Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Информационная стадия




8) Промульгация закона - это не только подписание его главой государства, а ииздание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация закона осуществляется обычно актом главы государства - указом, приказом и другими подобными документами, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона1.

В Украине - это подписание закона Президентом, подготовка постановления Верховной Рады о порядке введения в действие данного закона и официальное его опубликование. Текст постановления Верховной Рады в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

9) Включение закона в Единый государственный реестр нормативных актов, где указывается присвоенный ему регистрационный код.

10) Опубликование закона - напечатание его текста со всеми реквизитами в официальных печатных изданиях (в Украине - «Ведомости Верховной Рады Украины», «Офіційний вісник України», газеты «Голос України», «Юридичний вісник України»).

Возможен дополнительный этап на второй стадии после принятия законопроекта парламентом и передачи его главе государства на подпись.

Во многих странах (США, Индия, Украина и др.) имеет место право «отлагательного вето» президента.

В Украине, в частности, Президент может воспользоваться своим правом отлагательного вето и вернуть закон со своими замечаниями и предложениями Верховной Раде для повторного рассмотрения. Само вето объективно может становиться стадией законотворческого процесса, которая имеет внепарламентский характер. Однако вето преодолевается в парламенте.

Если во время повторного рассмотрения закон принимается не менее 2/3голосов установленного Конституцией состава Верховной Рады, Президент обязан подписать его и представить к официальному опубликованию в течение 10 дней.

На всех стадиях законодательной деятельности необходимым является изучение и использование общественного мнения, учёт уровня правосознания граждан.

Для подробного изучения законодательной процедуры в Украине необходимо обратиться к Регламенту Верховной Рады Украины - нормативному акту, содержащему систему правил, определяющих процедуру деятельности украинского парла­мента.

§ 6. Виды законов

С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ - раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации - ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины - части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также­ установлены пределы регулирования каждым актом. В Бол­гарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделитьна:

1. Конституции -основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

кодифицированные - представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконститу­ционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконституционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.;

некодифицированные - состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесенный к конституционному праву, - основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде - это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде провинций; Акт о Верховном суде, Антидискриминационный акт и др. Основной конституционный документ Канады гласит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (статутов)1 - Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы -

законы, на которые ссылается конституция либонеобходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел ХIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст.111) и ряд других.

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской Федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118) и др. (всего 15).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.