Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика контрольных (проверочных) работ и методические рекомендации по их выполнению




План-график самостоятельной работы студентов

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Формы и методы обучения

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Не предусмотрено программой

 

Формы и методы работы:

традиционные – 80%;

интерактивные – 20%:

А) терминологические диктанты на лекциях (темы №№ 1 – 11);

Б) дискуссия в малых группах по поводу трактовки фонемы в разных фонологических

школах (темы № 12);

В) чтение лекций с презентацией дефиниций, таблиц, классификаций;

Г) тестирование.

 

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

 

7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 5 тем, которые освещаются в лекциях, но не отрабатываются на практических занятиях):

Тема 1. Предмет и задачи фонетики.

В конспекте должны быть отражена следующая информация:

- что изучаютразные виды фонетики;

- связи фонетики с другими разделами современного русского языка (с конкретными примерами;

- связь фонетики с другими дисциплинами лингвистического цикла (с примерами);

- связь фонетики с дисциплинами нелингвистического цикла.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 2. Акустическая классификация звуков речи русского языка.

В конспекте должны быть отражена следующая информация:

- дихотомический принцип акустической классификации звуков речи;

- бинарные оппозиции, характеризующие звуки речи;

- значение акустической классификации.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 3. Звуки речи и звуки языка. Фонема: позиции, аллофоны фонемы.

В конспекте должны быть отражена следующая информация:

- понятие фонемы;

- понятие аллофона фонемы;

- сильные и слабые позиции фонем.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 4. Понятие орфоэпии. Становление и развитие норм русского языка.

В конспекте должны быть отражена следующая информация:

- история русского литературного произношения: становление норм;

- понятие и признаки нормы;

- причины нарушения норм произношения;

- характеристики современных орфоэпических словарей и справочников.

Объем конспекта - 3-4 страницы.

Тема 5. Нормы произношения имен и отчеств; иноязычных слов.

В конспекте должны быть отражена следующая информация:

- зависимость образования отчеств (мужских и женских) от формы имени;

- особенности произношение безударного звука [о] в некоторых иноязычных словах;

- произношение твердых/мягких согласных перед звуком [э] в некоторых иноязычных словах.

Объем конспекта - 2-3 страницы.

 

2) Работа с монографией (выполняется в рабочей тетради).

Тема: Фонологические школы: МФШ, ПФШ, ПЛК.

Описать трактовку фонемы по трем фонологическим школам. Выделить основные положения, введенные учеными той или иной фонологической школы.

Объем конспекта – 5-6 страниц.

При конспектировании обязательно указывать №№ страницы монографии (статьи).

Монография(статья):

1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. – М., 1963. – С. 351 – 361.

2. Реформатский А.А. Основные положения МФШ // Из истории отечественной фонологии. – М., 1970. – С. 114 – 120.

3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

4. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. – Л., 1983. – С. 1 – 15.

3) Выполнение 2-х проверочных работ по фонетике и по орфоэпии.

1) Проверочная работа по фонетике содержит 4 задания практического характера, в которых отражены знания по артикуляционной классификации звуков и синтагматическим законам в области фонетики.

Проверочная работа выполняется на отдельном листе.

Оценка работы: 1 и 2 задания оценивается 10-ю баллами, 3 и 4 – 5-ю баллами; максимальное количество баллов - 30.

Примерные задания:

1. Затранскрибировать предложенный текст (как правило, это 2-3 стихотворные строфы).

2. Произвести фонетический анализ 1-2х фонетических слов.

3. На примерах текста показать позиционную мену гласных звуков.

4. На примерах текста показать позиционную мену и позиционные изменения согласных звуков.

 

2)Проверочная работа по орфоэпии содержит 4 практических задания на знания связи между фонетикой и орфоэпией; на знания старомосковских и современных произносительных норм, а также грамматических форм, в которых произошли нормативные изменения.

Проверочная работа выполняется на отдельных листах.

Оценка работы: 1 задание оценивается 10-ю баллами, остальные – 5-ю; максимальное количество баллов – 25.

Примерные задания:

1. Затранскрибировать предложенный стихотворный текст.

2. Указать с помощью соответствующих значков характер мелодики.

3. Произвести фонетический анализ выделенного слова.

4. Выписать примеры слов (в транскрипции), в которых возможно старомосковское/сценическое произношение.

