Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шииты при режиме Саддама Хусейна 1968-2003 гг. 3 страница




Вооруженные действия шиитов против оккупантов прекра­тились к осени 2004 г. В октябре боевику «Армии Махди» согла­сились сложить оружие при условии полной амнистии и денеж­ной компенсации. США выделили на сотрудничество с шиита­ми многомиллионные суммы.

Определенное воздействие на ситуацию в Ираке в целом и на шиитов в частности оказывали меры политического характе­ра. 8 марта 2004 г. члены Временного управляющего совета Ирака подписали «Основной закон государственного управления в пе­реходный период» — временную конституцию страны. В этом документе подтверждается единство Ирака, предоставляются рав­ные права всем иракцам, невзирая на их религиозную и этни­ческую принадлежность. Ислам признается в качестве главной религии государства и основы его законодательства. Утвержда­ется-федеративный принцип устройства государства. Гаранти­руется справедливое распределение доходов от природных бо­гатств Ирака. Этот документ становился главным законом Ира­ка вплоть до принятия постоянной конституции, намеченного на конец 2005 г. «Основной закон» вызвал недовольство прак­тически всех видных шиитских деятелей, независимо от их по­литической ориентации и отношения к американцам. По их Мнению, он носит прокурдский характер. В июне было сфор­мировано временное правительство Ирака и распущен ВУС.

Прекращение шиитской интифады и урегулирование отно­шений с лидерами шиитской общины имело своим результатом участие шиитов в прошедших 30 января 2005 г. общенациональ­ных выборах в парламент Ирака. В отличие от бойкота со сторо­ны суннитов шииты активно проголосовали за коалицию шиит­ских партий — «Объединенный иракский альянс», пользующий­ся поддержкой верховного аятоллы Али Систани. Его лидерами являются Абдель Азиз аль-Хаким (ВСИРИ) и И.Джафари (ад-Даава аль-исламийя). Эти духовные авторитеты, имеющие репу­тацию умеренных исламистов, входили в руководство Времен­ного управляющего совета и делегировали своих представителей в действующее Временное правительство Ирака. Шииты полу­чили 48,19% голосов, что обеспечило им 140 из 275 мест в парла­менте. Второе по числу голосов и количеству депутатских мест заняли курды: 25,73% и 75 мест соответственно.

Несмотря на убедительную победу на выборах, полученную «Объединенным иракским альянсом», число депутатских манда­тов не обеспечивает шиитам необходимого для принятия важ­нейших решений квалифицированного большинства в переход­ном парламенте. 3 апреля депутаты достигли согласия относи­тельно кандидатур председателя парламента и его заместителей, которыми стали соответственно Х.Хасани (суннит), Х.Шахрита-ни (шиит) и А.Тайфур (курд).

Придя в Ирак, американцы в качестве главной своей задачи заявили создание гражданского общества, формирование демок­ратических институтов. Кое-что в этом направлении ими было предпринято. В назначенный в июле 2003 г. Временный управ­ляющий совет вошли практически все политические группиров­ки, включая представителей исламской шиитской партии ад-Даава и компартии. Началась перестройка силовых структур, по­явилась свобода слова.

Но пока ситуация в Ираке остается достаточно сложной. Об­щество расколото, сопротивление не прекращается, экономика переживает глубокий кризис, люди не имеют работы. Не выри­совываются и перспективы демократизации мусульманского со­общества, не преобразовывается Ирак, как задумывалось запад­ными политиками, в своего рода образец переустройства Ближ­него Востока на демократических началах. Практическое воплощение намеченных проектов дает совсем иной результат. Систе­ма пропорционального представительства в соответствии с рели­гиозными и этническими критериями, которую навязывают США, полностью порывает с прежними светскими принципами управ­ления Ираком. Такая схема ведет к тому, что именуется «лива-низацией», т.е. к углублению раскола общества на этно-конфессиональной основе.

Американцы еще до вторжения в Ирак вели переговоры с шиитской оппозицией, в том числе с ВСИРИ, обещая им значи­тельные привилегии в случае поддержки силовых действий США и их союзников по свержению режима С.Хусейна. Получив ло­яльное отношение руководства ВСИРИ, США прилагают уси­лия к превращению шиитских клерикалов в инструмент своей политики. Но результат в данном случае непредсказуем.

Шиитское общество — сложное, многослойное, слабо консо­лидированное образование. Его элита всегда была представлена религиозными и светскими авторитетами, а поэтому было бы большой ошибкой сводить вопрос о политической мобилизации шиитов в Ираке только к роли клерикального руководства. Это­му обществу в целом и в пределах отдельных его групп присущи серьезные противоречия.

Основные внутренние расхождения в шиитской общине Ира­ка проходят по нескольким линиям: значительные теолого-иде-ологические разногласия имеются между тремя крупнейшими духовными центрами иракского шиизма — Эн-Наджафом, Кербелой и Казымийей; сохраняются различия между проводника­ми влияния иранского шиизма и сторонниками арабского ши­изма, самостоятельного и свободного от персидского воздей­ствия. К этому следует добавить соперничество семей влиятель­ных шейхов и ведущих клерикальных деятелей, в числе которых такие известные шиитские фамилии, как Аль-Хаким, Бахр аль-Улюм, Кашиф аль-Гита, Мударриси, Хоу'и и Садр. Все они име­ют в шиитской общине своих сторонников и противников на персональном и клановом уровне.

К конкуренции между теологами добавляется борьба между различными политическими деятелями из числа шиитов и руководимыми ими организациями — ВСИРИ, ад-Даава аль-Исла-мийя, Партия исламского действия, Кадры исламского призыва, Иракский союз исламских сил и др. Эта борьба — серьезный внутриполитический фактор: некоторые группировки могут при­знать более предпочтительным иметь над собой уже привычную власть суннитской общины, нежели конкурирующую шиитскую фракцию.

Что касается шиитской общины, то следует учитывать пред­ставительный «средний класс», включающий инженеров, учите­лей, университетских преподавателей, врачей, ученых, деятелей культуры, который, несмотря на пауперизацию в годы санкций, остается существенным фактором укрепления общенациональ­ных устремлений, далеких от религиозных чувств и слепого сле­дования установкам духовных авторитетов. В среде этих людей сильна идея секулярного характера иракского государства как оптимальной в условиях существующей в Ираке «этно-конфес­сиональной мозаики».

Широкое и равноправное участие шиитской части населе­ния Ирака в общенациональных политических организациях не позволит религиозному шиизму представлять себя в качестве единственного выразителя прав и интересов иракских шиитов. С укреплением иракского государства, опирающегося на все этно-конфессиональные группы страны, вес сил, за которыми стоят различные региональные державы (Иран, Турция, Саудовская Аравия), начнет снижаться. В духовной сфере укрепление ирак­ского шиизма позволит вернуть прежнюю роль теологической школе Эн-Наджафа (аль-Хауза аль-ильмийя) и отобрать у иран­ского Кума закрепившийся за ним в годы баасистской диктату­ры статус главного центра шиизма.

Шииты Ирака на протяжении веков подвергались гонениям и притеснениям со стороны суннитов. Сами шииты себя осозна­ют как отдельную общность избранных и потому гонимых. Ши­итский ислам для его приверженцев не столько мировоззренчес­кая система, сколько консолидирующая сила. Историческая па­мять о пережитых гонениях, мифы и символы, общие страдания — все это объединяет, сплачивает подавляющую часть иракского арабского элемента. Вероисповедное единство, маскируя соци­альное неравенство внутри общины, позволяет абсолютизиро­вать известное совпадение интересов единоверцев как социаль­ной группы перед лицом господствующей суннитской общины и придает конфессиональной группе статус чуть ли не отдельной нации.

Вместе с тем шииты Ирака чувствуют себя иракцами в не меньшей мере, чем сунниты. Здесь их родина, в ее земле покоят­ся святые люди их конфессии, жива память об имамах Али и Хусейне. Время правления Хусейна воспринимается шиитами как образец организации жизни государства и общества, их взаимо­действия на справедливой основе, что и создает необходимые предпосылки для мира, благополучия и процветания. Шииты никогда не поднимали вопроса об отделении от Ирака и образо­вании самостоятельного государства. Свое будущее они связыва­ют с построением иракского государства на основе выработан­ной шиитскими идеологами модели плюрализма и диалога, ко­торую многие наблюдатели считают универсальной схемой ис­ламского развития во всем арабском мире. Важным моментом этой модели является признание того факта, что исламское дви­жение в нынешних условиях должно отвечать современным тре­бованиям. Прежде всего речь идет о демократичности и откры­тости для заимствований. По проблеме открытости ведутся ост­рые дискуссии: осуществлять модернизацию собственными си­лами или здесь не обойтись без опоры на внешний фактор. Воп­рос скорее риторический. Сегодня перед шиитской общиной, как и перед всем иракским обществом, стоят задачи построения государства. Каким оно будет, зависит от множества факторов. Но многие аналитики сходятся на том, что Ирак преодолел син­дром возможности исламской революции.

 

 

— 165 —




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.