КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие валидности. Количественная оценка валидности теста
Теор. валидность той или иной м-ки по отн-ю к сформулированной задаче д.б. критерием для выбора ее в кач-ве инструмента исслед-я. Валидизация личностных м-к на основе внеш. критериев часто бывает невозможной и поэтому приходится опираться на данные конструктивной валидности. При выборе вида валидности следует учитывать опр. ненадежность Ψатрич. диагноза, т.к. сущ. различное предст-е о диагнозе в разных школах. В том случае, когда известен эмпирич. коэф-т валидности м-ки, он д.б. оценен по отн-ю к базовому ур-ню диагностируемого параметра. Базовый ур-нь – доля присут-я в изучаемой популяции той черты или особ-ти, кот. мы собираемся диагностировать. От базового ур-ня зависит инкрементная валидность теста, указывающая на его роль в повышении точности д-ки. Т.е. соотн-е коэф-та валидности с базовым ур-не позволяет ответить на вопрос: насколько будет оправдано его использ-е. При базовом ур-не, приближающемся к 0 или 1, инкрементная валидность теста становится настолько малой, что его использ-е нецелесообразно. Напр., если у 5% клинич. популяции имеется органическое поражение мозга, то базовый ур-нь для данного диагноза в данной популяции будет = 5%. Валидность зависит от особ-тей групп, модераторов. В роли в роли модераторов выступают: пол, возраст, ур-нь обр-я, интересы, мотивация. В клинической Ψд-ке перечень таких модераторов не разработан и нет их дей-я – это скорее исключение, чем правило. Напр., длит. Ψфармакологическое воздей-е при некоторых Ψ. забол-ях м. существенно ↓ валидность м-к, направленных на изучение лич-ти больного. Валидность – действительно ли данный тест измеряет то, для измерения чего он предназначен, и в какой степени? Валидность предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою f. Для опр-я валидности обычно треб. независимые, внеш. критерии всего того, что тест д. измерять. Напр., если тест пригодности к обучению мед. профессиям используется при отборе поступающих в мед. уч-ще, таким критерием, в общем, будет являться успешное окончание этого уч-ща. В пр-се валидизации данного теста его следовало бы провести на большой группе студентов в то время, когда они поступают в училище. Показателями результативности их обучения в мед. училище могли бы служить получаемые каждым студентом отметки. хар-ки преподавателей, успешное или неуспешное прохождение практики и завершение обучения. Такая сводная хар-ка и служит критерием. с которым должны соотноситься исходные тестовые показатели студентов. Сильная корреляция, или высокий коэф-нт валидности, означала бы, что студенты, имевшие высокие показатели по тесту, добивались в мед. училище заметных успехов, а у имевших низкие показатели успехи были слабыми. Слабая корреляция указывала бы на плохое соответствие между тестовыми показателями и критериальной мерой и, следовательно, на низкую валидность теста. В данном случае коэф-т валидности дает нам возможность определить, насколько точно м.б. предсказана на основе тестовых показателей эфф-ть (по заданному критерию) деят-ти.
Валидность тестов, предназначенных для др. целей, устанавливается сходным обр. отн-но подходящих для этого критериев. Валидность батареи тестов, предназначенных для опр-я летных качеств, м.б. установлена по рез-там тренировочных полетов. Валидизация тестов, имеющих более широкое применение, производится отн-но ряда независимо получаемых поведенческих индексов, и их валидность устанавливается только в ходе постепенного накопления данных из множества различных иссл-й. Кажущуюся парадоксальность понятия валидности теста. Если так необх. наблюдать за людьми вне тестовой ситуации или как-то иначе получать объективные данные о том, что мы пытаемся предсказать с помощью теста, почему же не отказаться от самого теста? Ответ на этот вопрос нужно искать в различиях между группой, на которой производится валидизация теста, и группами, в которых данный тест будет со t использ. по его прямому назначению. Прежде чем предоставить тест пользователям, его валидность устанавливается на репрезентативной выборке исп-х. Показатели этих исп-х использ. не по прямому назначению, а только в целях проверки создаваемого теста. Если валидность теста доказывается таким м-дом, его м. применять на других выборках уже при отсутствии критериальных мер.
И все же м. возразить, что нужно лишь подождать до тех пор, пока используемые в кач-ве критериальных мер рез-ты деят-ти или пов-я любой группы появятся сами собой и т.о. получить ту инф-ю, которую мы пытаемся предсказать с помощью тестов. Однако подобный образ дей-й в бол-ве случаев потребовал бы неприемлемых затрат времени и Е. Тесты как раз и предназначены для того, чтобы свести к минимуму недопустимую расточительность такого обр. дей-й — и его пагубное эмоц. воздей-е на людей. С помощью тестов м. оценить, с заданным пределом погрешности, актуальный уровень навыков, знаний и других релевантных хар-к индивидуума, составляющих предпосылку его будущей деят-ти. И чем выше валидность и надежность теста, тем меньше будет относительная величина погрешности. Валидность показывает нам не только степень соответствия теста своему назначению. Фактически, она указывает нам, что измеряется тем или иным тестом. Анализируя данные валидизации, мы можем объективно определить, что же все-таки измеряет наш тест. Поэтому было бы правильнее определять валидность как меру нашей увер-ти в том, что тест измеряет именно то, для измерения чего он предназначен. Несомненно, интерпретация тестовых показателей была бы более ясной и однозначной, если бы тесты всегда получали названия исходя из эмпирически установленных соотн-й, по которым устанавливалась их валидность. Тенденцию к изменению в этом направлении можно увидеть в выборе таких названий, как «тест академич. оценки» и «тест распределения персонала» вместо неопр.— «тест интеллекта».
34. Содержательная валидность – логическая валидность или валидность по определению. М-ды уст-я валидности через описание сод-я, по существу, заключаются в систематич. проверке сод-я теста на соответ-е репрезентативной выборке измеряемой обл-ти пов-я. Такая процедура валидизации обычно применяется к тестам, предназначенным для измерения того, насколько чел-к овладел конкретными навыками или учебным предметом. М. создаться впечатление, что для уст-я валидности любого такого теста достаточно было бы простого просмотра его сод-я. Напр., тест на умножение, правописание или бухгалтерские навыки, казалось бы. д.б. валидным по опр-ю, если состоит из заданий на умножение, правописание или ведение бухгалтерских операций соотв-но. Реш-е, однако, не столь просто, как это может показаться. Сразу же возникает проблема формир-я выборки заданий, адекватно отражающих всю оцениваемую предметную обл-ть. Поэтому тестируемая обл-ть пов-я сначала д.б. подвергнута систематич. ан-зу, с тем чтобы сущ. увер-ть в полном и пропорциональном охвате ее гл. аспектов заданиями теста. Напр., тест можно легко перегрузить теми аспектами исследуемой обл-ти, по кот. проще составить объективные задания. Поэтому рассматриваемую предметную обл-ть след. описывать заранее, и как м. полнее, а не определять после того, как тест уже составлен. Правильно построенные образоват. тесты д. охватывать цели обучения, а не только его конкретные темы. Сод-е, след-но, необх. определять достаточно широко, включая в него помимо знания фактического материала такие важнейшие цели обучения, как применение изученных правил и объяснение фактов. Кроме того. валидность больше зависит от релевантности тестовых ответов индивидуума рассматриваемой сфере пов-я, чем от очевидной релевантности сод-я тестовых заданий. Простая проверка сод-я теста м. и не выявить те пр-сы, которые действительно обеспечивают выполн-е теста исп-ми.
Важно также избежать неоправданных обобщений в отн-и обл-ти пов-я. выборочно проверяемой тестом. Если, напр., орфографич. тест с множественным выбором ответов измеряет сп-ть распознавать правильно и неправильно написанные слова, то из этого не следует, что он также измеряет сп-ть правильно написать диктант, частоту орфографич. ошибок в сочинении и др. аспекты умения писать без орфографич. ошибок. Еще одна трудность возникает в связи с возможным влиянием посторонних факторов на показатели теста. Напр., на рез-ты экзаменац. теста по матем-ке или механике м. чрезмерно повлиять сп-ть понимать словесные инструкции или скорость выполн-я простых, стандартных задач. Содержат. валидность теста обеспечивается с самого начала благодаря отбору соотв. заданий. Что касается образоват. тестов, подготовке их заданий предшествует полный систематич. просмотр соотв. учебников и учебных программ, а также консультации со специалистами по данному предмету. На основе собранной таким путем инф-и составляется спецификация теста для составителей заданий. В ней указывается охватываемые тестом обл-ти сод-я или темы, проверяемые учебные цели-задачи или сп-бы дей-я, а также отн-ное значение отдельных тем и сп-бов. В закл-е д.б. указано треб. число заданий каждого типа по каждой теме. Данные о содержат. валидности. приводимые в рук-ве к тесту учеб. дост-й, д. сопровождаться описанием тех м-дов, которыми обеспечивались целесообразный отбор и репрезентативность сод-я теста проверяемой предметной обл-ти. Если в процессе конструирования теста принимали участие специалисты но данному предмету, следует указать их к-во и проф. квалификацию. Если они выступали в роли экспертов при классиф-и заданий, необх. привести дававшиеся им указания и коэф-т согласов-ти их мнений. Поскольку программы и сод-е курсов со t меняются, особ-но желательно указать дату обращения к экспертам. Следует также сообщить число и хар-р проанализированных при подготовке теста программ и учебников, с указанием года издания. Содержат. валидизация тестов учебных дост-й обычно дополняется рядом эмпирич. м-дов. И суммарный показатель, и выполн-е отдельных заданий можно скорректировать отн-но шкалы успев-ти. В общем, сохраняются те задания теста, которые показывают наибольший прирост процента учащихся, переходящих с более низких на более высокие уровни успев-ти. Др. доп. м-ды, когда они уместны, включают ан-з типичных ошибок при выполн-и уч-мися теста и набл-е за сп-бами их работы. В последнем случае тестир-е ведется в индивидуал. порядке, причем ученика просят при реш-ии каждой задачи «рассуждать вслух». Существенность скоростного фактора м. контролироваться по к-ву тестируемых, не успевающих закончить тест, или с помощью одного из более тонких м-дов. Чтобы обнаружить возможное нежелательное влияние сп-ти понять инструкцию на выполнение теста, м. вычислить коэф-т корр-и между показателями по данному тесту и показателями теста на понимание прочитанного. С др. стороны, если тест предназначен для оценки понимания текста, вопросы, относящиеся к содержанию еще не прочитанного отрывка, покажут, насколько исп-й в сост-и на них ответить, исходя лишь из имеющихся у него предварительных знаний или пользуясь другими нерелевантными источниками инф-и.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |