Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История появления системы аккредитации




Введение

Создание Национального органа по аккредитации в Германии...........14

3 Структура Национального органа по аккредитации Германии DAkkS.....17

3.1 Органы, входящие в совет, надзор за немецким органом по

аккредитации..................................................19

3.2 Органы - комитеты для выполнения задач в качестве независимого

органа по аккредитации.........................................20

4 Критерии и процедура аккредитации в Германии......................26

Заключение....................................................... 31

Список используемых источников....................................32

Приложение...................................................... 33

 

Аккредитация рассматривается сегодня как основной способ для какой-либо

организации доказать свою компетентность в любых отраслях, где она может

применяться.

Более того, выданный документ об успешно проведенной аккредитации может обеспечить доверие партнеров и более устойчивое положение на рынке.

Ниже будет рассмотрена история возникновения системы аккредитации в Германии, ее модернизация, а также процедура и критерии.

Немецкий стандарт DIN EN ISO / IEC 17011, выполнение требований которого обеспечивает удачное прохождение аккредитации, говорит о том, что:
«Аккредитация является подтверждением со стороны третьих лиц, в котором излагается формально, что орган по оценке соответствия является компетентным для выполнения конкретных задач по оценке соответствия".

 

 

 

После второй мировой войны была разработана концепция о Соединенных Штатах Европы. В Страсбурге 5 мая 1949 года десять европейских государств образовали Совет Европы. Новое образование преследовало цель создания правовых и административных основ общего рынка с равными рамочными условиями для стран участников. По существу основным мотивом было желание устранить правовые, политические и как следствие - торговые барьеры в Европе.

Уже в мае 1952 года начало работать Европейское Сообщество по углю и стали (Горный союз), в состав которого вошли Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды и Люксембург - так называемый I-й Римский договор. 25 марта 1957 года те же шесть стран подписали II-й и III-й Римские договоры, в которых провозгласили о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Договоры вступили в силу 1 января 1958 года и имели целью создание в течение 12 лет общего рынка со свободным оборотом товаров, услуг, людей и капитала. При этом 1 июля 1957 года три организации - Горный союз, Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии были объединены в Европейское Сообщество (ЕС) и основали совместные исполнительные органы, такие как Совет Министров ЕС и Комиссия ЕС.

В 1960 году возникла Европейская ассоциация свободной торговли EFTA. Ее создали семь западноевропейских стран. Первая цель EFTA - упразднение таможенных пошлин во внутренней торговле промышленными товарами была достигнута уже в 1966 году. Однако только в 1993 году ЕС и EFTA объединились в Европейское Экономическое Пространство (EWR). К этому времени в ЕС уже вошли Дания, Великобритания и Ирландия (1973 г.), Греция (1981 г.), Испания и Португалия (1986 г.). Позднее, в 1995 году в ЕС вступили так же Австрия, Швеция и Финляндия. Теперь ЕС состоит из 27 членов.

Исходя из целей ЕС и руководствуясь почти столетним опытом в признании испытательных лабораторий и органов по надзору в Германии, заинтересованные круги с начала 90-х годов стремятся к созданию эффективной и международно признанной немецкой системы аккредитации. Предпосылкой к этому послужило принятие 23 июня 1989 года серии европейских стандартов EN 45000, которые с 1 мая 1990 года вступили в силу в качестве национальных немецких стандартов DIN EN 45000.

Уже в марте 1991 года был основан Немецкий Совет по Аккредитации (DAR) (рисунок 1), предоставляющий собой координационную рабочую группу и имеющий целью создание единой, международно признанной системы аккредитации в Германии как в законодательно регулируемой, так и в добровольной областях. По причине федеральной структуры Германии, было принято решение о создании децентрализованной системы аккредитации. Исходя из идеи децентрализации, перед DAR ставились лишь задачи по координации деятельности в области аккредитации и признания, ведению центрального национального реестра (баз данных) по аккредитации и признанию, а также представлению немецких интересов в национальных, европейских и международных организациях, занимающихся вопросами аккредитации и признания.

Рисунок 1- Состав первого Совета по аккредитации

В Германии находили свое существование 5 частных и 14 государственных органов по аккредитации, являющихся уполномоченными организациями, деятельность которых охватывала обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Координацию их деятельности осуществляет Совет по аккредитации (DAR)

Сам DAR не занимался аккредитацией, на него были возложены полномочия по координации деятельности по аккредитации и признанию, ведению центрального национального реестра по аккредитации и признанию и представительские функции в международных, европейских и национальных организациях в сфере аккредитации. Решения и стандарты, разработанные Советом, являлись основой для деятельности органов по сертификации, аккредитованных в DAR. В состав DAR входили представители как законодательно регулируемой области, так и добровольной. Решения, принятые DAR, были не обязательны и носили рекомендательный характер, распространяющихся на членов DAR, работающих в любой области.

Органы по аккредитации — члены DAR использовали единую форму аттестата, наличие которого предоставляло органам по оценке соответствия (ООС) право использовать знак аккредитации DAR на своих документах и сертификатах.

В DAR было аккредитовано 3330 ООС. База данных по ним находилась в свободном доступе и связана с базой данных Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА).

К частным органам по аккредитации относились:

· DAP (Немецкая система аккредитации в области испытаний);

· DACH (Немецкий орган по аккредитации в области химии);

· TGA (Немецкая ассоциация по аккредитации, включающая присоединившийся бывший DATech (Немецкий орган по аккредитации в области технологий);

· государственный орган по аккредитации DKD (Немецкая служба калибровки).

Они являлись участниками Многостороннего Соглашения о взаимном признании результатов ЕА и соглашений ILAC. Представители этих органов обладали международным опытом оценок «равного равным» и принимали активное участие в работе комитетов и рабочих группах ILAC и ЕА.

Рассмотрим органы по аккредитации в законодательно регулируемой области.

В законодательно регулируемой области, органы по сертификации назначаются решением федеральных и/или земельных рабочих групп. При этом указывается их область компетенции, выражающаяся в ограничении полномочий органа по сертификации осуществлять свидетельствование соответствия продукции определенной директиве EC

В гармонизированной регулируемой области органы по сертификации или надзору, нотифицированные федеральным правительством в Комиссии ЕС, проводят оценку соответствия согласно директивам ЕС. Комиссия ЕС рекомендует странам членам ЕС аккредитовывать данные органы, а также и испытательные лаборатории на соответствие стандартам серии EN 45000.

В результате ряда заключенных между землями соглашений, установленная законодательством компетенция государственных служб, осуществляющих деятельность в области аккредитации и признания, была передана трем Центральным органам, действующим на основе соглашений с землями. К Центральным органам земель в частности относятся:

· Центральный орган земель по технике безопасности;

· Центральный орган земель по охране здоровья в области медицинской продукции;

· Центральный орган земель по аккредитации во исполнение закона об опасных веществах.

Кроме трех Центральных органов по аккредитации, возникших в результате подписанных между землями соглашений, в законодательно регулируемой области в Германии действуют также ряд органов по аккредитации, образованных вследствие требований директив ЕС. Среди них следует отметить следующие:

· Орган по аккредитации федерального министерства почты и телекоммуникации (BAPT);

· Орган по аккредитации федерального ведомства по безопасности в информационной технике (BSI);

· Федеральный орган GLP.

Теперь будут изучены органы по аккредитации в законодательно нерегулируемой области.

В противоположность законодательно регулируемой области, в законодательно нерегулируемой области аккредитация соответствует требованиям рынка и, как правило, не базируется на законодательстве. Основу аккредитации здесь представляют стандарты или другие нормативные документы. Летом 1990 года была основана Головная организация по аккредитации (TGA). TGA берет на себя функцию координации работ самостоятельных (независимых) органов по аккредитации, связанных с TGA рамочными договорами. TGA признает полномочия органов по аккредитации в добровольной области на основании выполнения ими требований стандартов серии DIN EN 45000. Кроме указанных функций, на TGA возложены обязанности по урегулированию споров между органами по аккредитации, а также между органами по аккредитации и их заказчиками, а также TGA выступает в роли единственного в Германии органа по аккредитации органов по сертификации систем качества и органов по аттестации персонала.

В отдельное структурное подразделение выделена служба калибровки (DKD), которая является государственным органом по аккредитации калибровочных лабораторий и в добровольной области.

 

Pис. 2 - Структура Головной организации по аккредитации (TGA)

 

Органы по аккредитации испытательных лабораторий:

В законодательно нерегулируемой области в Германии работают следующие органы по аккредитации испытательных лабораторий, представленные в DAR:

· Немецкая система аккредитации испытаний (DAP GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации в области техники (DATech e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ e.V.) при Немецком институте по нормированию;

· Немецкий орган по аккредитации в области химии (DACH GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации "Металл и подобные материалы" (DAM e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации "Минеральные масла" (DASMIN GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации "Стальные конструкции и энергетика" (DASET e.V.);

· Общество по аккредитации и сертификации (GAZ GmbH);

· Немецкая служба калибровки (DKD e.V.).

Органы по аккредитации органов по сертификации продукции

В законодательно нерегулируемой области в Германии, аккредитацией органов по сертификации продукции занимаются следующие органы по аккредитации:

· Немецкая система аккредитации испытаний (DAP GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации в области техники (DATech e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ e.V.) при Немецком институте по нормированию;

· Немецкий орган по аккредитации "Металл и подобные материалы" (DAM e.V.);

· Немецкий орган по аккредитации "Минеральные масла" (DASMIN GmbH);

· Немецкий орган по аккредитации "Стальные конструкции и энергетика" (DASET e.V.);

Данные органы проводят аккредитацию на основании стандарта DIN EN 45011.

"Общие требования к экспертизе и аккредитации органов по сертификации" были сформулированы в проекте стандарта DIN EN 45010 (pr EN 45010:1995) с учетом международного документа ISO/CASCO 226 (2-я редакция) - будущего руководства 61 ИСО/МЭК (ISO/IEC Guide 61).

Аккредитация органов по сертификации систем качества

Единственным органом по аккредитации систем качества в Германии в законодательно нерегулируемой области является Головная организация по аккредитации (TGA GmbH) во Франкфурте-на-Майне. TGA была основана в 1990 году рядом немецких промышленных союзов. Наряду с Союзом Немецкой промышленности и Съездом Немецкой промышленности и торговли, соучредителями TGA являются объединения и союзы из различных отраслей.

Занимаясь аккредитацией органов по сертификации систем качества и аттестации персонала, TGA является координирующим органом в законодательно нерегулируемой области, что придает ему особое положение в немецкой системе аккредитации. Для выполнения функций координирующего органа, TGA имеет комиссию по структуре и надзору (рис.3.2), которая проводит аудиты органов по аккредитации.

В задачи TGA в области аккредитации органов по сертификации систем качества входит:

· аккредитация и надзор за органами по сертификации в соответствии с критериями стандартов DIN EN 45000;

· назначение экспертов для аудита органов по сертификации;

· организация обмена опытом между национальными и иностранными органами по аккредитации;

· оказание консультативной помощи другим органам по аккредитации.

Кроме того, TGA представляет интересы аккредитованных ей органов по сертификации в национальных, европейских и международных организациях.

Комиссии DAR

Для координации работ в Немецком совете по аккредитации учреждены комиссии. В настоящее время действуют следующие четыре комиссии:

Комиссия по сотрудничеству (DAR-AZ)

Комиссия по обучению экспертов (DAR-ABT)

Комиссия по международному сотрудничеству (DAR-AIZ)

Комиссия по техническим вопросам (DAR-TF)

Структура органа по аккредитации (на примере DAP)

Структуру органа по аккредитации в добровольной области рассмотрим на примере DAP - Немецкой системы аккредитации испытаний.

Орган по аккредитации DAP существует с 1 июля 1994 года при Немецкой системе аккредитации испытаний (DAP) с местонахождением в Берлине. Единственным учредителем системы является Союз ведомств по испытаниям материалов (VMPA e.V.). Процедуры аккредитации проводятся под полную ответственность Управления делами DAP. Проведение экспертизы может частично передаваться институтам DAP, которые посредством рамочных договоров включены в систему качества DAP. Данная организационная структура DAP соответствует требованиям EN 45003 "Система аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий - общие требования к органам по аккредитации лабораторий", издания марта 1995 года.

Органами DAP являются:

· Общее собрание членов VMPA e.V.;

· Комиссия учредителей из пяти членов VMPA e.V.;

· Управляющий совет, состоящий примерно из 20 представителей заинтересованных кругов;

четыре системные комиссии:

· AfA (комиссия по аккредитации),

· AfR (комиссия по правилам),

· AfQ (комиссия по качеству),

· AfB (комиссия по жалобам),

· 14 отраслевых комиссии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.