Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис 7-ми лет




03.06.2015

 

Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет – ребенок уже похож на человека, с ним можно поговорить, он начинает соображать. К 3-м годам ребенок овладевает социальной речью, при помощи которой он может воздействовать на другого взрослого, не имея предмета перед глазами, он может обозначить свое действие. Ребенок может управлять не только поведением другого, но и своим. При помощи речи ребенок может заявлять словом о своих желаниях, а взрослый к этому не привык. А взрослый привык к другому, ребенок речью отделяет себя от взрослого и наступает противостояние. Ребенок не всегда может четко сформулировать речью, что он хочет, но он понимает, что он хочет, важно чтобы было так, как он сказал, а не как взрослый.

«Не» - это первая форма противостояния.

Следующая стадия – ребенок формулирует «сам, я – сам» Выделение себя от взрослого – первая форма самосознания, кризис трех лет часто называют – «я сам» - осознание ребенок себя как Я в первом лице. Это выделение и составляет суть кризиса, выходом из которой служит начало развития детской инициативы. Советы родителям – очень аккуратно быть со всякими запретам.

 

Новообразование – воображение – после кризиса выделяется в отдельную функцию (расстояние между реальным предметом и символом, которым является слово – предпосылки для формирования воображения. Постепенно слова, привязанные к отдельным предметам, обобщаются – формируется понятие, кроме того есть накопленный сенсорный опыт. Например, ребенок гуляет с мамой вдоль пруда, в нем плывет дедушка в лодке с веслами, ребенок видел такую лодку только на картинке. У ребенка спросили про лодку, что это – долго думал и ответил – лодка с ложками, большими – лодку видел, а весла нет, но видел ложку, на которые похожи весла: есть опыт, есть арсенал знакомых слов. Соотношение ощущений, которые закрепляются словами, дают ощущение, что ребенок может представить себе предмет, которого нет перед глазами – до трех лет это невозможно).

Воображение дает толчок для того, чтобы ведущая деятельность могла сложиться, а затем внутри нее развивается дальше.

С Я-Самости ломается старая социальная ситуация развития – в первую очередь система отношений ребенка со взрослым.

 

Дошкольный период (3-7)

На каждом году в этом периоде дети – очень сильно меняются, они очень разные.

 

ВД – игровая (в начале периода и в конце периода она разная – развивается):

к концу 3-года – простая режиссерская игра (у некоторых детей период перехода режиссерской игры в образную почти не заметен) – напрямую связана с переносом функций с предмета на предмет.

Особенности режиссерской игры:

- игра индивидуальная, практически всегда безречевая (тихо сам с собой),

- не всегда понятен сюжет для наблюдателя, ребенок начинает со своих впечатлений такую игру, реализуя это своими средствами, свободными игрушками (гвоздики, пустые пузыречки, пельмени, башмаки и т.п.),

- режиссерская игра всегда разворачивается на ограниченном пространстве (поле ковра, подоконник, стол и т.п.)

- очень ярко выражено 3х субъектность ребенка: режиссер, и одновременно все участники (режиссерская игра объединена общим смыслом – сюжетом – в отличие от игровых действий).

Воображаемая ситуация – это расхождение между смыслом сюжетом игры и реальными предметами, которые являются компонента обеспечения процесса игры.

Например, есть реальный стол, если его накрыть простыней сверху – будет дом, в нем живет кто-то. Физические свойства объекта задают ограничения замыслу ребенка: например, коробка из-под обуви не может стать домом для ребенка, а только для маленькой игрушки. Если ребенок инициирует сюжет сказки, у него закончится его сюжет на том месте, где закончилась сказка.

Образная игра – может возникнуть одномоментно с режиссерской – перенос смысла с предмета на себя.

Особенности образной:

- безречевая,

- индивидуальная;

- внутри образной игры существует несколько этапов: сначала перевоплощение идет через животный мир – ребенок легко надевает на себя образ животного через его пластику; потом начинают появляться социальные роли, которые связаны с внешней атрибутикой (у шофера – имитация руля, у врача – стратоскоп, белый халат и т.п.) в наше время: губка-боб, человек-паук и т.п. – образная игра выполняет важную функцию – школа эмоций (ласковый как котенок, капризный как...); на последней стадии становится понятно, что внутри одной и той же роли может быть разное наполнение (четыре сказки про принцесс, и все принцессы разные – вычленяется что-то общее.

- требует атрибутики, ряжения (чтобы быть мамой в игре – нужно надеть что-то мамино, например туфли).

Постепенно образ усложняется, внутри образа выстраиваются отношения, постепенно возникает потребность в партнере, который будет общаться с ребенком как с образом из его игры. Образная игра никуда не девается, остается у взрослых (у взрослых в районе 30лет может произойти застревание в образной игре – тогда не важно с кем отношения – он всегда в образе, получается, нет возможности построить отношения, если нет того, кто подыгрывает в этой игре, невозможно выстроить взаимоотношения, когда образы из разного сюжета).

 

Сюжетно-ролевая (вытекает из образной) игра.

Особенности:

- групповая

- игра в отличие от режиссерской, которая имеет начало, но не имеет конца (или дети не знают, куда дальше может развиваться игра, или одна игра многократно перетекает из одной в другую)

- предварительная стадия сюжетно-ролевой игры – стадия договора – на этой стадии постепенно складывается обобщения, что одна и та же роль может иметь разное наполнение, потому что дети в процессе договора обмениваются собственным опытом.

- верхушка (сейчас редко встречается) – так всю проговорили, так определили все детали, что отпала необходимость самой игры

- сюжеты постепенно усложняются, совокупность детских знаний об одном и том же предмете (требуется особое внимание взрослого – важно знать, откуда ребенок взял это понятие? Девочка спросила – мама, что такое аборт – а речь шла о песне – волны бьются о борт корабля).

- роли обязательно должны быть объединены сюжетом, они реализуются внутри игры и являются комплиментарными, если нет общего сюжета, взаимодействия между ролями не получится

- постепенно получается, что роль сюжета увеличивается, а потребность в атрибутике отпадает, сворачивается символизм, но должны быть наложены ограничения, таким образом, внутри сюжетно-ролевой игры закладывается игра по правилам

 

Игра с правилами – сейчас очень большие проблемы у детей с этим видом игры

(Эльконин называл игру с правилами воротам в учебную деятельность).

Особенности:

- коллективная

- в ограничениях и разрешениях выстроен весь сюжет

- роли более свободно складываются между собой, носят символический характер и ограничиваются правилами;

- игра с правилами всегда имеет понятный конец, который наступает тогда, когда кто-то выиграл (надо так оперировать разрешениями и запретам, чтобы достигнуть лучшего результата, выиграть), сюжет сам по сути свернут

- сначала принимаешь чужие правила, потом делаешь их свои, а затем инициируешь свои правила (я подчиняюсь, принимаю правила игры и становлюсь ее участником, внутри игровой ситуации я понимаю, что я сам могу создавать эти правила – игра с самими правилами, можно их менять)

Очень много действий у взрослых связано с игрой с правилами, но таковыми не являются.

 

Все виды игры - ступеньки по отношению к следующему виду. Если застрял в одном виде, не развиваются остальные виды. Если в игре с правилами нет возможности замаскироваться под другой вид игры, который доступен, то ребенку очень скоро станет неинтересно играть (очень хороший пример – игра «сапер», если ребенок не уловил правила, через некоторое время ему становится неинтересно, потому что все время взрывается).

Похожие виды деятельности (отличие от игры):

- профессиональный спорт – одни из серьезных критериев, который отделяет профессиональную деятельность от игры – мотивы (или получить удовольствие от самой игры или другое;

- в игре присутствует двухпозиционность

- воображаемая ситуация тоже только в игре (я-игрок и я-человек).

 

В сюжетно ролевой игре часто слабым моментом является сам момент договора (классический пример несостоявшейся сюжетно-ролевой игры – семейная жизнь)

 

Задача – чтобы к концу каждого вида игры ребенок становился ее субъектом – это значит, что он сам может построить свою игру, а не подстраиваться под кого-то.

Как правила все «не до» всплывают, у человека появляются сложности, например, с реализацией командных видов деятельности, осуществлением групповых мероприятий и т.п. (где усвоенные механизмы игры могут быть использованы как механизмы для достижения цели).

 

 

Что важного дает игра с правилами:

1. Произвольность поведения – умение подчинить свое поведение правилу, как следствие выше уровень произвольности (в игре ребенок выше самого себя на голову – Эльконин – т.е. то, что не умеет ребенок делать в обычной жизни, ему легче дается в игре.

2. Сознательное подчинение правилу, указанию другого, возможность произвольно занять позицию, которые предлагают партнеры по игре.

 

Поведенческая симптоматика присуща всякому возрастному кризису, если она протекает ярко и бурно, то по этим поведенческим моментам можно сказать, что ребенок в кризисе.

 

Новообразование – актуализация аффекта (эмоции становятся умными).

Потеря детской непосредственности.

Функция планирования – после прохождения кризиса 7- лет

Ребенок понимает, что другой человек понимает, что он (ребенок) чувствует, когда это внешне проявляется так-то.

Произвольность поведения очень важна для овладения учебной деятельности.

 

В дошкольном возрасте принципиальным компонентом в ССР – является появление сверстника, когда становится возможной организации игр (второй ребенок как партнер в сюжетно-ролевой игре). Постепенно к концу дошкольного периода количество сверстников в общении увеличивается, отношение партнерские (на равных) к концу дошкольного периода, семья и родители – сильнейшие авторитеты, на первом плане все равно взрослый.

С поступлением в школу появляется очень важная персона – учитель. Все отношения рассматриваются или пересматриваются через учителя.

В отношениях со сверстниками – появляется мой класс – оценка других детей через учителя – популярные дети в классе те, которых выделяет учитель (в первом классе), отношения с родителями тоже кардинально пересматриваются, важно, как на это смотрит учитель, может произойти низвержение родительского авторитета, если их позиция очень сильно противоречит тому, что говорит учитель.

Первая социальная роль ребенка – ученик! В норме – все дети хотят быть учениками, это обозначает его определенную принадлежность (очень важны атрибуты, которые обозначают эту роль ребенка).

Учитель в первом классе сочетает в себе для ребенка: учитель, предметник, человек. Он на пьедестале. Зачастую учитель выполняет еще и функцию опекуна.

 

Ведущая деятельность – учебная:

начинает складываться в первом классе и к концу начальной школы ребенок должен стать субъектом (изначально все компоненты в руках у учителя, потом они должны делегироваться).

Структура:

1. Мотив – для чего я (ребенок) хочу учиться. Внутренние и внешние распределяются по отношению к учебной деятельности (напрямую связанные с УД – внутренние, ради красивой формы, портфеля – внешние). Изначально у детей они внешние, потом трансформируются

2. Учебная задача – цель, данная в определенных условиях, основное содержание – овладение обобщенным способом действия (ребенок должен научиться решать целый класс задач, если решается какая-то конкретная задача – это не учебная задача, нет обобщения). Цель учителя (учебной деятельности) – дать детям понимание обобщенной задачи.

3. Учебные действия и операции внутри действия – действия по достижению учебной задачи, одно действие может состоять из операций.

4. Действия контроля – контроль бывает разный: процессуальный и по результатам. Контроль по результату – есть образец или ответ (в конце учебника), часто бывает, что совпадение ответа по результату не означает, что весь процесс был правильным. Процессуальный контроль позволяет скоординировать действия в процессе, если что-то делается не так. В контроле по результату каждый свой вариант ребенок должен сравнивать с первым вариантом, а он сравнивает с предыдущим (написание букв с одним образцом в начале строки), процессуальный вариант – написание букв по точкам. Постепенно, когда тренируется рука, точки не нужны, рука автоматически пишет сама. Важно, чтобы был и процессуальный контроль и по результату (при процессуальном контроле ребенку точки взрослым должны быть показаны).

5. Действия оценки – отметки, это не действие оценки, а контроль по результату. На сколько то, что сделано, соответствует тому, что должно быть - контроль по результату. Действие оценки – я оцениваю сам себя, сделал или нет, решена ли учебная задача.

Основная цель учебной деятельности – изменение самого субъекта. Что значит, я решил учебную задачу – умею решать (и знаю как) целый пласт задач, независимо от внешних параметров. Если я точно знаю, что я знаю, я могу найти свои ошибки, и могу оценить правильность оценки учителя. Я себя оцениваю, я изменился как субъект от того, что освоил способ действия для решения целого класса задач.

Личностное – включение самосознания – я ученик

Самооценка – сначала завышена, затем постепенно складывается дифференциация самооценки, перестает быть целостной, к концу начальной школы – постепенно начинают складываться черты устойчивости самооценки.

Самооценка – как ученик оценивает сам себя. Свойства самооценки:

- дифференцированность, устойчивость, высота, целостность – возникают на разных этапах онтогенеза. (В раннем возрасте: целостная и как у мамы; у дошкольника – целостная, но постепенно идет разделение (ругает только за кляксу. А не в целом); дифференцированность – в разных сферах деятельности Оценка может быть разной; разная высота – низкая, средняя, высокая; адекватность оценки – то, как я себя оцениваю сам, и насколько это соответствует действительности – важно относительно чего оценка была замерена; косвенный способ – сверка с уровнем притязаний; устойчивость – конкретный навык независимо от Ситуаций оценивается одинаково, не меняется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.