КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературные терминыТД «Самсон», г. Иваново За поведением покупателей в торговой точке Лист наблюдений
ЭПИТЕТ – (от греч. ерitheton – приложение) – вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок – здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Различают Э. "украшающий" – обозначающий постоянный признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, важный для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес": "тучка золотая", "утес-великан", "стоит одиноко", "тихонько плачет"). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.
МЕТАФОРА – (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. А.С. Пушкин 2. Овеществление – уподобление предмету: Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей Н.С. Тихонов
СРАВНЕНИЕ – вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания:
А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. А.С. Пушкин
И русых головок над речкой пустынной Что белых грибов на полянке лесной! Н.А. Некрасов
Кроме того, С. может быть выражено: существительным в творительном падеже: " Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А.С. Пушкин); сравнительной степенью прилагательного или наречия: "Я - за ней. Она бежала легче серны молодой " (К.Н. Батюшков); фразеологизмом: "Похожи, как две капли воды "; наречием с приставкой по-: "Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому ". С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов). В отрицательных С. один предмет противопоставлен другому: " Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи - // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои" (Н.А. Некрасов). С. может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так:
Журчит во мраморе вода И каплет хладными слезами, Не умолкая никогда. Так плачет мать во дни печали О сыне, павшем на войне... А.С. Пушкин
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры.
ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной " (А. Ахматова); " Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), " Оптимистическая трагедия " (Вс. Вишневский).
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – (от греч. rhetor – оратор) – стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?… М.Ю. Лермонтов
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – (от греч. rhetor – оратор) – стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).
ГРАДАЦИЯ – (от лат. gradatio – постепенность) – стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г.) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:
За то, что вы меня – не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше негулянье под луной, За солнце не у нас над головами... М. Цветаева
ИНВЕРСИЯ – (от лат. inversio – перестановка) – стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.
Александрийского столпа... А.С. Пушкин
Ворчали старики... М.Ю. Лермонтов
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – (от фр. parcelle – частица) – интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране " (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – (от греч. parallelos - идущий рядом) – 1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:
В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин
Желтый снег, облипающий плиты... И.Ф. Анненский
2. П. психологический – стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни): " То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит " (русская народная песня).
АНАФОРА – (от греч. anaphora – вынесение вверх) – стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).
Люблю твой строгий, стройный вид. А.С. Пушкин
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – те слова, которые являются близкими по значению только в данном контексте, вне контекста близость теряется. Например, из лирики С.А. Есенина: «несказанное, синее, нежное».
КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ – это те слова, которые являются антонимами лишь в данном контексте. Например: попасть в молочко, попасть в яблочко.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |