КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человека сразу видно
Часть первая Флаги на башнях Антон Семенович Макаренко Педагогические сочинения в восьми томах Том 6. Началась эта история на исходе первой пятилетки. От зимы остались корки льда, прикрытые от солнца всяким хламом: соломенным прахом, налетами грязи и навоза. Поношенный булыжник привокзальной площади греется под солнцем, а между булыжником просыхает земля, и за колесами уже подымаются волны новенькой пыли. Посреди площади — запущенный палисадник. Летом в палисаднике распускаются на кустах листья и бывает похоже на природу, сейчас же здесь просто грязно, голые ветки дрожат, как будто на земле не весна, а осень. От площади в городок ведет мостовая. Городок — маленький, случайно попавший в географию. Многие люди о нем и совсем не знали бы, если бы им не приходилось делать пересадку на узловой станции, носящей имя города. На площади стоит несколько ларьков, сооруженных еще в начале нэпа. В сторонке — почта, на ее дверях — желтая яркая вывеска. Возле почты скучают две провинциальные клячи, запряженные в перекосившиеся экипажи-линейки. Движение на площади небольшое — больше проходят железнодорожники с фонарями, кругами веревки, фанерными чемоданчиками. Рядок будущих пассажиров — крестьян сидит на земле у стены вокзала, греется на припеке. В сторонке от них расположился в одиночестве Ваня Гальченко, мальчик лет двенадцати. Он грустит у своей подставки для чистки сапог и щурится на солнце. Подставка у него легонькая, кое-как сбитая из обрезков, видно, что Ваня мастерил ее собственноручно. И припасу у него немного. У Вани чистое бледное лицо и костюм еще исправный, но и в лице и в костюме уже зародился тот беспорядок, который потом будет отталкивать добрых людей на улице и неудержимо привлекать на сцене или на страницах книги. Этот процесс байронизации Вани только-только что начался — сейчас Ваня принадлежит еще к тем людям, которых не так давно называли просто «хорошими мальчиками».
Из-за палисадника, описывая быструю, энергичную кривую, картинно заложив руки в карманы пиджака, щеголяя дымящейся в углу рта папиросой, вышел здешний молодой человек и прямо направился к Ване. Он поддернул новенькую штанину, поместил ногу на подставке и спросил, не разжимая зубов: — Желтая есть? Ваня испугался, поднял глаза, ухватился за щетки, но тут же увял и растерянно-грустно ответил: — Желтая? Нету желтой. Молодой человек обиженно снял ногу с подставки, снова заложил руки в карманы, презрительно пожевал папиросу. — Нету? А чего ты здесь сидишь? Ваня развел щетками: — Так черная есть… Молодой человек гневно толкнул носком ботинка подставку и произнес скрипящим голосом: — Только голову морочите! Черная есть! Ты имеешь право чистить? Ваня наклонился к подставке и начал быстро складывать свое имущество, а глаза поднял на молодого человека. Он собрался было произнести слова оправдания, но в этот момент увидел за спиной молодого человека новое лицо. Это юноша лет шестнадцати, худой и длинный. У него насмешливо-ехидный большой рот и веселые глаза. Костюм старенький, но все-таки костюм, только рубашки под пиджаком нет, и поэтому пиджак застегнут на все пуговицы и воротник поднят. На головке клетчатая светлая кепка. — Синьор, уступите очередь, я согласен на черную… Молодой человек не обратил внимания на появление нового лица и продолжал с надоедливой внимательностью: — Тоже чистильщик! А документ у тебя есть? Ваня опустил щеки и уже не может оторваться от гневного взгляда молодого человека. Раньше Ваня где-то слышал, какое значение имеет документ в жизни человека, но никогда серьезно не готовился к такому неприятному вопросу#1.
