФ в отличие от настоящего была дана подробная характеристика объектов лесных отношений, которыми являлись: лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарни-ковая растительность. В лесной фонд включались все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включалась древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения; землях транспорта; землях городских и сельских поселений (за исключением городских лесов); землях водного фонда; землях иных категорий. В Лесном кодексе РФ 2006 г. нет понятия «объекты лесных отношений», но по смыслу ст. 6 и 7 можно сделать вывод, что ими являются, во-первых, земли, на которых располагаются леса, во-вторых, лесные участки. Леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Согласно Земельному кодексу РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (ст. 101 ЗК РФ). Лесные земли предназначены для выращивания, рационального использования и воспроизводства лесов. Они могут быть покрыты лесной растительностью, а также временно не покрыты ею, но предназначены для ее восстановления — вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, площади и иные земли. Лесные земли составляют 75% общей площади земель лесного фонда. К нелесным землям лесного фонда относятся предназначенные для нужд лесного хозяйства земли, занятые просеками, дорогами, болотами, и другие неудобные для использования земли. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством. Земли лесного фонда согласно ст. 23 ЛК РФ состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2)поселений, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 ЛК РФ). К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов, при условии если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов ст. 102 ЛК РФ определены следующие категории указанных лесов: 1)леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б)защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Федерации; в) зеленые зоны и лесопарки; г)городские леса; д)леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в)леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры. К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2)опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; з) постоянные лесосеменные участки; 4) заповедные лесные участки; 5)участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускаются все виды использования лесных участков, предусмотренные Лесным кодексом РФ. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах проводятся авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам. Отнесение лесов к резервным, эксплуатационным, защитным лесам и выделение особо защитных участков, а также установление их границ осуществляются органами исполнительной власти в пределах их полномочий, установленных в соответствии со ст. 81—83 Л К РФ. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. в лесном фонде выделял леса первой, второй и третьей групп; кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования. Порядок ведения лесного хозяйства, использования лесного фонда, а также изъятия участков лесного фонда зависели от группы лесов и категории защитности лесов первой группы. К лесам первой группы относились леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделялись на категории защитности. К лесам второй группы относились леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы — леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы разделялись на освоенные и резервные леса. На 1 января 2005 г. леса первой группы составляли 269,6 млн га, или 23% общей площади лесов России, второй группы — 88,8 млн га (6,0%) и третьей группы — 815,0 млн га (71%)[29]. Такие статистические данные обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуатационные и резервные леса. По действующему лесному законодательству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ. Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 19 ЛК РФ 1997 г. также устанавливала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности[30]. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий регулируются ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения черты поселения; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. На Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ссылается и ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающая, что земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются путем проведения лесоустройства. Порядок проведения лесоустройства устанавливается Правительством РФ. Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплутационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4)закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5)таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); 6)проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии с лесохозяйственным регламентом и Государственным лесным реестром, представляющим собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Статья 4 ЛК РФ определяет круг субъектов — участников лесных отношений, которыми являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Полномочия федеральных органов государственной власти в области лесных отношений перечислены в ст. 81 ЛК РФ и распределены на основе подзаконных актов. Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов. Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся предусмотренные ст. 82 ЛК РФ такие полномочия, как установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Федерации, в целях его аренды и иные установленные Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами полномочия. Кроме осуществления самостоятельных полномочий, субъектам Федерации согласно ст. 83 ЛК РФ передано осуществление ряда полномочий Российской Федерации: 1)разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; 3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатоло-гического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях; 5)ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации; 6) осуществление государственного лесного контроля и надзора; 7)установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Федерации для осуществления переданных полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что положения ст. 83 ЛК РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, применяются с учетом положений абз. 10 п. 7 ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Правительство РФ до 1 февраля 2007 г. обеспечивает переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2)установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 5)осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |