КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игра в бисер 44 страница
служению наставники работают над кропотливым выявлением и всесторонним культивированием задатков своих подопечных; и здесь и там господствует настроение некоего нецерковного "благочестия" -- почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в формы своеобразной обрядности (ср. у Гете систему ритуальных жестов, соответствующих долгу "троякого благоговения" -- перед высшим, перед равным и перед низшим). Но утопия Гессе отмечена большей меланхолией, нежели утопия Просвещения: если перед адептами Педагогической провинции Гете "открываются неизмеримые поприща деятельности", то служители Касталии добровольно замыкаются в границы культурного микрокосмоса.
[2_1_013] ...и знаменитой ясеневой роще. -- "Эшгольц" (нем.) и значит "ясеневая роща".
[2_1_014] Отто, Шарлемань. -- Характерная для Гессе игра в имена. Покинувшие Касталию ученики наделены именами императоров раннего средневековья. Шарлемань -по-французски имя Карла Великого; что касается имени Отто, то это весьма обычное немецкое имя в комбинации с "Карлом Великим" вызывает в памяти многочисленных "Оттонов" на императорском троне, давших имя "Оттоновской эпохе" (X-XI вв.).
[2_1_02]
[2_1_03] Избранные (лат.).
[2_1_04] Цвет юношества (лат.).
[2_1_05] Искусство для искусства (франц.).
[2_1_06] Людовик Жестокий (лат.). ...небезызвестный Lodovicus Crudetis... (Людовик Жестокий) -- латинизация прозвища "Луи Жестокий", которое Гессе дал своему другу, живописцу Луи Мулье (под таким прозвищем он фигурирует, между прочим, в повести "Последнее лето Клингзора", относящейся к 1920 г.).
[2_1_07] Хатт II из Кальва (лат.). Хатт II из Кальва.
-- Хатты -- латинское название древнегерманского племени, с которым связано наименование земли Гессен, а также появление фамилий типа "Гесс", "Гессе", "Гессен" и т.п. По воспоминаниям Гессе, гимназический учитель-латинист, оставивший у писателя на всю жизнь благодарную память, в шутку именовал маленького Германа "Chattus" (ср. написанный между 1944 и 1950 гг. очерк "Прерванный урок"). Кальв -родной город Гессе: значит, Хатт II из Кальва -- двойник самого писателя. Эта биографичность подготовлена тем, что перед этим только что был поименован близкий Друг Гессе "Луи Жестокий". (См. комм. выше.) Соблазн "чудаковатой" отрешенности от суеты мира и замыкания в бескорыстно-бесполезных играх духа -- это соблазн, пережитый самим автором и описываемый им в тонах исповеди.
[2_1_08] "Ум весьма восприимчив, занятия не скудны, поведение заслуживает похвалы" (лат.).
[2_1_09] "Ум одаренный и чрезвычайно жадный до новых успехов, снискивает расположение своей обязательностью" (лат.).
[2_2_01] Игроки (лат.).
[2_2_02] Слуга (лат.).
[2_2_03] Карло Ферромонте -- итальянская форма имени и фамилии Карла Изенберга, немецкого музыковеда-фольклориста, друга и родственника Гессе. По собственному признанию писателя, образ Ферромонте -- наиболее портретный образ во всем романе.
[2_2_04] ...ричеркары Фробергера... -- Ричеркар -музыкальное произведение полифонического склада, имевшее распространение в западноевропейской музыке XIV-XVII вв. Фробергер Иоганн Якоб -- немецкий композитор и органист XVII в. Все имена композиторов в романе подлинные.
[2_2_05] ...помышлял о том, чтобы стать бродячим музыкантом и кочевать со свадьбы на свадьбу... -- Образ нищего музыканта, со времен шубертовского "Шарманщика" органично входящий в образную систему немецкой романтической традиции, был с очень большой непосредственностью пережит самим Гессе в
период рассказов о Кнульпе (см. предисловие). Таким образом, эта фраза Магистра музыки есть прощание Гессе с меланхолически-безответственной мечтой, когда-то близкой ему самому.
[2_3_01] В своем роде (лат.).
[2_3_010] "Ши-цзин" ("Книга песен") -- классическая антология древнекитайской песенной лирики, составленная, по преданию, самим Конфуцием.
