Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка католической церкви




Средневековые художники исходили из противоположности земного и небесного. Задачу искусства они видели не в отображении земного мира, а в проникновении своим творчеством в мир божественный.

Устремление к Богу и Бесконечности стало для средневековых художников важнейшей эстетической задачей. Если античный храм был перекрыт плоской крышей, то над христианской церковью возвышался купол, возносивший зрителя ввысь, к небосводу. Такое конструктивное решение воплощало в себе основной эстетический принцип.

Начиная с 4 в. в условиях упадка городской культуры монастыри становятся центрами учености и музыкального профессионализма. Христианство было духовной основой культуры Средневековья.

Музыка стала главным проводником христианской идеи в массы. Аскетизм проявился и в музыке – ничего лишнего. Богослужебные мелодии были предельно просты.

К VIII веку основой церковного пения стал григорианский хорал – свод систематизированных Папой Григорием I (около 540- 604) одноголосных мелодий. Хорал – это одноголосная мелодия с церковным текстом, омузыкаленная молитва. Тексты для хоралов брались из библии, изложенной на латыни; отдельные песнопения пелись на греческом языке.

Эти католические хоралы получили свое название по имени папы Григория 1- автора большинства церковных песнопений. Он составил Антифонирий. – сборник песнопений, исполнявшихся антифонно, то есть попеременно двумя полухориями расположенными справа и слева от алтаря.

Первоначально григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации. Невмы выглядели как черточки, точки и запятые.

 

Со временем невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, а позднее стали круглыми.

Григорианское пение на первых порах было «A Capella» то есть без инструментального сопровождения.

Главной формой богослужения у католиков стала месса. Ее аналог у православных христиан – литургия, во время которой происходит причащение верующих тела и крови Христовой. В мессе 5 основных частей: Kyrie («Господи, помилуй»), Gloria («Слава в вышних»), Credo («Верую»), Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословлен»), Agnus Dei («Агнец Божий»).

Заупокойная месса называется реквиемом. В реквиеме есть дополнительные части. 1.Диес ирэ (день гнева, судный день);

2.Туба мирум (Чудесная труба, призывающая грешников на суд Божий);

3.Лакримоза (Слезная).

Музыку мессы сочиняли практически все великие западные композиторы не только католики, но и протестанты (например И.С.Бах).

 

Основной событие в средневековом церковном пении - зарождение многоголосия - церковной полифонии. Произошло это событие во Франции в XI веке в монастыре при соборе Нотр-Дам де Пари. Оттуда новый способ композиции быстро распространился в другие страны католического мира.

Сущность полифонии заключалась в том, что к медленному и строгому григорианскому хоралу сверху присочинялась сопровождающая мелодия. Она звучала одновременно с основным напевом. Присочиненный голос назывался дискант. Дискант мелодически расцвечивал строгий григорианский напев и придавал ему черты восторженности и вдохновенности. Количество присочиненных голосов постепенно стало увеличиваться.

Сочетание двух или более мелодий называется контрапунктом.

Полифонические композиции требовали предварительного обдумывания, сочинения и последующей записи. Так появилась новая фигура в истории музыки - композитор, создающий в своем воображении многоголосные композиции.

Первыми композиторами были Леонин (ХII в.) и Перотин, получивший у потомков прозвище “Великий”. И тот и другой были монахами Собора Парижской Богоматери.

Постепенно новый способ композиции проникает и в светскую музыку. Появляются модные тогда полифонические сочинения по случаю коронации, смерти, бракосочетаний или юбилеев высокопоставленных особ.

Полифонические композиции предварительно сочинялись на бумаге и тщательно рассчитывались. Это было бы не возможно, если бы не был изобретен новый способ записи музыки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 5869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.