— Ну? — грубо спросил молодой человек. В этот печальный момент на Ваниной подставке опять появилась нога. На ней очень древний ботинок светло-грязного цвета, давно не пробовавший гуталина. Вследствие довольно невежливого толчка молодой человек отшатнулся в сторону, но толчок сопровождался очень вежливыми словами: — Синьор, посудите, никакой документ не может заменить желтой мази. Молодой человек не заметил ни толчка, ни вежливого обращения. Он швырнул папиросу на мостовую и, порываясь ближе к Ване, оскалил зубы: — Пусть документ покажет! Обладатель светло-грязного ботинка гневно обернулся к нему и закричал на всю площадь: — Милорд! Не раздражайте меня! Может быть, вы не знаете, что я — Игорь Черногорский? Наверное, молодой человек действительно не знал об этом. Он быстро попятился в сторону и уже издали с некоторым страхом посмотрел на Игоря Черногорского. Тот улыбнулся ему очаровательно: — До свиданья… До свиданья, я вам говорю! Почему вы не отвечаете? Вопрос был поставлен ребром. Поэтому молодой человек охотно прошептал «до свиданья» и быстро зашагал прочь. Возле палисадника он задержался, что-то пробурчал, но Игорь Черногорский в этот момент интересовался только чисткой своих ботинок. Его нога снова поместилась на подставке. Ваня весело прищурил один глаз, спросил: — Черной? — Будьте добры. Не возражаю. Черная даже приятнее. Ваня одной из щеток начал набирать мазь. Героическое столкновение Игоря Черногорского с молодым человеком нравится Ване, но он спрашивает: — Только… Десять копеек. У вас есть десять копеек? Игорь Черногорский растянул свои ехидные губы: — Товарищ, вы всем задаете такой глупый вопрос? — А есть десять копеек? Игорь Черногорский ответил спокойно: — Десяти копеек нет. Ваня с тревогой приостановил работу: — А… сколько у тебя есть? — Денег у меня нет… Понимаешь, нет? — Без денег нельзя. Рот у Игоря удлинился до ушей, и в глазах изобразился любознательный вопрос: — Почему нельзя? Можно. — Без денег? — Ну, конечно, без денег. Ты попробуй. Очень хорошо получится. Ваня взвизгнул радостно, потом прикусил нижнюю губу. В его глазах загорелось настоящее задорное вдохновение.
— Почистить без денег? — Да. Ты попробуй. Интересно, как получится без денег. — А что ж? Возьму и попробую… — Я по глазам вижу, какой ты человек. — Сейчас попробую. Хорошо получится. Ваня бросает на клиента быстрый иронический взгляд. Потом он энергично принимается за работу. — Ты беспризорный? — спросил Игорь. — Нет, я еще не был. — Так будешь. А в школу ходишь? — Я ходил… А потом они уехали. — Кто? Родители? — Нет, не родители, а… так. Они поженились. Раньше были родители, а потом… Ване не хочется рассказывать. Он еще не научился с пользой реализовывать в жизни собственные несчастья. Он внимательно заглядывает на потрепанные задники ботинок Игоря. — Коробку эту сам делал? — А что? Плохо? — Замечательная коробка. А где ты живешь? — Нигде. В город хочу ехать… Так денег нет… сорок копеек есть. Ваня Гальченко рассказывает все это спокойно#2. Работа кончена. Ваня поднял глаза с гордостью и юмором: — Хорошо получилось? Игорь потрепал Ваню по русой взлохмаченной голове: — А ты пацан веселый. Спасибо. Человека, понимаешь, сразу видно#3. Поедем вместе в город? — Так денег нет… Сорок копеек. — Чудак. Разве я тебе говорю: купим что-нибудь? Я говорю: поедем. — А деньги? — Так ведь ездят не на деньгах, а на поезде. Так? — Так, — кивнул Ваня размышляя. — Значит, нам нужны не деньги, а поезд. — А билет? — Билет — это формальность. Ты посиди здесь, я сейчас приду. Игорь Черногорский достал из кармана пиджака какую-то бумажку, внимательно ее рассмотрел, потом подставил бумажку под лучи солнца и сказал весело: — Все правильно. Он показал на здание почты: — В том маленьком симпатичном домике есть, кажется, лишние деньги. Ты меня подожди. Он проверил пуговицы пиджака, поправил кепку и направился не спеша к почте. Ваня проводил его внимательным, чуть-чуть удивленным взглядом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |