Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная сфера 10 страница




Упражнение 195. Первые слова

Речь: звуки, 0-1 год

Имитация: слуховая, 0-1 год

Социальная деятельность: взаимодействие, 0-1 год

Учебная цель: переход от подражания звуков к смысловым словам

Задание: говорить простые слова в смысловой связи

Материал: мяч, автомобиль, кукла

 

Самыми подходящими словами для начала являются обычно мама и папа. Начните, посадив Вадима на колени так, чтобы он на Вас смотрел. Укажите на себя и скажите: "Мама". Возьмите его руку, подведите ее к своему лицу и еще раз повторите: "Мама". Поощряйте каждую его попытку подражать слову. Когда он привыкнет к этому упражнению, замедлите поощрение, чтобы дать ему стимул произнести слово более четко. Также поступите со словом "папа". Другими подходящими словами являются: "мяч", "автомобиль", "кукла". Важно, чтобы нужные предметы были у Вас под рукой, когда Вы тренируете эти слова, чтобы он мог соединить звучание с объектом.

 

Обучая его первым словам, выбирайте лишь те, которые состоят из одного или двух слогов (у слов из двух слогов оба слога должны звучать идентично). Выбирайте слова с простыми начальными буквами, которые Вы уже изучали с Вадимом (см. упр. 192).

Упражнение 196. Приветствие и прощание

Речь: словарный запас, 1-2 года

Социальная деятельность: взаимодействие, 1-2 года

Имитация: моторная и голосовая, 1-2 года

Учебная цель: приобретение речевых обиходных форм

Задание: в соответствии с ситуацией приветствоватьсловамии жестами

Материал: отсутствует

 

Входя и выходя из комнаты, в которой находится Виктор, используйте повод научить его приветствию и прощанию. Каждый раз, когда входите, поднимайте руку, улыбайтесь и говорите: "Привет, Виктор!". Если Вы находитесь с ним вместе в комнате, а кто-то входит, то помогите ему поднять руку для приветствия и за каждую попытку сказать "Привет" поощряйте его. Таким же образом обучите его прощанию. Если Вы выходите из комнаты, то говорите "Пока" и помашите ему рукой. Следите, чтобы он видел, что Вы выходите из комнаты. Если он не делает попыток ответить на приветствие или не машет в ответ, то остановитесь у двери и повторите оба действия. Если он все еще не имитирует Ваши движения и выражения, то позаботьтесь о том, чтобы третье лицо Вам помогло проделать указанные действия.

Упражнение 197. Назвать свое имя

Речь: словарный запас, 1-2 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Социальная деятельность: взаимодействие, 1-2 года

Учебная цель: расширение языковых выразительных способностей, углубление самопознания

Задание: назвать свое имя

Материал: зеркало

 

Когда Эмма будет понимать свое имя, научите ее соотносить имя с самой собой (см. упр. 159). Подойдите с ней к зеркалу, покажите ей ее отражение и многократно повторите ее имя. Пусть она покажет на себя и свое отражение. Скажите: "Кто это? Это Э...". Скажите лишь первую букву ее имени и называйте его полностью лишь тогда, когда она сделает попытку сама его произнести. Хвалите ее за каждую попытку. Постепенно называйте имя полностью. Чтобы научить ее называть свое имя, даже когда она не стоит перед зеркалом, важно предоставлять ей для этого много возможностей в течение дня. Пусть, например, каждый, сидящий за столом, скажет свое имя и одновременно покажет на себя. Когда подойдет очередь Эммы, помогите ей.

Упражнение 198. Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды

Речь: звуки, 1-2 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Имитация: голосовая, 1-2 года

Социальная деятельность: взаимодействие, 1-2 года

Учебная цель: побуждение к самостоятельному образованию звуков и оживлению игры

Задание: спонтанно подражать различнымголосам животных и шуму транспортных средств

Материал: автомобиль, самолет, игрушки - собака, кошка

 

Когда Виталий без посторонней помощи сможет подражать шумам, исходящим от предметов или животных (см. упр. 13), научите его различать эти шумы и подражать им к месту. Поставьте на стол игрушечную собачку и автомобиль. Скажите: "Виталий, дай мне то, что делает "р-р-р". Произносите шум очень отчетливо, так как это Вы делали, выполняя упражнение на подражание. Если он дает Вам автомобиль, то скажите: "Хорошо, Виталий!". Наконец спросите: "Что делает автомобиль?". Если необходимо,тоизобразите начало шума. Повторите это упражнение с другими предметами, которые издают хорошо различимый шум. Следите, чтобы Виталий уже владел звуками, прежде чем учить его сочетать предметы.

Упражнение 199. Слова, обозначающие действия

Речь: словарный запас, 1-2 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: усвоение понятий, обозначающих действия, и расширение языковых выразительных возможностей

Задание: самостоятельно и правильно использовать простые слова, обозначающие действия

Материал: изображения людей, выполняющих повседневные действия

 

Сядьте с Романом за стол напротив друг друга. Покажите ему картинку, на которой человек выполняет хорошо различимое простое действие, которое Роман хорошо знает. Покажите ему, например, человека, который гуляет или бежит. Скажите: "Смотри, Роман, человек бежит!". Подчеркивайте слово, выражающее действие, чтобы Роман заметил, о чем идет речь в этом упражнении. Повторите предложение "Человек бежит" много раз, каждый раз подчеркивая глагол. Затем спросите: "Роман, что делает человек?". Поощрите его сразу, если он попытается сказать "бежит" или "бежать". Таким же образом поступите с другими картинками, на которых люди выполняют простые, четко различимые действия. Подходящими словами, выражающими действие, для начала являются: сидеть, спать, бежать и прыгать. Когда Роман привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово. Используйте любую возможность в течение дня, чтобы укрепить его знания слов, выражающих действия, касательно их понимания и использования. Если Роман, например, бегает, спросите: "Что делает Роман?" или "Роман, тебе нравится бегать?". Если перед Вашим домом идет человек, то покажите на него и спросите: "Что делает человек?". Сначала изучите с ним лишь 2-3 слова. Постепенно доводите до пяти, но не забывайте повторять все слова, которые он изучил ранее, и таким образом Вы укрепите его словарный запас.

Упражнение 200. Называть членов семьи

Речь: речевые способности выражения, 1-2 года

Учебная цель: расширение речевых способностей выражения и коммуникации

Задание: самостоятельно назвать членов семьи

Материал: фотографии членов семьи, домашних животных (все люди и животные должны быть четко различимы)

 

Сначала покажите Диме лиш ь одну фотографию. Покажите на сфотографированного человека, убедитесь, что Дима смотрит и скажите: "Мама. Это мама. Дима, кто это? Это …". Пусть он сам дополнит предложение. Если он затрудняется, то покажите ему свои губы, медленно повторяя слово. Затем помогите ему произнести слово, помогая своей рукой составить губы соответственно слову. Повторяйте это действие, пока он не назовет первое фото как минимум 5 раз. Затем добавьте вторую фотографию, показывайте ему обе фотографии сначала в уже известной ему последовательности, а затем переходите к непоследовательному их показу. Если он минимум 5 раз правильно назовет обе фотографии, то укажите на реального человека и повторите вопрос. Еще раз покажите ему фото, если ему нужна помощь. Если он овладеет двумя именами, то добавьте таким же способом имена следующих членов семьи. Не забывайте в течение дня спрашивать имя человека, которого он видит, и имя которого он выучил.

Упражнение 201. Пение

Речь: звуки, 1-2 года

Восприятие: слуховое, 1-2 года

Имитация: голосовая, 1-2 года

Учебная цель: улучшение артикуляции и совершенствование мелодичных способностей

Задание: при совместном пении с другим лицом изменять высоту тона и модуляцию

Материал: отсутствует

 

Сядьте с Анной на пол и спойте ей простую песенку. Сопровождайте ее жестами и следите за частым изменением высоты тона, чтобы она научилась отличать пение от разговора. Движениями и жестами покажите ей, что пение приносит Вам много радости. Спойте, например, "Ладушки, ладушки" и хлопайте при этом в ладоши. Возьмите руку Анны, чтобы она хлопала с Вами. Когда Анна начнет повторять Ваши движения, прервите песню и коснитесь ее губ, чтобы побудить ее к дальнейшему пению. Следите за тем, чтобы она смотрела на Ваш рот, когда Вы произносите звуки четкими движениями рта. Можете также попытаться своими руками соответственно составить губы Анны.

 

Сначала за каждую попытку петь вместе поощряйте Анну. Постепенно ожидайте от нее четкой реакции, когда она привыкнет к совместному пению. Позже приучитееесоблюдать мелодию и изменяющуюся силу звука.

Упражнение 202. "Больше"

Речь, словарный запас: 1-2 года

Социальная деятельность: взаимодействие, 1-2 года

Учебная цель: познание понятия "больше" (еще) и расширение социальных способностей

Задание: самостоятельно требовать больше (еще)

Материал: продукты питания или какие-нибудь предметы, имея дела с которыми ребенок хотел бы иметь больше

 

Возьмите достаточно большое количество кусочков печенья (или орешков), конфет или других сладостей, которые нравятся Саше и которых он хотел бы иметь больше. Положите их на стол. Пусть Саша не просто возьмет их, а некоторое время посидит перед ними. Когда он будет внимательным, дайте ему кусочек и спросите его: "Саша, хочешь еще?". Подчеркните слово "еще" и повторите его многократно. Дайте ему следующий кусочек и повторите вопрос. Сделайте жест, который обозначает "еще" или повторите это слово многократно. Если он берет предмет без слов, то отведите его руку и повторите вопрос. Не давайте ему ничего, пока он не скажет слово "еще" или не сделает соответствующий жест. Если он старается, то дайте следующий кусочек и скажите: "Да, Саша, еще". Продолжайте этот процесс, пока не отдадите ему все. Это упражнение нужно повторять ежедневно, пока Саша без Вашей помощи не потребует еще. Разумеется, теперь Вы должны считаться с тем, что Саша начнет просить у всех и каждого "еще", если он понял это слово. Важно, чтобы Вы с пониманием реагировали на этот новый навык.

Упражнение 203. Односложные предложения

Речь: словарный запас, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Имитация: голосовая, 1-2 года

Учебная цель: развитие коммуникативной способности и словарного запаса

Задание: выражать желание одним словом

Материал: лестница, трехколесный велосипед, мяч

 

При развитии речи важно использовать любой малейший повод, чтобы побудить Игоря к речевому выражению. Если он, например, хочет пойти вниз поиграть, то остановитесь с ним вверху на лестнице и спросите: "Что ты хочешь делать?". Тихонько скажите ему: "Идти вниз" - и подчеркните при этом слово "вниз". Задержите его, пока он не скажет что-нибудь, что звучало бы как "вниз". Повторяйте основное слово так часто, как это необходимо. Другие возможные упражнения такого рода состоят, например, в том, что Вы велите Игорю сказать "Толкать" или "Тянуть", прежде чем Вы повезете его на трехколесном велосипеде, или что Вы его спросите, хочет он мяч ударить или бросить. Другими подходящими отдельными словами являются: царапать, нажимать, целовать или закрыть, открыть. Игорь уже знает многие звуки, из которых он может образовать слова, поэтому для него сейчас важно изучить, как он может их образовывать и когда употреблять. Ограничивая свои требования односложными предложениями, дайте ему возможность точно узнать, что обозначает каждое слово и что происходит, если он его использует.

Упражнение 204. Что бы ты хотел?

Речь: словарный запас, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса и улучшение речевых выразительных способностей

Задание: из двух данных предметов назвать нужный

Материал: 3 различные пары предметов домашнего обихода, которые хорошо знакомы ребенку (1 предмет из каждой пары, который Андрей особенно хотел бы иметь)

 

Андрей знает, что он должен использовать речь, чтобы получить вещи, которые ему нравятся. Хороший способ показать ему это состоит в том, чтобы он выбирал его из двух предметов, из которых один хотел бы иметь, а другой не имеет для него значения. Сядьте за стол напротив Андрея и на середину положите два предмета. Возьмите, например, игрушечный автомобиль, с которым он любит играть, и крышку от кастрюли. Следите, чтобы второй предмет был таким, который не отвлекает его внимания. Двумя руками возьмите руки Андрея. Подведите его руки к каждому предмету и назовите их медленно и четко. Продолжайте называть предметы и следите, чтобы его руки касались их. Таким образом ему будет легче связать наименование с предметом. Удерживайте его руки, но отведите их от предметов. Спросите: "Андрей, что бы ты хотел?" - и сделайте так, чтобы он понял, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если он скажет "машина" или другое подобно звучащее слово, то похвалите его и дайте ему поиграть с ней пару минут. Повторите это действие с парами других предметов. Обращайте внимание, какие предметы он называет быстрее, и начинаются ли эти слова с определенных букв, которые ему легче произносить. Буквы, которые даются детям легче всего: П, Б, М, Н, Д, К и Т.

 

 

Упражнение 205. "Чей... это?"

Речь: речевые выразительные способности, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Социальные отношения: взаимодействие, 1-2 года

Учебная цель: расширение речевых выразительных способностей, употребление родительного падежа

Задание: распознать, кому принадлежит предмет

Материал: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, автомобиль Саши, кукла Светы)

 

Сядьте с Сашей за стол и положите на него 4 предмета. Поднимите каждый и скажите, чей он: "Папины ботинки, автомобиль Саши...". Подчеркивайте имя человека и его собственность. После того как Вы назвали людей и предметы, им принадлежащие, попросите Сашу показать их и скажите: "Саша, дай мне папины ботинки!". Проделайте это с четырьмя предметами, пока он Вам не подаст. Затем спросите другим образом: "Чьи это ботинки?". Если он медлит, то подскажите ему начальную букву. Сразу же поощряйте его, если он пытается назвать вещь правильно. Не ожидайте, что он сразу скажет "папины ботинки". Весьма приемлемым ответом для начала будет "папа ботинки". Однако повторяйте окончание - "ны", пока он не начнет произносить его.

Упражнение 206. Игра в "да" и "нет"

Речь: словарный запас, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса, отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет"

Задание: на вопрос "Это...?" отвечать "Да" или"Нет"

Материал: 2 коробки, 5-8 предметов домашнего обихода, которые Роман хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)

 

Сядьте за стол напротив Романа и в центре поставьте две коробки. Покажите Роману последовательно все предметы и положите их в коробку. Показывая Роману предметы, дайте ему понять, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его Роману. Когда он на него смотрит, спросите: "Это ботинок?". Сначала отвечать будете Вы, чтобы он повторил за Вами. Скажите: "Нет, это не ботинок". Положите его в другую коробку, чтобы Роман знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все не окажутся в другой коробке. Сначала Роман будет отвечать лишь "Да", "Нет" или просто кивать головой. Если он будет прогрессировать, то пусть повторяет за Вами все предложение: "Да, это чашка". Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя другие, если его концентрация улучшится. Выбирайте для этой игры предметы, которые хорошо знакомы Роману, а также и их названия. В противном случае упражнение будет для него слишком запутанным. Используйте ответы "Да", "Нет" также в повседневной жизни, спрашивая его постоянно: "Ты хотел бы покачаться на качелях?", "Ты Дима?".

Упражнение 207. Назвать животных

Речь: словарный запас, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса

Задание: без помощи назвать 4 животных

Материал: игрушки или рисунки животных

 

Когда Вы тренируетесь с Анной правильно сочетать названия животных (см. упр. 177), проверьте, может ли она сама назвать животных. Положите перед ней 4 игрушки. Попросите ее дать одну, говоря: "Анна, дай мне собачку!". Повторите название животного много раз, если Анна отдала его Вам. Если она подала Вам всех животных по Вашей просьбе, то возьмите одного из них и спросите: "Анна, что это?". Если ей нужна помощь, то подскажите начальную букву и подождите, закончит ли она слово самостоятельно. За каждую попытку назвать слово поощряйте ее. Избегайте в начале этого упражнения слишком часто повторять слова, иначе Анна может запутаться. Когда наименование животных станет ей доступнее, обратите большее внимание на произнесение слова, чем на его показывание или подачу.

Упражнение 208. Назвать предметы

Речь: словарный запас, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Познавательная деятельность: образовывать категории, 2-3 года

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Познавательная деятельность: чтение, 6-7 лет (по выбору)

Учебная цель: отвечать на вопросы и называть предметы

Задание: назвать предметы, которые относятся к одной категории (без языковой поддержки)

Материал: предметы домашнего обихода, которые можно сгруппировать по общим категориям (например, съедобные предметы: яблоко, банан, печенье, булочка)

 

Если Иван может сочетать предметы определенной категории, показывая на них или, подавая их Вам (см. упр. 175), то научите его называть эти предметы. Разместите предметы в комнате так, чтобы Иван их хорошо видел. Спросите: "Иван, что можно есть?". Четко подчеркните понятие "есть". Сначала Иван будет на них показывать или захочет принести их Вам, так как это ожидалось от него в предыдущих упражнениях. Не позволяйте ему в этот раз вставать и приносить предмет. Если он указывает на предмет, который относится к нужной категории, то скажите: "Хорошо, Иван, что это?". Сами несколько раз назовите предмет, и пусть он повторит название. Так как ему трудно произносить многие слова, удовлетворитесь неполными ответами. Через определенное время он будет произносить их значительно лучше. Если Иван не найдет все предметы нужной категории, то привлеките его внимание к оставшимся предметам. Если Вы увеличите число категорий, которые Иван должен сочетать, то он постепенно поймет различие между вопросом "Где что-то синее?" (когда он должен указать на предмет) и вопросом "Что синее?" (когда он должен его назвать).


Упражнение 209. Составить краткие предложения

Речь: выразительные способности языка, 2-3 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Познавательная деятельность: чтение, 6-7 лет (по выбору)

Познавательная деятельность: образование последовательности, 2-3 года

Учебная цель: составить простые предложения

Задание: описать картинки простыми предложениями (2-3 слова, включая подлежащее и сказуемое)

Материал: большой лист картона, рисунки людей, которые что-то делают (например, идут, бегут, спят)

 

Через центр картона проведите горизонтальную линию и напишите слева вверху "Кто?", а справа "Что он (она) делает?". Положите картон перед Михаилом. Имейте наготове стопку рисунков, из которых 3 представляют человека, который выполняет одинаковое действие (например, 3 рисунка человека, который бежит). Если Вы, выполняя это упражнение, хотите также потренироваться в чтении, то напишите на рисунке соответствующие слова. Покажите Михаилу рисунки и расскажите, что делает человек. Скажите: "Михаил, посмотри! Человек бежит!". Положите рисунок на картон, если Вы уверены, что он его увидел. Возьмите следующий рисунок, который изображает такую же деятельность (следите, чтобы пол лица был одинаков). Положите его на сторону картона, подписанную "Кто?". Привлеките его внимание ко второму рисунку и скажите: "Смотри, Михаил, кто?". Попытайтесь научить его говорить "мужчина" (или "мальчик" или еще что-нибудь). Если он не отвечает, привлеките его внимание к первому рисунку, повторите предложение: "Мужчина бежит" - и покажите ему опять второй рисунок, повторяя предложение. Скажите: "Кто? Мужчина". Так же поступите с третьим рисунком, который положите на сторону с надписью: "Что делает он (она)?". Спросите Михаила: "Что он делает?". Пусть он введет в предложение подлежащее и сказуемое. Повторите это упражнение с рисунками других действий, как, например: "бегать", "ехать", "плавать" или "кричать".

 

Следите, чтобы отраженные на рисунке действия были знакомы Михаилу и чтобы можно было различить пол лица.

Упражнение 210. Понятие размера

Речь: словарный запас, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: овладеть словами и использовать слова, обозначающие свойства и понятия размера

Задание: на вопрос: "Это маленький или большой?" отвечать словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак.

Материал: 2 одинаковых предмета различной величины (например, кубики или бусины)

 

Когда Сергей научился называть и подавать большие и малые предметы, начните учить его самостоятельно говорить, большой ли это предмет или малый. Положите 2 кубика различной величины на стол. Скажите: "Сергей, дай мне большой". Если он подает Вам большой, то скажите:

"Хорошо, Сергей, большой". Держите кубик перед ним и спросите: "Он большой или маленький?". Вначале Вы сами отвечаете на вопросы. "Сергей, посмотри, он большой. Ну, а теперь скажи ты!". Помогите ему произнести слово. За каждую попытку поощряйте его. Чтобы не запутать Сергея, заставьте его дальше идентифицировать большие и маленькие предметы, но пусть он сам произносит слово, означающее величину. Затем научите его следующему понятию и спрашивайте его так, чтобы однажды он смог бы ответить "большой" или "маленький".

Упражнение 211. Он и она

Речь: словарный запас, 3-4 года

Познавательная деятельность: образование категорий, 3-4 года

Учебная цель: употребление личных местоимений и учет пола

Задание: различать рисунки лиц мужского и женского пола и использовать при описании картинок местоимения"он" и "она"

Материал: картинки из журналов,на которых изображены мужчина и женщина, девушка и юноша, выполняющие какое-то действие, знакомое Антону (пол изображенного лица должен быть четко различим)

 

Сядьте с Антоном за стол и приготовьте стопку картинок. Покажите ему картинку с мужчиной, который делает то, что знакомо Антону. Скажите: "Антон, смотри! Он сидит!". Громко подчеркните местоимение. Таким же образом покажите ему рисунок женщины или девушки. Скажите: "Антон, смотри! Она бежит!". Затем положите рисунки рядом. Следите за тем, чтобы Антон смотрел на нужную картинку, когда Вы повторяете оба предложения и подчеркиваете при этом оба местоимения. Повторите их несколько раз, показывая на соответствующие рисунки, чтобы Антон видел различие. Повторите это упражнение с другими рисунками или просмотрите всю стопку, прежде чем требовать от Антона самому описывать картинку. Каждый раз подчеркивайте местоимение, когда кладете картинку на стопку. Попытайтесь, чтобы Антон показал, на какой стопке лежит картинка. Если Антон без Вашей помощи может сортировать картинки, то задержите ее в руке и спросите: "Кто бежит?". Сами произнесите начальный звук и заставьте его ответить: "Она". Следите, чтобы предложения были краткими и простыми. Выбирайте действие, которое Антону хорошо знакомо. Пусть он сначала произносит только местоимение, но когда его языковые навыки улучшатся, пусть повторяет все предложение.

Упражнение 212. "На" и "под"

Речь: словарный запас, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: понимание и использование обозначений места

Задание: использовать слова или знаки рукой "на" и "под", чтобы показать положение предмета

Материал: 3 чашки, сладости и т.п.

 

Сядьте за стол напротив Егора и покажите ему сладости. Спрячьте часть из них под опрокинутую чашку и пусть Егор возьмет их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к этому процессу. Часть сладостей положите на чашку и велите Егору ее взять. Когда он начнет искать сладости на чашке и под ней, вводите выражения "на" и "под". Покажите ему, например, конфету и скажите: "Егор, смотри под чашкой!". Положите ее под чашку, если уверены, что он на Вас смотрит. Повторите этот процесс многократно, используя слова "на" и "под". Если Егор сидит с Вами за столом и Вы оба занимаетесь этим упражнением, начните требовать от него нужные выражения, прежде чем поощрять его. Если Вы сказали: "Егор, смотри, под" - и спрятали вознаграждение под чашкой, то задержите его руку, чтобы он взял его не сразу. Спросите: "Где оно?" - и медленно многократно повторите предлог "под". Покажите губами, как произнести данное слово и, если необходимо, коснитесь пальцами его губ, чтобы подсказать ему, что он должен Вам подражать, Сначала будьте довольны любому ответу. Постепенно приучайте его говорить осознанно и обращать внимание на произношение.

Упражнение 213. Отвечать на вопросы: "или... или"

Речь: выразительные возможности языка, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Учебная цель: развитие выразительных возможностей языка, самостоятельно делать выбор

Задание: выбрать из двух данных конкретных альтернатив и выразить выбор словами

Материал: вещи домашнего обихода, обозначение которых знакомо Павлу и с которыми он любит играть

 

Так как Павлу с трудом дается выразить мысль словами, когда он поставлен перед выбором, используйте для этого ежедневно любую возможность, ставя ему вопросы со словом "или". Если хотите, предложите ему какую-нибудь историю, возьмите две книги. Поочередно покажите на каждую книгу и спросите: "Ты хотел бы эту или ту?". Побудите его к какой-нибудь языковой реакции, когда ставите его перед выбором. Выполнять это упражнение можно с пищей, игрушками и другими вещами, которые пробуждают его интерес. Когда Павел привыкнет отвечать на вопрос с "или", требуйте от него более точных ответов, которые содержат обозначения предметов, категорий или цвета. Покажите ему, например, красный кубик и спросите: "Павел, он красный или голубой?". Если он сомневается, покажите ему второй красный кубик и скажите ему, что он красный. Покажите ему голубой кубик и скажите, что он голубой. Затем повторите свой вопрос с прежним кубиком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.