[2_3_011] Чжуан Цзы -древнекитайский мыслитель Чжуан Чжоу, живший, по преданию, в IV-III вв. до н.э., парадоксалист, высмеивавший рационалистическую этику Конфуция и стремившийся постигнуть диалектическое тождество истины и иллюзии, добра и зла, морали и аморализма; его идеал -- отказ от вмешательства в самоущий распорядок бытия. Книга Чжуан Цзы дает образ чудаковатого юродивого мудреца, который насмехается над претензиями государства к человеку, попирает общепринятые нормы и облекает свою мудрость в нарочито причудливые внешние формы. Именно этот образ мудреца важен в данном случае для Гессе.
[2_3_02] "Сто новелл", или "Новеллино" -- составленный на рубеже XIII и XIV вв. сборник новелл, являющий собой первый образец итальянской повествовательной прозы.
[2_3_03] Мартин Опиц (1597--1639) -- важнейший представитель немецкой придворной поэзии XVII в.
[2_3_04] ...он намеревался выступить в роли швабского теолога... -- Это жизнеописание, перемещающее касталийскую проблематику в обстановку {1_01} пиетистской Швабия первой пол. XVIII в., было наполовину написано Гессе в 30-е гг. и посмертно издано в 1965 г. Сын ремесленника Кнехт, унаследовавший от отца чувственно-художнческую музыкальную одаренность, а от матери -- вкус к теологической "духовности", ищет подлинного служения духу, изучает теологию и претерпевает сильное воздействие личности {2_3_05}Бенгеля, однако устает от интеллектуализма и тоскует по музыке, по скромному предметному творчеству.
[2_3_05] Иоганн Альбрехт Бенгель (1687-1752) -- швабский теолог пиетистского направления. Сочинения Бенгеля причудливо сочетают в себе фантастические чаяния конца света с незаурядными историко-филологическими исследованиями: он осуществил первое-в истории филологии научно-критическое издание греческого
оригинала Нового завета, а его мистические догадки о диалектике истории повлияли на концепции Гамана, Шеллинга, Гегеля и др. философов. Духовный мир швабского пиетизма, отмеченный одновременйо тонкой культурой самоуглубления и сектантской узостью, был знаком Гессе еще по атмосфере родительского дома.
[2_3_06] Этингер Фридрих Кристиан (1702-1782) -- швабский теолог, лютеранский церковный деятель и мистик. Искания Этингера носили подчас неортодоксальные черты: он был почитателем народного философа-мистика Беме и другом знаменитого "духовидца" Сведенборга. Философская система Этингера была направлена на синтез мира природы и мира духа.
[2_3_07] Цинцендорф Николай Людвиг (1700--1760) -- швабский теолог, религиозный деятель и поэт. В своем творчестве апеллировал к жизненно-эмоциональным сторонам человеческой сущности против просветительского рационализма.
[2_3_08] Инь и Ян -древнекитайский символ двуполярности бытия. Инь -положительный полюс (небо, тепло, мужское качало), Ян -- отрицательный полюс (земля, холод, женское начале). Оба необходимо связаны друг с другом. Исходный смысл обоих слов -обозначение двухсклонов горы: солнечного и затененного.
[2_3_09] ..."И-цзин" -памятник древнекитайской прозы (1 тысячелетие до н. э.). Это оракульская книга, предназначенная для гададия по "гуа", то есть чертежам, состоящим из трех черт -цельных или врерывистых. Цельная черта символизирует Инь, прерывчатая -- Ян. Одна из восьми комбинаций обозначает соответственно небо, землю, гром, воду, гору, ветер, огонь, водоем. Комбинируясь по две, триграммы складываются в шестьдесят четыре гексаграммы, каждой из которых соответствует афористическая словесная формула более или менее загадочного содержания, требующая особой интерпретации (вроде тех, которые фигурируют у Гесее). Особый интерес к "И-цзину" проявлял известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875-1962), оказавший влияние на творчество Гессе. Юнг усматривал в чертежах и речениях древнекитайской книги фиксацию
извечных структур человеческого бессознательного (так наз. архетипов). Нетрудно усмотреть сходство между принципом "И-цзин" и идеей гессевской "Игры", которая также являет собой некий калейдоскоп символов...
[2_4_00] Товарищи (лат.).
[2_4_01] Отцы (лат.).
[2_4_02] Также (лат.).
[2_4_03] Деятельная жизнь (лат.).
[2_4_04] Франке Август Герман (1663-1727) -- немецкий теолог-{22_1_01}пиетист, профессор университета в г. Галле. Создал с филантропическими целями комплекс образовательных учреждений для народа, устроенных по последнему слову педагогической науки того времени. Много занимался теорией воспитания.
[2_5_01] Господин (лат.).
[2_5_02] Чаровник (франц.).
[2_5_03] Добрый гений (лат.).
[2_5_04] О делах касталийских (лат.).