Учебно-методические материалы:

1. Современный русский язык. Фонетика: методические

рекомендации для студентов-филологов

Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 –

«Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед.

ун-т. – Пермь, 2009. Ф 776

 

2.Фонетика: фонетическая и фонематическая транскрипция: учеб.-

метод. пособие для самостоятельной работы студентов. Специальность

031200 Педагогика и методика начального образования / сост.

М.В.Богачева, Л.А.Дубровская, Н.А.Линк; Перм. гос. пед. ун‑т. –

Пермь, 2006

3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фонетика современного русского языка». Специальность: 050301 – «Русский язык и литература»/ сост. Т.А. Сироткина; Перм. гос.пед.ун-т. - Пермь, 2008.

 

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
  Конспектирование в рабочей тетради   Работа с литературой Проверочная работа   Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений .Заучивание
1. Фонетика              
2. Фонология              
3. Орфоэпия              
4. Теория письма              
  Итого:              
№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирова- ние   Раздел 1. Фонетика       Самоконтроль,проверка наличия конспекта
    Раздел2. Фонология     11-13 Самоконтроль,проверка наличия конспекта
    Раздел 3. Орфоэпия     14-15 Самоконтроль,проверка наличия конспекта
2. Работа с литературой (конспекти рование монографий) Раздел2. Фонология       Самоконтроль,устный опрос (выборочно)
3. Проверочная работа Раздел 1. Фонетика       Письменная проверка работы с выставлением баллов
    Раздел 3. Орфоэпия       Письменная проверка работы с выставлением баллов
5. Подготовка к практическим и семинарским занятиям, выполнение упражнений Весь курс: Раздел 1. Фонетика     2-10 Наблюдение за работой студента на практических занятиях, устный контроль  
    Раздел 2. Фонология     11-13 Наблюдение за работой студента на практических занятиях, устный контроль  
    Раздел 3. Орфоэпия     14-16 Наблюдение за работой студента на практических занятиях, устный контроль  
    Раздел 4. Теория письма     17-19 Наблюдение за работой студента на практических занятиях, устный контроль  
6. Заучивание Дефиниции основных понятий во всех разделах     2 - 19 Самоконтроль, устный опрос (выборочно)

В течение семестра студенты выполняют следующие проверочные работы:

1) Проверочная работа по фонетике содержит 4 задания практического характера, в которых отражены знания по артикуляционной классификации звуков и синтагматическим законам в области фонетики.

Проверочная работа выполняется на отдельном листе.

Оценка работы: 1 и 2 задания оценивается 10-ю баллами, 3 и 4 – 5-ю баллами; максимальное количество баллов - 30.

Примерные задания:

5. Затранскрибировать предложенный текст (как правило, это 2-3 стихотворные строфы).

6. Произвести фонетический анализ 1-2х фонетических слов.

7. На примерах текста показать позиционную мену гласных звуков.

8. На примерах текста показать позиционную мену и позиционные изменения согласных звуков.

 

2)Проверочная работа по орфоэпии содержит 4 практических задания на знания связи между фонетикой и орфоэпией; на знания старомосковских и современных произносительных норм, а также грамматических форм, в которых произошли нормативные изменения.

Проверочная работа выполняется на отдельных листах.

Оценка работы: 1 задание оценивается 10-ю баллами, остальные – 5-ю; максимальное количество баллов – 25.

Примерные задания:

1. Затранскрибировать предложенный стихотворный текст.

2. Указать с помощью соответствующих значков характер мелодики.

3. Произвести фонетический анализ выделенного слова.

4. Выписать примеры слов (в транскрипции), в которых возможно старомосковское/сценическое произношение.

Студент должен продемонстрировать:

знание основ транскрибирования; характеристик звуков русского языка; законов сочетаемости звуков речи; орфоэпических норм и их изменений;

умение транскрибировать, соблюдая правила позиционных мен и изменений гласных и согласных звуков; анализировать фонетическое слово; квалифицировать явления в области гласных и согласных звуков; пользоваться орфоэпическими словарями;

владение навыками транскрибирования; методикой фонетического анализа слова; навыками определения явлений в области гласных и согласных звуков; нормами произношения и ударения старомосковского/сценического и современного общелитературного характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.