Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субституция

СИНКОПА

(греч. греч. synkope – сокращение). 1) сокращение слова посредством выпуска среднего слога или гласной буквы среди двух согласных. (Иванович – Иваныч)

 

 

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

 

ПРОТЕЗА (греч.) - развитие вторичных гласных в начале слов, начинающихся согласной; напр. аржаной; также внегласных согласных перед гласными, напр, вострый, вотчим.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ЭПЕНТЕЗА [гр. epenthesis - вставка] - появление в слове звука, буквы или слога, первоначально отсутствовавшего в нем (напр., прост. «н д рав», «ради в о», «Лари в он»).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Эпитеза (др.-греч. ἐπίθεσις — «прикладывание, наложение») — фонетический термин, обозначающий возникновение в конце слова неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения. (песня – песнь)

 

 

http://ru.wikipedia.org

 

(позднелат. substitutio, от лат. substituo — ставлю вместо, назначаю взамен) - замещение одного звука другим, обычно сходным по свойствам, по назначению.

 

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

ДИЕРЕЗА (от греч. diairesis — разрыв, разделение) - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции. Гру(сн)ый из грустный, пра(зн)ый из праздный, чу-(ств)о из чувство, знаме(но)сец из знаменоносец п т. п.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

П равила чтения - правила, вызванные расхождением между звуком и буквой. Письменная речь оформляется в соответствии с правилами орфографии, устная речь подчиняется правилам произношения. Правила чтения – это своеобразная копия правил произношения. которые фиксируются при помощи транскрипции: друг [друк], прихдит [пр’эихóд’ьт).

Словарь лингвистических терминов. Т.В. Жеребило.2010.

Евге́ний Дми́триевич Полива́нов (1891-1938) русский и

советский лингвист, востоковед и

литературовед. Один из основоположников советской социолингвистики и исторической фонологии, создатель оригинальной теории языковой эволюции, автор множества работ по языкам Востока(в частности, создатель используемой ныне русской транскрипции для японского языка) и Средней Азии, разработчик методик обучения русскому языку нерусских, участник языкового строительства.

 

- Конспект лекций по введению в языкознание и общей фонетике, читанных в 1915—1916 учебном году Е. Д. Поливановым на Женских педагогических курсах новых языков, ч. I., 1916.

- Круг современных проблем современной лингвистики // Русский язык в советской школе. — М., 1929.

 

http://ru.wikipedia.org

ФОНЕМА (от греч. phonema - звук) - единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова. Фонема может быть определена как совокупность различительных признаков.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Рубе́н Ива́нович Аване́сов ( 1902 - 1982)— советский языковед, основоположник хронологической школы, один из основателе московской фонологической школы, член-корреспондент АН СССР (1958), профессор МГУ (1937).

Почётный член лингвистического общества Чехословацкой АН (1965), почётный доктор Варшавского университета (1973), иностранный член Академии наук и литературы в Майнце (1978),Саксонской АН (1978).

- «Фонетика современного русского литературного языка»

- Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М.: Просвещение, 1972. (5-е изд.; 1-е изд. в 1950)

- Аванесов Р.И. О Московской фонологической школе. // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. Вып. I. — М.1969 года.

 

http://ru.wikipedia.org

 

Серге́й Ива́нович Óжегов (1900—1964) — лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор.

 

Ожегов Сергей Иванович. Словарь русского языка / Гл. ред. С. П. Обнорский. 50000 слов. М.: 1949, 968 с. В сост. словаря принимали участие проф. Г. О. Винокур и В. А. Петросян.

 

Ожегов Сергей Иванович, Шведова Наталия Юльевна. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 1992. 955 с 100000 экз. 1993. 955 с

 

http://ru.wikipedia.org

 

Ната́лия Ю́льевна Шве́дова (1916 - 2009,) — российский лингвист, советник РАН, доктор филологических наук, профессор, академик РАН. 1960 — «Очерки по синтаксису русской разговорной речи», в которой вслед за работой Л. П. Якубинского было положено начало изучению русской разговорной речи. 1966 — «Активные процессы в современном русском синтаксисе», в которой были вскрыты глубинные закономерности в сфере развития словосочетаний. 1970 — раздел «Синтаксис простого предложения» в «Грамматике современного русского литературного языка» С 1991 года однотомный словарь русского языка выходит как произведение двух авторов — С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой («Толковый словарь русского языка», изд. 1—4, 1991—2004)

http://ru.wikipedia.org

 

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ - способ записи устной речи, имеющий целью возможно более точную передачу произношения. Ф. Т. отступает от правописания во всех случаях, когда правописание не соответствует произношению. Кроме того, Ф. Т. пользуется для передачи звуков или их оттенков, для которых не хватает букв обычной азбуки, или которые в обычном письме передаются не совсем точно, буквами других алфавитов, буквами, специально придуманными для этой цели, и диакритическими значками

Литературная энциклопедия. Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого.1925.

Фонемати́ческая транскри́пция (также фонемная или фонологическая транскрипция) — система передачи звучания слов письменными и некоторыми условными знаками, отражающая лишь фонемы этих слов, без учёта их аллофонов. При чтении фонематической транскрипции какого-либо языка необходимо учитывать его фонетические законы, используя в произношении соответствующие варианты фонем.

 

 

http://ru.wikipedia.org

Морфофонема употребляется для обозначения либо любых фонологических составляющих морфы (в трансформационных и порождающих грамматиках), либо отдельных фонологических черт, сопутствующих выражению морфологических категорий

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

МОРФОНОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем и использование фонологических средств в морфологических целях.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

МОРФОНОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем и использование фонологических средств в морфологических целях.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

МОРФ (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть словоформы. Выделяются морфы корневые и аффиксальные. Морфы, принадлежащие к одной морфеме, называются ее алломорфами.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

МОРФ (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть словоформы. Выделяются морфы корневые и аффиксальные. Морфы, принадлежащие к одной морфеме, называются ее алломорфами.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Аллофон (гр. allos иной + phone звук) - вариант фонемы, зависящий от окружения. Например, в слове "мал" произносится задний аллофон фонемы "а", а в слове "мял" - более передний аллофон фонемы "а"

 

 

Словарь лингвистических терминов. Т.В. Жеребило.2010.

Алломо́рф - элементарная значимая единица как реализация (вариант) конкретной морфемы в конкретной морфологической позиции в слове. Например, русское друг — /друж-/, друз-, англ. [-z]/[-s]/[-iz], как показатель множественного числа существительных.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

 

АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе) — рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого.

 

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК - центр деятельности (1926 - нач. 1950-х гг.) одного из направлений структурной лингвистики, а также само это направление. Организатор и глава - В. Матезиус. Представители Пражского лингвистического кружка считали язык системой знаков, имеющей социальный и функциональный характер. Основное направление исследований: разработка принципов фонологии, соотношения диахронии и синхронии, теории актуального членения предложения, соотношения "функциональных стилей" (систем) и других проблем общего языкознания; исследовали язык художественной литературы как специальный "поэтический язык".


Большой Энциклопедический словарь. 2000.

 

Богородицкий Василий Алексеевич [1857 ‒ 1941], советский языковед. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, один из представителей казанской лингвистической школы, член-корреспондент Петербургской АН (1915). Профессор Казанского университета, позже ‒ Казанского педагогического института. Работы в области общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков, русского языка, тюркского языкознания. В 1880-х гг. создал при Казанском университете первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию.

- Очерки по языковедению и русскому языку, 4 изд., М., 1939; - - Общий курс русской грамматики, 5 изд., М., 1935.

Большая советская энциклопедия. 1969—1978.

Матезиус Вилем (1882 ‒ 1945) чешский языковед. Основатель и президент Пражского лингвистического кружка. Специалист в области общей лингвистики и английского языка. Одним из первых обосновал синхронный подход к изучению языка («О потенциальности языковых явлений», 1911). Один из основоположников функциональной лингвистики, рассматривающей элементы языка с точки зрения их роли в процессе общения. Занимался характерологией языка, под которой понимал сопоставление элементов различных языков для выяснения типических свойств данного языка. Разработал теорию актуального членения предложения. Основные работы: «Чешский язык и общая лингвистика» (1947), «Функциональный анализ современного английского языка на основе общей лингвистики» (1961, вышли посмертно).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Казанская лингвистическая школа. Общепринятый термин для обозначения группы учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ по Казанскому университету в бытность его (1875-83) профессором этого университета. Обычно к К.ш., кроме самого Бодуэна, причисляют Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого, С.К. Булича, А.И. Александрова и др. Лингвисты К.ш. тяготели к младограмматизму: для них характерны разграничение устной и письменной форм речи, анализ взаимоотношений психологического и физиологического в языке, разграничение статики и динамики (синхронии и диахронии), четко выраженный историзм, внимание к живым языкам и др. Ближе всего к Бодуэну в период К.л.ш. был польский лингвист К.Ю. Аппель. Некоторые ученые считают лингвистов К.л.ш. зачинателями современной структурной лингвистики.

 

Словарь лингвистических терминов. Т.В. Жеребило.2010.

Казанская лингвистическая школа. Общепринятый термин для обозначения группы учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ по Казанскому университету в бытность его (1875-83) профессором этого университета. Обычно к К.ш., кроме самого Бодуэна, причисляют Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого, С.К. Булича, А.И. Александрова и др. Лингвисты К.ш. тяготели к младограмматизму: для них характерны разграничение устной и письменной форм речи, анализ взаимоотношений психологического и физиологического в языке, разграничение статики и динамики (синхронии и диахронии), четко выраженный историзм, внимание к живым языкам и др. Ближе всего к Бодуэну в период К.л.ш. был польский лингвист К.Ю. Аппель. Некоторые ученые считают лингвистов К.л.ш. зачинателями современной структурной лингвистики.

 

Словарь лингвистических терминов. Т.В. Жеребило.2010.

Крушевский Николай Вячеславович [1851 - 1887], русско-польский лингвист, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Окончил Варшавский университет (1875). Профессор Казанского университета (с 1883). Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ и один из основных представителей казанской лингвистической школы. Исследуя законы развития языка, обосновывал его системный и знаковый характер и был одним из предшественников современной фонологии.

Исследование в области старославянского вокализма, Варшава, 1881.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

БУЛИЧ Сергей Константинович (1859-1921), языковед и историк музыки. Принадлежал к Казанской лингвистической школе. Труды по русскому и славянскому языкознанию, экспериментальной фонетике. "Очерк истории языкознания в России" (т. 1, 1904, не закончен) - с древнейших времён до начала 19 в.

 

Источник: Энциклопедия "Отечество"

 

Мейе Антуан (Meillet) Антуан (11.11.1866, Мулен, ‒ 21.9.1936, Шатомейан), французский языковед, член Академии надписей (1924), многих иностранных академий и обществ, член-корреспондент Петербургской АН (1906). Учился в Сорбонне. Профессор Практической школы высших знаний (1891) и Коллеж де Франс (1906). Член (1889) и секретарь (1906‒36) Парижского лингвистического общества. М. ‒ последователь Ф. де Соссюра, глава социологической школы. Основные труды в области сравнительного индоевропейского языкознания, а также отдельных языковых семей ‒ славянских, германских, иранских и языков ‒ греческого, латинского, армянского, хеттского и др. Вместе с М. Коэном издал коллективный труд «Языки мира» (2 изд., 1952).

- Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, М. ‒ Л., 1938

- Общеславянский язык, М., 1951.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Мейе Антуан (Meillet) Антуан (11.11.1866, Мулен, ‒ 21.9.1936, Шатомейан), французский языковед, член Академии надписей (1924), многих иностранных академий и обществ, член-корреспондент Петербургской АН (1906). Учился в Сорбонне. Профессор Практической школы высших знаний (1891) и Коллеж де Франс (1906). Член (1889) и секретарь (1906‒36) Парижского лингвистического общества. М. ‒ последователь Ф. де Соссюра, глава социологической школы. Основные труды в области сравнительного индоевропейского языкознания, а также отдельных языковых семей ‒ славянских, германских, иранских и языков ‒ греческого, латинского, армянского, хеттского и др. Вместе с М. Коэном издал коллективный труд «Языки мира» (2 изд., 1952).

- Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, М. ‒ Л., 1938

- Общеславянский язык, М., 1951.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Якобсон Роман Осипович, русский и американский языковед, литературовед. Окончил Лазаревский институт восточных языков (1914) и Московский университет (1918). С 1921 за границей. Профессор Гарвардского университета и Массачусетсского технологического института. Один из основателей Московского, Пражского, Нью-Йоркского лингвистических кружков, один из основоположников. Основные труды посвящены теоретической, славянским языкам (прежде всего русскому), поэтике (стиховедение, метрика). Исследовал раннеславянскую поэзию и эпос, славянскую мифологию, ритуалы, произведения древнерусской литературы, особенности языка и стиля русских писателей 19‒20 вв., Данте, У. Шекспира, М. Эминеску, Б. Брехта и др.

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

 

Корреляция (от позднелат. correlatio — соотношение) - взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий.

 

Энциклопедический словарь. 2009

 

Младограммати́зм -направление в европейском языкознании XIX — начала XX вв. Представители младограмматизма считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нём объясняли более или менее случайными причинами; исследовали в первую очередь закономерности развития живых языков, понимая их как априорно заданные. Для младограмматизма характерен атомизм (отсутствие представления о языке как системе). Внёс вклад в сравнительно-историческое языкознание.

Энциклопедический словарь. 2009.

Маргари́та Ива́новна Матусе́вич (1885—1979) —советский лингвист, представитель Ленинградской фонологической школы, ученица Л. В. Щербы.

Введение в общую фонетику. — Изд. 3-е. — М., 1959.

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. — Изд. 3-е. — М., 1976.

 

http://ru.wikipedia.org/

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду сЛенинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой. Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

 

http://ru.wikipedia.org

Щерба Лев Владимирович [1880 — 1944], советский языковед, академик АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил Петербургский университет (1903). Ученик И. А. Бодуэна де Куртене. Профессор Петроградского университета (с 1916). Основные труды посвящены проблемам общего языкознания, русистики, романистики, славистики, лексикографии, педагогики. Создатель Ленинградской фонологической школы. В магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912) дал анализ понятия фонемы, предвосхитивший разработку теории фонем в европейской лингвистике. Исследовал проблемы орфографии и орфоэпии. Труды по теории и методике преподавания иностранных языков сыграли важную роль в создании советской методической школы.

 

Избр. работы по русскому языку, М., 1957;

Языковая система и речевая деятельность. [Сб. работ], Л., 1974.

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Щерба Лев Владимирович [1880 — 1944], советский языковед, академик АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил Петербургский университет (1903). Ученик И. А. Бодуэна де Куртене. Профессор Петроградского университета (с 1916). Основные труды посвящены проблемам общего языкознания, русистики, романистики, славистики, лексикографии, педагогики. Создатель Ленинградской фонологической школы. В магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912) дал анализ понятия фонемы, предвосхитивший разработку теории фонем в европейской лингвистике. Исследовал проблемы орфографии и орфоэпии. Труды по теории и методике преподавания иностранных языков сыграли важную роль в создании советской методической школы.

 

Избр. работы по русскому языку, М., 1957;

Языковая система и речевая деятельность. [Сб. работ], Л., 1974.

 

Аванесов Рубен Иванович, советский языковед, член-корреспондент АН СССР(1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии. В книге «Очерки русской диалектологии» (ч. 1, 1949) представлена система фонем всех русских говоров. Руководил созданием «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (ч. 1‒2, 1957), «Словаря древнерусского языка 11‒14 вв.» (1966).

Фонетика современного русского литературного языка, М., 1949;

Русское литературное произношение, М., 1950

Ударение в современном русском литературном языке, 2 изд., М., 1958.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Реформатский Александр Александрович, советский языковед, доктор филологических наук (1962) В 1923 окончил Московский университет. Профессор (1962). Заведующий сектором структурной и прикладной лингвистики института языкознания АН СССР (1958‒1970). Один из основоположников московской фонологической школы, сформулировавший её теоретические позиции («Проблема фонемы в американской лингвистике», 1941). Основные труды по фонологии, морфонологии, семиотике, прикладной лингвистике, орфографии.

Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Из истории отечественной фонологии, М., 1970; Фонологические этюды, М., 1975.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

ЛЕНИНГРА́ДСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - направление в фонологии (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л. В. Бондарко и др.), возникшее в 20—30-е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества). Энциклопедический словарь. 2009.

Лев Рафаи́лович Зи́ндер (1903 — 1995) — советский лингвист, ученик Л. В. Щербы; доктор филологических наук(1955).

Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. Введение в языкознание: Сборник задач. — М., 1997. Фонология и фонетика // Теоретические проблемы советского языкознания. — М., 1968.

http://ru.wikipedia.org

 

Ли́я Васи́льевна Бонда́рко (1932 — 2007) —советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета СПбГУ.

Звуковой строй современного русского языка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». — М.: Просвещение, 1977. — 175 с.

Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. — 1-е изд.. — Л., 1983.

 

http://ru.wikipedia.org

 

Структурная лингвистика - совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Структурная лингвистика характеризует особое внимание к структуре языка как к сети отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ГЛОССЕМАТИКА (от греч. glossema - род. п. glossematos - язык), общелингвистическая теория, созданная датскими лингвистами Л. Ельмслевом и Х. Ульдаллем (1907-57). Предметом лингвистики глоссематика считает имманентную структуру языка, понимаемую как сеть зависимостей между языковыми элементами в плане выражения и плане содержания языка, а также между обоими планами.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

СЕМИОТИКА (от греч. semeion - знак - признак) - наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Дескриптивная лингвистика (от позднелат. descriptivus — описательный) - одно из направлений лингвистического структурализма, господствовавшее в американском языкознании в 30—50-е гг. 20 в. У истоков Д. л. стоят американские языковеды Л. Блумфилд и Э. Сепир, выступившие с пересмотром идей младограмматической доктрины. В центре их внимания оказались правила научного описания (отсюда название) текстов: изучение организации, аранжировка и классификация их элементов. Невнимание к плану содержания языка, а также парадигматической стороне языка не позволило дескриптивистам достаточно полно и правильно интерпретировать язык как систему.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

ЯЗЫК 1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка и др. Язык изменяется во времени, может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки).

Разновидности языков - национальный язык, литературный язык, диалекты и др.

2) Любая знаковая система, например язык жестов, язык математики, применяющий специальные символы, и др.

Современная энциклопедия. 2000.

Речь -общение с помощью языка, система принципов пользования языком. В зависимости от деятельности (восприятие/порождение) и от фактуры (звук/графика) речь осуществляется как слушание и говорение (устная) или чтение и письмо (письменная).

Фактура речи вносит различия в язык: разница фонетики чтения и говорения, сложность синтаксиса письменных текстов.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Речь -общение с помощью языка, система принципов пользования языком. В зависимости от деятельности (восприятие/порождение) и от фактуры (звук/графика) речь осуществляется как слушание и говорение (устная) или чтение и письмо (письменная).

Фактура речи вносит различия в язык: разница фонетики чтения и говорения, сложность синтаксиса письменных текстов.

 

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Перцептивно сильная позиция фонемы -

позиция, в которой фонема выступает в своем основном звуковом облике. В этой позиции обычно звук, модифицирующий фонему, не подвергается редукции и воздействию стоящих рядом звуков.

 

Словарь лингвистических терминов. Т.В. Жеребило.2010.

Позиция сильная. Позиция, благоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих функций; позиция, в которой различается наибольшее количество звуковых единиц.

Позиция слабая. Позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих функций; позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество звуковых единиц.

 

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

ТВЕРДЫЕ ЗВУКИ - звуки, отличающиеся от мягких более низким тембром и получающиеся при отсутствии поднятия передней части спинки языка к твердому небу.

 

 

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого— М.; Л., 1925

Звук -единица языка (фонетический уровень). Звук стал объектом пристального изучения лингвистов в 19 в., когда сложилась фонетика.

 

 

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Богородицкий Василий Алексеевич (1857 — 1941), советский языковед. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, один из представителей казанской лингвистической школы, член-корреспондент Петербургской АН (1915). Профессор Казанского университета, позже — Казанского педагогического института. Работы в области общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков, русского языка, тюркского языкознания. В 1880-х гг. создал при Казанском университете первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию.

Очерки по языковедению и русскому языку, 4 изд., М., 1939; Общий курс русской грамматики, 5 изд., М., 1935: фонетика русского языка в свете экспериментальных данных, Казань, 1930;

 


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Оппози́ция - в лингвистике, одно из основных понятий структурно-функциональной концепции, рассматривающей язык как систему взаимопротивопоставленных элементов. О. обычно определяется как лингвистически существенное (выполняющее семиологическую функцию) различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания, и наоборот. Так, например, глухие заднеязычные согласные [к] и [х], первый из которых является смычным, а второй фрикативным, — разные фонемы русского языка (ср. «корь» и «хорь»), но соответствующие звонкие согласные [г] и [γ], между которыми существует фонетически тождественное различие, являются вариантами одной фонемы, т.к. замена одного другим не связана со смыслоразличением (ср. возможное произношение «бо [γ] атый» наряду с более обычным «богатый»).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Марки́рованность — лингвистическое, а также общесемиотическое понятие, впервые разработанное в Пражской лингвистической школе. Если языковые единицы различаются лишь по одному признаку, то чаще встречающееся значение именуется базисным (немаркированным), а более редкое — маркированным. Так, значения именительного падежа, единственного числа, настоящего времени, действительного залога во многих языках выражены нулевыми морфемами, тем самым значения других падежей либо временных форм считаются маркированными. Маркированность может проявляться и в том, что во многих языках (включая русский) слово мужского рода может обозначать как мужчин, так и женщин, для особого выделения женщин же будет использовано другое слово, например студент(немаркированный) и студентка (маркированный). http://ru.wikipedia.org

 

СЛОВОФОРМА - слово в данной грамматической форме: "городов" - словоформа родительного падежа множественного числа существительного "город".

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

СЛОВО - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения.

 

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

СИГНИФИКАЦИЯ [лат. significatio - сигнализация, внешнее выражение] - процесс фиксации значений (понятий) с помощью символических средств; обозначение путем наделения каких-л. реальных или воображаемых объектов знаками (напр., словами).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.

Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона —семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).

 

http://ru.wikipedia.org

 

 

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.

Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона —семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).

 

http://ru.wikipedia.org

Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 1857 - 1913) —швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма.

Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»).

Труды по языкознанию. М., 1977.

Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990; 2001.

Курс общей лингвистики. Пер. с французского А. М. Сухотина, под редакцией и с примечаниями Р. И. Шор. — М.: 2004. — 256с.

http://ru.wikipedia.org

Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 1857 - 1913) —швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма.

Основная работа Ф. де Соссюра — «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»).

Труды по языкознанию. М., 1977.

Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990; 2001.

Курс общей лингвистики. Пер. с французского А. М. Сухотина, под редакцией и с примечаниями Р. И. Шор. — М.: 2004. — 256с. http://ru.wikipedia.org

Вильгельм фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt; 1767 — 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в1809 г. университет в Берлине, был другом Гёте иШиллера.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

«О мышлении и речи»(1795)

«О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830—1835)

 

http://ru.wikipedia.org/

 

Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ (Jan Niecisław Baudouin de Courtenay, 1845 - 1929,) — польский и русский лингвист. Он же в своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий. В течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал все их фонетические особенности. Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога-слависта Р. О. Якобсона. Эти исследования позволили Б. де К. создать теорию фонем и фонетических чередований. Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895).

Wikimedia Foundation. 2010.

http://ru.wikipedia.org/

Ива́н Алекса́ндрович Бодуэ́н де Куртенэ́ (Jan Niecisław Baudouin de Courtenay, 1845 - 1929,) — польский и русский лингвист. Он же в своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий. В течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал все их фонетические особенности. Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога-слависта Р. О. Якобсона. Эти исследования позволили Б. де К. создать теорию фонем и фонетических чередований. Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895).

Wikimedia Foundation. 2010.

Князь Никола́й Серге́евич Трубецко́й (1890— 1938,) — выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления.

В 1907 году начал сравнительно-исторические и типологические исследования грамматического строя северокавказских и чукотско-камчатских языков; Параллельно в 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был одним из участников и идейных лидеров Пражского лингвистического кружка, одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. В своих лекциях по истории русской литературы высказывал революционные идеи о необходимости «открытия» древнерусской литературы (наподобие открытия русской иконы), о применении формального метода к произведениям древней и средневековой литературы (в частности к «Хождению за три моря» Афанасия Никитина), о метрике русских былин.

 

http://ru.wikipedia.org/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конвенція ООН про права інвалідів | Формы и объединения органов ТОС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.