[2_5_05] Специальные занятия с целью посвящения в касталийские дела (лат.).
[2_5_06] Томас фон дер Траве -- стилизованный портрет Томаса Манна, с которым Гессе поддерживал близкие дружеские отношения.
[2_5_07] ...этой редкой чести удостоился великий Томас фон дер Траве... за его новые аббревиатуры алхимических значений знаков Зодиака... -- Возможно, намек на ту роль, которую играют алхимические символы в романе Т. Манна "Волшебная гора".
[2_6_01] Ежегодная, или торжественная Игра (лат.).
[2_6_02] Творческий дух (лат.).
[2_6_03] Магистр математики (лат.).
[2_6_04] Магистр грамматики (лат.).
[2_6_05] Новый человек (лат.).
[2_6_06] Отец Иаков -стилизованный и идеализированный образ швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818-1897). Гессе не только много изучал труды Буркхардта, но и имел перед собой некий живой образ его личности; хотя они не был непосредственно знаком с ним, нов годы юности в Базеле застал еще атмосферу "присутствия" знаменитого ученого, беседовал с людьми, лично его знавшими, слушал рассказы о нем и до конца жизни любил вставлять в дружеские письма обороты, заимствованные из обихода Буркхардта. В трудах Буркхардта Гессе привлекало соединение верности классическому гуманизму Гете и Шиллера с трагическим осознанием исторического развития.
[2_7_01] Созерцательная жизнь (лат.).
[2_7_02] Руководство, настольная книга (лат.).
[2_7_03] Студент (лат.).
[2_7_04] Студент Петр (лат.).
[2_7_05] Тускул -город в античной Италии (в Лациуме), в окрестностях которого была расположена вилла Цицерона, служившая знаменитому оратору местом ученых занятий. На этой вилле происходит действие "Тускуланских бесед" -философско-моралистического диалога Цицерона, трактующего о мудро-уравновешенном отношении к жизни и смерти.
[2_8_01] Для вещего прославления Касталии (лат.).
[2_8_02] За стенами (лат.).
[3_1_10_01] "Сумма против язычников" (лат.). "Сумма против язычников" -- наряду с "Суммой богословия" -- один из двух важнейших трудов крупнейшего философа-схоласта Фомы Аквинского (1225-1274). Обе "Суммы" в соответствии со своим наименованием стремятся дать законченный итог всего смыслового содержания средневековой христианской культуры. Гессе, увлекавшийся идеями Фомы Аквинского, сделал одним из героев своего романа "Нарцисс и Гольдмунд" -- монаха Нарцисса, истового и безупречного служителя "чистой духовности" средневековья; таким образом, мотив "Сумма против язычников" как бы перекидывает мост между двумя романами Гессе, выявляя некое тождество Нарцисса и Кнехта.
[3_1_4_01] "Алфавит". -- Гессе в поэтической форме намечает ту проблему, над которой бьются многие современные западные представители философии культуры (начиная от Шпенглера до структуралистов), -- проблему культуры как знаковой системы, фиксирующей свой смысл в ряде формальных условностей и обессмысливающейся для людей, не посвященных в эти условности.
[3_1_8_01] ..."О квадратуре круга" -- oн гласил! -- Неразрешимая математическая задача о разыскании квадрата, равновеликого данному кругу, была с древних времен до эпохи барокко излюбленным символом религиозно-философских исканий равновесия между божеским и человеческим, между вечностью и временем.
[3_1_8_02] ..."Как Адам || И от другого древа плод вкусил". -- Наряду с древом познания добра и зла, вкушение плодов которого ввергло Адама и Еву в первородный грех, в библейском Эдеме находится, согласно Ветхому завету, и другое древо -- Древо Жизни: его плоды сообщают вкусившему бессмертие и совершенство.
[3_2_2_01] Святой Иларион. -- Имеется в виду Илариои (291-372) -основатель палестинского монашества, перенесший в палестинские пустыни обыкновения египетских анахоретов. Иларион был учеником {3_2_2_02}Антония.
[3_2_2_010] "И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма" -- слова ветхозаветной Книги Бытия, 1, 31.
[3_2_2_011] И вот были духовные учители, говорившие: бог, который сотворил мир и в нем Адама и Древо Познания, -- не единый, не всевышний бог... -- Это учение было введено еретическим епископом Синопы Маркионом (середина II в.) и принято рядом гностических сект.
[3_2_2_02] Святые Павел и Антоний -- первые пустынножители, основатели монашества, жившие в пустынях Египта (III-IV вв. н. э.). Упоминавшийся ранее {3_2_2_01}Иларион был учеником Антония.
[3_2_2_03] ...как это изображено на одной фреске пизанского Кампо-Санто. -- Пострадавшая во время второй мировой войны фреска XIV в. на стене Кампо-Санто (кладбища) в Пизе изображает наряду со сценами мирской суеты ц триумфа смерти пустыню, среди которой размышляют и беседуют анахореты; один из них доит лань, другой в изумлении смотрит на это чудо.
[3_2_2_04] "ars moriendi" -искусства умирания, -выражение из лексикона средневековой назидательной литературы.
[3_2_2_05] То был дар слушания. -- Особое служение Иосифа Фамулуса, состоящее в терпеливом выслушивании исповедующихся, описано в явно автобиографических тонах. Дело в том, что Гессе во второй половине своей жизни и особенно к концу ее получал неимоверное количество писем от незнакомых людей -- от юных кандидатов в самоубийцы, от зрелых людей, усомнившихся в смысле своей жизни и претерпевающих тяжелый душевный кризис, от жертв фашизма, ищущих утешения, и от вчерашних правоверных фашистов или националистов, нащупывающих путь к иному, более гуманному миру идей. Все эти корреспонденты обращались к писателю с безотчетным доверием, как к врачу. Таким образом, мучения и искушения Иосифа Фамулуса, были отлично, знакомы самому писателю.
[3_2_2_06] ...Дионом Пугилем... -- Латинское слово pugil означает "кулачный боец".
[3_2_2_07] ...подобно тому, кто предал Спасителя. -- Ср. евангельский рассказ о конце Иуды Искариота: "И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Матф., 27, 5).
[3_2_2_08] ...следовать примеру Иуды или же, если угодно, примеру Распятого... -- Парадоксальное сближение Христа и Иуды характерно для гностической мысли. Иуда повесился, но и Христос в новозаветных, литургических и богословских текстах неоднократно именуется "повещенным на древе" -- и притом специально ддя того, чтобы применить к нему формулу Ветхого завета -- "проклят всяк висящий на древе". Христос принял на себя всю полноту тяготевшего над человечеством проклятия, а потому его предельная святость оказывается тождественна предельной сакральной нечистоте.
[3_2_2_09] У этого человека, как явствовало из его рассказа, были друзья среди магов и звездочетов. -- Рассказ ученого незнакомца содержит подлинные понятия и учения позднеантичного гностицизма, а также стилизованные в гностическом духе моменты доктрины Юнга (см. комм. к стр. 138).
[3_2_3_01] ...носил имя Равана... -- Имена героев этой новеллы довольнo свободно выбраны из сокровищницы имен, фигурирующих в наиболее известных индийских сказаниях. Демон Равана, участвовавший в битве демонов с Рамой, известен по "Рамаяне". Васудева -- имя брахмана, который был министром последнего представителя династии Шунга и в результате переворота сам основал новую династию Kaнваяна ок. 72 г. до н.э. Нала, соперник Дасы в борьбе за власть и за женщину, носит то самое имя, которое со времен Жуковского известно русскому читателю как "Наль". Имя "Правати" заставляет вспомнить обольстительную супругу бога {1_04}Шивы Парвати, любострастными мыслями о которой Камадева пытался отвратить Шиву от аскетического подвига. То же относится и к прочим именам, кроме имени Дасы, по сбоему смыслу соответствующего именам "Кнеxт", "Слуга", "Фамулус".
[3_2_3_02] Майя -- в индийской религиозной философии понятие мирозиждительной, космической иллюзии, которая должна быть преодолена усилием самоуглубления. "Для того, кто достиг состояния истины и действителъности, весь видимый мир исчезает" ("Веданта-сутра-бхашья", II, 1, 14).
[3_2_3_03] ...а на коленях у нее лежал его сын Равана. -- Образу Правати с мертвым сыном на коленях Гессе придает явственные черты изученного Юнгом архетипа Великой Матери, которая вновь и вновь рождает свое Дитя, губит его в своих смертоносных объятиях и застывает в плаче над его окровавленным телом. Эта всерождающая и всегубящая, беспредельно ласковая и беспредельно жестокая Мать, лгущая самим своим бытием, -- символ все той же "майи".
[3_2_3_04] Леса он больше не покидал. -- Эта фраза, замыкающая не только новеллу, но и всю книгу в целом, намечает, наряду с главным движением рассказа о Кнехте, то есть движением от касталийской духовности к "миру", встречное, обратное движение и возвращает нас к эпиграфу, возвещавшему желательность Касталии как оплота "истинной духовности" и бескомпромиссных поисков смысла жизни.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |