Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые меры охраны атмосферного воздуха




Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупрежде­нию и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на не­го, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соот­ветствующих планах.

Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организация­ми, согласовываются с органами, осуществляющими государственный кон­троль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, устанавливаемом законо­дательством. В плановых заданиях предусматривается снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совер­шенствования технологических процессов.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ уста­новлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздей­ствий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие норма­тивы для отдельных районов.

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы пре­дельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органа­ми Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. При этом должно выполняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физи­ческие воздействия от данного источника и от совокупности источников го­рода или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития про­мышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допусти­мую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматриваются временно со­гласованные нормативы выбросов (ВСВ).

В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загрязнения, должны разработать, согла­совать с местной администрацией и представить на утверждение в соответ­ствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками загрязне­ния допускается лишь на основании разрешения, выдаваемого на основе ут­вержденных нормативов ПДВ и ВСВ, и заключения указанных органов.

Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий должна осуществ­ляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуата­цию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объек­тов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, при размещении и развитии городов и других населенных пунктов, внедрении открытий, изобре­тений, новых технических систем. Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд должно осуществляться в минимальных количествах.

 

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Согласно ст. 3 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюде­ния за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогно­за его состояния, а также обеспечения Органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, организаций и населения текущей и Экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правитель­ство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воз­духа, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферно­го воздуха, в том числе при проведении производственного контроля за ох­раной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные ис­точники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха, программ субъектов РФ по охране атмосферного воздуха и выпол­нения мероприятий по их осуществлению;

- иных требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный кон­троль за охраной атмосферного воздуха.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществ­ляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, отвечающих за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, би­ологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательст­вом РФ в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответст­венных за проведение производственного контроля за охраной атмосферно­го воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представля­ются в территориальные органы специально уполномоченного федерально­го органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществля­ется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законода­тельством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объеди­нениях.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке:

беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельнос­ти, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источни­ки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и ис­точники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооруже­ний, средств контроля за такими выбросами;

определять размера вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях зако­нодательства РФ, ее субъектов в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в ука­занных нарушениях;

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие кон­троль за охраной атмосферного воздуха обязаны:

иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосфер­ного воздуха;

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха, законодательством РФ о государст­венной службе и административным законодательством РФ;

осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

обеспечить контроль за выполнением заключений государственной эко­логической экспертизы;

взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы

Статья 28 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на неге с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законо­дательством РФ.

 

 

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 31 Закона лица, виновные в нарушении законода­тельства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, ад­министративную и иную ответственность в соответствии с законодательст­вом РФ.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридиче­ских лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воз­духа, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержден­ными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии - в полном объеме и в соответствии с фактически­ми затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружаю­щей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, ви­новных в загрязнении атмосферного воздуха.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Основанием для ответственности за нарушение законодательства об ох­ране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе. В соответствии с действующим законодательством должностные ли­ца и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном по­рядке.

Административная ответственность наступает в случае, когда совершен­ные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административ­ные взыскания налагаются административными комиссиями при органах местного самоуправления, а также, В определенных случаях, по решению главных Врачей санитарно-эпидемиологической Службы Минздрава Россий­ской Федераций.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предус­мотрена ст. 251 УК РФ и соответствующими статьями уголовных кодексов ре­спублик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воз­духа вредными для здоровья людей отходами промышленного производства, а также за действия, причинившие существенный вред здоровью людей.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный Нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством.

ВЫВОДЫ:

1) Принципом охраны животного мира является осуществление пользования им способами, не допускающими жесткого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Этот принцип реализуется при участии норм гражданского права и неоднократно обсуждался в российском обществе.

2) Российское право одним из первых предусмотрело такие виды физических вредных воздействий на атмосферный воздух, как шумы и радиация, и подвергло общественные отношения по поводу них правовому регулированию.

 

 

Доцент кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.