Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии




В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,— с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался. Согласно вавилонскому мифу о со-творении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудо-вища был Энлиль.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стре-мились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры и аккадцы верили в загробный 177

мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.