КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегии как техники НЛП
В процессе развития НЛП были смоделированы десятки стратегий, с которыми могли успешно работать не только эксперты, владеющие данными стратегиями, но и большинство людей. Многие из этих стратегий были переведены в техники НЛП, позволяющие обучиться соответствующим стратегиям. Среди подобных стратегий можно назвать следующие: стратегия творчества (стратегия Диснея), стратегия орфографии, стратегия спокойной реакции на критику, стратегия того, как ставить последнюю точку, стратегия поиска ресурса, стратегия того, как заинтересовать группу людей (стратегия мультипликационного фильма), и т. д. Теперь нам бы хотелось проиллюстрировать несколько подобных техник-стратегий: стратегию Бэйтсона и стратегию Аннеке Мейер и Жене Ерли «Мне интересно как...» («I wonder how...»).
СТРАТЕГИЯ БЭЙТСОНА
«Перекрестное опыление» в качестве ресурса для зашедших в тупик процессов Грегори Бэйтсон, чьи идеи можно встретить повсеместно в НЛП, не имел конкретной профессии. Он был биологом, однако также успешно занимался и антропологией, и философией. Но это еще не все: у него была потрясающая способность смотреть на физиологическую проблему глазами биолога, а на биологический процесс смотреть глазами антрополога. «Стратегия Бэйтсона» представляет собой способ передачи этой способности другим людям. Данная стратегия предусматривает переведение определенного взгляда на проблему, отлично функционирующего в определенном контексте, на другой контекст, в котором клиент зашел в тупик. Это осуществляется посредством так называемого «пространственного перемещения», иными словами, помещение в определенное пространство используется в качестве якоря. Стратегия Бэйтсона функционирует следующим образом: 1.Помещение проблемы в проблемное пространство Подумай о процессе, который был прерван, о ситуации, в которой ты зашел в тупик. Якорь 1: Обозначь это место как проблемное пространство. Войди в него, ассоциируйся с данной проблемной ситуацией и установи, как именно этот процесс начинается и заходит в тупик. 2.Создание мета-пространства Выйди из проблемного пространства. Якорь 2: Обозначь это место как мета-пространство: место, в котором у тебя имеется позитивный взгляд на проблемную ситуацию. Оставайся в мета-пространстве. Подумай о чем-то, что у тебя хорошо получается, в чем у тебя проявляется творческое начало и энтузиазм. Это может быть, к примеру, твое хобби. Выбери что-то, что не имеет никакого отношения к проблемной ситуации. 3.Создание пространства ресурса с впечатлением-ресурсом Якорь 3: Обозначь некое место как пространство ресурса. Перейди в это место, ассоциируйся с действием ресурса и посмотри, как это происходит. Какие этапы можно выделить в этом процессе? 4. Взгляд на проблему, «как будто» это было действие ресурса Находясь в пространстве ресурса, посмотри на свою проблемную ситуацию. Используй действие ресурса в качестве аналогии: «То, что там происходит, подобно тому, что происходит при X [действие ресурса]». В чем тогда будет выражаться проблема? Найди время, чтобы описать ее. Как можно было бы решить эту проблему? 5. Перенос решения в проблемное пространство Войди в мета-пространство. Перенеси решение, которое было найдено в пространстве ресурса, в проблемное пространство. Посмотри на себя из мета-пространства, использующего найденное решение в проблемном пространстве (диссоциация). Доволен? Переходи к этапу 6. Все еще не доволен? Необходимо внести поправки в перенос или в решение. 6. Ассоциация с решением Войди в проблемное пространство и ассоциируйся с решением проблемы. Проблема решена? Произведи подстройку к будущему («future расе») и выходи Выход (ТОТЕ). Не доволен? Следующая Операция (ТОТЕ). Повтори стратегию Бэйтсона применительно к другим действиям ресурса. Либо перейди к другой технике (например, к переносу ресурса) на основе той информации, которая теперь у тебя имеется.
СТРАТЕГИЯ «МНЕ ИНТЕРЕСНО КАК...» («I WONDER HOW...»)
Стратегия «Мне интересно как...» представляет собой простой, но эффективный способ активизирования неосознанного знания и творческого начала. Иными словами, «Существуют вещи, о которых мы можем только догадываться, но которые мы не способны обнаружить, рассчитывая только на свои силы» (Bergson 1933). Аналогичное высказывание можно встретить и у Ван ден Берка (Van den Berk 1987). Данная стратегия была разработана Аннеке Мейер на основе мыслительных процессов Жене Ерли. Стратегия функционирует следующим образом: 1.Определи, какой процесс ты хочешь сделать наиболее оптимальным Спроси у себя: «В чем именно заключается сложность моего мышления/ ощущения/действия, в каком месте этот процесс прерывается?». 2.Сформируй образы того, как обстоит дело сейчас, и как ты хочешь, чтобы оно обстояло Сформируй четкую визуальную репрезентацию того состояния, в котором ты сейчас пребываешь (твое «нынешнее состояние»), и того состояния, к которому ты стремишься (твое «желаемое состояние»). 3.Задай вопрос «Мне интересно, как...» Прояви заинтересованность в следующем этапе данного процесса, создай пространство для неосознанного знания, твоей интуиции, задавая себе вопрос (глядя при этом на картину репрезентации прерванного процесса): «Мне интересно, я спрашиваю самого себя, как... я могу добавить в этот процесс следующий этап...». Посмотри на свою репрезентацию, словно ты находишься в своем собственном кинотеатре и видишь изображение на экране. В это время: подложи одну руку под подбородок, а другую руку под локоть. 4. Осознай появившуюся у тебя реакцию У тебя все получилось? Если да — прекрасно. Если нет, используй полученную информацию для улучшения репрезентации. Повторяй вышесказанное до тех пор, пока не будешь знать следующий этап и/или пока процесс, который был прерван, не продолжится. Варианты использования других сенсорных каналов: Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние с помощью звуков (аудиальная система). Займи место в концерном зале своей жизни, прислушайся к тому, что услышишь. Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние посредством ощущений и движений (кинестетически). Встань и постарайся почувствовать, какие импульсы и движения произвольно появляются у тебя.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |